Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 18:21, курсовая работа
Цель работы состоит в том, что бы раскрыть понятие компетенции российского нотариата и задачи, которые ставит перед ним сегодняшняя действительность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития, понятие и система органов нотариата……………........4
1.1. Понятие и система органов нотариата…………………………………..…4
1.2. История развития нотариата в России…….………………………………9
2. Компетенция органов нотариата…………….………………………………14
2.1. Общая характеристика органов нотариата……..………………………..14
2.2. Правила осуществления своих полномочий органами нотариата..……17
2.3. Разграничение компетенции между нотариальными органами………...23
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………..……27
Такие исключения из приведенного выше общего правила установлены для следующих случаев. Так, ст. 36 Основ предусматривает, что нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, помимо нотариальных действий, входящих в компетенцию нотариуса, занимающегося частной практикой, выдают свидетельства о праве на наследство, свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов и принимают меры к охране наследственных прав.
Существуют отдельные виды нотариальных действий, совершение которых Основы относят к компетенции определенных нотариусов.
Необходимо также подчеркнуть, что законодательство о нотариате не содержит категоричного требования о совершении нотариальных действий в помещении нотариальной конторы, поэтому возможность совершения нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в настоящее время следует рассматривать как общее правило. Данная норма применяется довольно широко при совершении таких нотариальных действий, как удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование подлинности подписей. При этом в ст. 13 Основ говорится, что нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Если нотариальные действия совершаются вне помещения государственной нотариальной конторы или места нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой, органа исполнительной власти, в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий записывается место совершения нотариального действия с указанием точного адреса. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы. За нотариальные действия, совершаемые вне помещения государственной нотариальной конторы, государственная пошлина взимается в полуторакратном размере.
Законодательно предусмотрена возможность отложения совершения нотариального действия.
Основания отложения нотариальных действий:
- необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;
- направления документов на экспертизу;
- необходимость запроса
- по заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо.
Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.
По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.
В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.
Законодательством также предусмотрен определенный перечень действий, которые нотариус должен совершить перед производством любого нотариального действий. При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
Личность несовершеннолетних, не достигших 14 лет, устанавливается на основании записи о них в паспортах родителей (усыновителей) или по свидетельству о рождении. Личность военнослужащего устанавливается на основании удостоверения личности или военного билета, выдаваемых командованием воинских частей и военных учреждений. Личность граждан может быть установлена также по выездной визе выезжающих на постоянное место жительства, справке об освобождении из мест лишения свободы и т.д. Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России, устанавливается по виду на жительство или по национальному паспорту с отметкой о регистрации в органах внутренних дел или в других уполномоченных органах. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них может быть совершено по предъявлению удостоверения, выданного предприятием, учреждением, организацией по месту работы или службы гражданина, удостоверения инвалида Отечественной войны или участника войны.
При удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются и его полномочия. Выяснение дееспособности гражданина заключается в получении достоверной информации о его возрасте, а в соответствующих случаях - и о состоянии психического здоровья. Полная дееспособность возникает у гражданина с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет, а в случае вступления в брак до достижения этого возраста - со времени вступления в брак. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным), если он работает по трудовому контракту или занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).
В соответствии с этим для выяснения вопроса о наличии у гражданина полной дееспособности необходимо посмотреть, какая дата рождения указана в его паспорте, а при отсутствии у него по каким-либо причинам паспорта, если возникает сомнение относительно достижения гражданином совершеннолетия, просить его предъявить свидетельство о рождении либо иной документ, например паспорт одного из родителей, в котором данное лицо значится как сын или дочь (с указанием даты рождения). Если гражданин вступил в брак до достижения 18-летнего возраста, то для выяснения вопроса о наличии у него полной дееспособности потребуется ознакомление со свидетельством о браке. Эмансипация несовершеннолетнего производится по решению органа опеки и попечительства либо суда.
