Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме
характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он
наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм
всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в
установлении правового положения человека и гражданина.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт,
нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными
словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина.

Содержание

I. Введение
II. Понятие гражданства
III. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ
IV. Конституционные права и свободы человека и гражданина
V. Основные обязанности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по конст.docx

— 124.53 Кб (Скачать файл)

334

     2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ,

части второй (постатейный), 2-е изд., испр. И доп. / Руководитель авторского

коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н.

Садиков. — М.: Юридическая фирма Контракт: Издательская группа Инфра ·

М — Норма, 1998. стр. 707

     1 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е.

Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998, стр. 244

    

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.

10 декабря 1948 года Генеральная  Ассамблея ООН приняла  Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в  международной  практике  Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса  основных прав и свобод.  Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года:  "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы;  и  развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения  государств  от  развития и защиты других прав." Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный нормативно-правовой акт, постулирующий права и свободы человека.  И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на  регулирование  отношений  между государствами, так  как  на  основе  ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры. Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и  культурных  правах  и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму нормативно-правовому акту относится Факультативный протокол,  предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека. Международные пакты о правах человека - это договоры, государства-участники которых-то есть государства, которые  официально договорились  и  согласились  придерживаться их положений, -заключили их, чтобы уважать,  гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра прав. Международное сотрудничество государств в области правового статуса человека и гражданина протекает в определенных формах:

1) в создании единых  универсальных стандартов по  поводу того, какие именно права  и свободы человека должны  уважаться и соблюдаться,

2) в принятии на себя  государствами-участниками международных  договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,

3) в создании специального  механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств.  Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы  и  комитеты  (например,  в Экономический и Социальный Совет ООН,  Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений.

Представляется важным, что эти доклады рассматриваются на открытых заседаниях,  доступных  для  общественности  и прессы. Комиссия  по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государствами, в которых они проживают.           

 В настоящее время  Декларация прав человека, включает  в себя около семидесяти основополагающих  международных договоров и деклараций.  К ним относятся Международный Билль о правах человека,  а также принятые на его основе международно-правовые документы  о самоопределении народов,  о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище,  о правах беженцев,  о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К этим актам относится также ряд договоренностей,  касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев,  апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др.  Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

Следует отметить, что международные нормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданина  устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека.  Эти нормы обязательны только для государств и между государствами.  Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и  обязанностью  государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными международными нормативно-правовыми нормами. Международная защита прав и свобод человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой.  Реальное обеспечение правового статуса человека и гражданина остается в основном внутренним делом каждого государства и его конституционного права. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его конституцией. Международные нормативно-правовые акты имеют  различную  юридическую силу. Ряд договоров носит декларативный характер, а их положения являются лишь нормами- рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает   обязательных норм  поведения стран-участниц, но  она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные  Конституции  различных государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г. Другие нормативно-правовые акты представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти  страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем  этого государства на международном форуме, его положения становятся обязательным для применения внутри страны. Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а  вступили  в  силу в 1976 году.  Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех  государств,  подписавших  данные документы.  Следующим важнейшим шагом в развитии прав и свобод человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе (Хельсинки, 1975 г.). Он выражает концепцию безопасности и правового статуса человека и гражданина, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах,  и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений. Важной вехой в развитии прав и свобод человека стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников  Совещания  по  безопасности и сотрудничеству в Европе (1989  г.).  Документ принят согласием (консенсусом)  33  европейских государств,  США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства  и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки. Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап  в общеевропейском гуманитарном  и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только  военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности. Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и обязанностей, ответственности, создания единого правового пространства. Во время  Венской  встречи впервые официально вошел в лексикон термин "человеческое измерение". Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей. Под "человеческим  измерением"  понимается  весь комплекс прав и свобод человека: личных, гражданских,  политических,  экономических,  социальных, культурных и др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области информации, культуры, образования. Важнейшим достижением Венской  встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому,  чтобы  все  люди  знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для населения все законы, административные  правила  и  процедуры,  поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты правового статуса человека и гражданина и основных его свобод. После 1989 года аналогичные встречи состоялись  в  Копенгагене (1990г.) и  в  Москве  (1991г.). Эти встречи способствовали развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере. Положения, зафиксированные в вышеуказанных документах,  позволяют нам  дать  определение  "прав  и свобод человека" и назвать условную их классификацию.

 