Хотелось бы обратить внимание на особенности проверки дееспособности гражданина, относительно которого у нотариуса возникает сомнение в его психическом здоровье. Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Но надо подчеркнуть, что сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или даже подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом в порядке, установленном ГПК. Если такого решения суда не было, гражданин вправе совершать юридические действия, в том числе нотариальные. Поэтому нотариус, прежде чем отказывать в совершении нотариального действия на основании ст. 48 Основ, должен отложить его на основании ст. 41 Основ с целью выяснения вопроса о том, имеется ли решение суда о признании этого гражданина недееспособным и об установлении над ним опеки. При отсутствии достоверных данных об этом недопустимо отказать гражданину в совершении нотариального действия.
Наличие прав юридического лица подтверждается уставом данной организации, в котором обязательно должен быть пункт, предусматривающий, что она имеет права юридического лица. Должна быть проверена и личность лица, предъявившего устав, и его право решать соответствующие вопросы (например, наличие у него служебного удостоверения, содержащего указание на то, что он является директором, начальником, либо заверенной выписки из соответствующего приказа, либо доверенности, уполномочивающей на совершение данного действия). Нередко на наличие прав юридического лица у организаций определенного вида указывается в законодательстве.
Определяя правоспособность юридического лица, необходимо учитывать, что филиалы и представительства являются подразделениями соответствующей организации и прав юридического лица не имеют. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическими лицами и действуют на основании выданной им доверенности. Следовательно, они не вправе самостоятельно выступать от имени юридического лица, в составе которого они находятся .
Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса.
Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии и в присутствии нотариуса сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия.
Нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
Если без исправлений в документах обойтись невозможно, то они совершаются по специальным правилам. Согласно п. 17 Инструкции приписки и поправки должны быть оговорены и подтверждены подписью участников сделки и других лиц, подписавших сделку, заявление, а также в конце удостоверительной надписи подписью государственного нотариуса и оттиском печати государственной нотариальной конторы, при этом исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте. Исправления, сделанные в тексте документа, который не подписывается сторонами, в конце удостоверительной надписи оговариваются только государственным нотариусом и подтверждаются его подписью и оттиском печати государственной нотариальной конторы. Если документ, подлежащий удостоверению или засвидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно, государственный нотариус предлагает обратившемуся лицу исправить его или составить новый. По просьбе обратившегося документ может быть составлен нотариусом.
Текст нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов их органов. Фамилии, имена и отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны полностью.
В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.
2.3. Разграничение компетенции между нотариальными органами
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Все предусмотренные законом
нотариальные действия, за исключением
выдачи свидетельства о праве
на наследство и принятия мер
к охране наследственного
Нотариальные действия
Должностные лица органов
исполнительной власти вправе
совершать следующие
- удостоверять завещания;
- удостоверять доверенности;
- принимать меры к охране наследственного имущества;
- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.
Однако приведенный перечень
не носит исчерпывающего
Обязательным условием
Компетенция должностных лиц консульских учреждений РФ по совершению нотариальных действий имеет некоторые отличия от компетенции нотариусов и должностных лиц органов исполнительной власти. В компетенцию консульских учреждений не входит удостоверение договоров об отчуждении и залоге имущества, находящихся в Российской Федерации; они не передают заявлений граждан и организаций, не удостоверяют неуплату чеков и не совершают протестов векселей.
Выше речь шла о круге предметов ведения нотариальных органов, т.е. предметной компетенции. Различаются следующие виды предметной компетенции: нотариусов, должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений. Наиболее широкой предметной компетенцией обладают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. Законодательство о нотариате не предусматривает их специальной предметной компетенции. Все нотариальные конторы и работающие в них нотариусы обладают одинаковой компетенцией.
Территориальная компетенция нотариусов связана с разграничением компетенции между нотариусами по месту (территории) их деятельности. По общему правилу каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением ряда случаев, установленных в законодательстве. Например, удостоверение договоров об отчуждении недвижимого имущества производится не любым нотариусом, а только нотариусом по месту нахождения указанного имущества.
Заключение
Вопрос о правовой природе нотариата, его месте в системе правоохранительных органов вряд ли можно отнести к числу достаточно исследованных. Вместе с тем, от его разрешения во многом зависит эффективность нотариальной охраны, осуществления нотариатом конституционной функции оказания заинтересованным субъектам правовой помощи, дальнейшее развитие законодательства о нотариате.