Тема 5. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИИ

1. Понятие и принципы правового статуса гражданина и человека в России 
Согласно ст. 2 Конституции "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". 
В соответствии с этим положением по новому построены структура самой Конституции РФ и главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Кроме первой главы, в которой содержатся нормы, устанавливающие главное во взаимоотношениях государства и личности, вторая глава закрепляет права и свободы человека и гражданина. 
Более того, в ст. 55 Конституции РФ закрепляется, что "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина". 
Общественное устройство каждого государства сочетает в себе гражданское и политическое общество. В гражданском обществе все люди равноправны и в равной мере пользуются правами и свободами человека. В политическом, государственно-организованном обществе равными правами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины "человек", "каждый", "все", "каждый человек" и т. п. Для определения прав гражданина используются термины "гражданин", "все граждане", "каждый гражданин" и т. д. 
Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления. 
Субъективное право - это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему. 
Юридическая обязанность человека и гражданина - это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания. 
Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина. 
Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются: 
1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". 
Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 
Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права закрепляется формально-юридическое равенство граждан, равенство правовых возможностей. 
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 
3. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 18 "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их. 
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии. 
В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ, объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 
В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. 
Согласно ст. 114 Конституции РФ в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов. 
5. Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как нами уже отмечалось, входит норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора" (ст. 15 п. 4 Конституции РФ). 
Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права". 
Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Это положение дополняется нормой Конституции о том, что "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (п. 3 ст. 15 Конституции РФ). 
Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 
Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст. 35 - ограничения в части пользования имущественными правами и т. д. 
2. Конституционно-правовое регулирование гражданства России 
Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности - определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве. 
Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ. 
Правовая принадлежность человека к тому или иному государству это - юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством. 
Конституция РФ 1993г., закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан. 
В ст. 6 Конституции РФ установлено: "1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его". 
Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. 
Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе "О гражданстве..." от 28 ноября 1991 г., с изменениями от 23 января 1992 г. 
В первой главе Закона о гражданстве "Общие положения" сформулированы принципы российского гражданства. 
1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке. 
2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. 
3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации. 
4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины. 
5. Равенство гражданства как принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства. 
6. Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России. 
7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что "гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации". 
8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства 
9. Защита государством граждан РФ за границей.. Данный принцип, закрепленный в ст 61 Конституции РФ, развивается в ст. 5 Закона о гражданстве, в которой устанавливается, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России. 
10. Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации. 
1. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. 
Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, ст. 8 Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ. 
Порядок приобретения гражданства РФ 
Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства; 
путем выбора гражданства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом. 
1. Признание гражданства РФ. Необходимость закрепления в Законе этого пути приобретения гражданства Российской Федерации обусловлена конкретными историческими обстоятельствами - развалом и прекращением существования бывшего СССР и становлением нового суверенного государства - Российской Федерации (России). В этой связи ст 13 Закона о гражданстве 1991 г. устанавливает, что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве России. 
Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ Под этой территорией в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения. 
2. Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства по рождению: "принцип почвы", когда гражданство определяется местом рождения, и "принцип крови", когда гражданство определяется гражданством родителей. 
Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является "принцип крови". Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. 
Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства - ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения. 
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. 
Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено. 
В связи с распадом СССР возникло много ситуаций, связанных с теми случаями, когда у родившегося на территории РФ ребенка родители состояли в гражданстве других республик, входивших в СССР на 1 сентября 1991 г., или иностранных государств. Если эти республики или государства не предоставляют своего гражданства ребенку, он является гражданином РФ. 
Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России. 
3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают: 
лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; 
лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 
дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 
граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; 
лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ; 
иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. 
4. Прием в гражданство РФ (натурализация). Любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в гражданство России по его ходатайству независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. 
Закон о гражданстве РФ 1991 г. впервые в нашем законодательстве вводит ценз проживания на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые должны постоянно проживать на территории всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом РФ или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок считается непрерывным, если эти лица выезжали за пределы РФ на учебу или лечение не более чем на три месяца. 
Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ. 
Решения по вопросам приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства принимает Президент РФ. Предложения по каждому ходатайству о приеме в гражданство на рассмотрение Президенту выносит Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. 
Министерство внутренних дел РФ принимает заявления по вопросам приема в гражданство от лиц, постоянно проживающих на территории РФ; осуществляет проверку фактов и документов; направляет ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства. 
Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения принимают ходатайства о вступлении в гражданство от лиц, постоянно проживающих за пределами РФ; проверяют факты и документы, обоснованность ходатайств; 
направляют ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства. 
5. Восстановление в гражданстве РФ. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке регистрации лиц, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. 
Считаются восстановленными в гражданстве РФ, если они не заявят о своем отказе от гражданства РФ, бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления. 
6. Выбор гражданства при изменении территории РФ. При территориальных изменениях в установленном законом порядке, лица проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства - оптацию в порядке и сроки, определенные международным договором РФ. 
Кроме перечисленных в Законе могут быть и другие основания для приема в гражданство РФ: международные договоры РФ, развитие России как демократического государства и др. 
Порядок прекращения гражданства 
В Законе о гражданстве РФ установлены основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях. Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ. 
Выход из гражданства - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Он имеет место по ходатайству граждан, в порядке регистрации; в случае, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство. 
Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе: 
если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ; если он имеет неисполненные обязанности перед государством. Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. 
Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ. 
Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Эта отмена возможна в течение пяти лет после приема. 
Гражданство детей и родителей 
Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет гражданство детей изменяется при наличии их согласия. Если родители лишены родительских прав, гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав. 
Если оба родителя или единственный родитель приобретают или прекращают гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей. 
Если оба родителя или один из них проживающего на территории РФ ребенка, над которым установлена опека или попечительство гражданина РФ, выходят из гражданства РФ и при этом не участвуют в воспитании ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство РФ. 
Если один из родителей, не имеющих гражданства РФ, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатайству этого родителя и наличии письменного соглашения другого родителя. 
Если один родитель прекращает гражданство РФ, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ. С письменного согласия родителя, остающегося гражданином РФ в этом случае у ребенка прекращается гражданство РФ, если ему будет предоставлено иное гражданство. 
Гражданство детей при усыновлении 
Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его лицами, не имеющими гражданства РФ, сохраняет гражданство РФ. По ходатайству усыновителей гражданство РФ у ребенка может быть прекращено, если ему будет предоставлено иное гражданство. 
Не имеющий гражданства РФ ребенок, усыновляемый гражданином РФ становится гражданином РФ. 
В случае усыновления ребенка родителями, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, ребенок становится гражданином РФ. В этом же случае, если один из супругов состоит в ином гражданстве, ребенок становится гражданином РФ по соглашению родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином РФ, если он проживает на территории РФ или в ином случае останется лицом без гражданства. 
Гражданство недееспособного лица всегда следует гражданству опекуна. Гражданство ограниченно дееспособного лица изменяется при наличии его согласия. 
3. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России 
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства. 
Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. 
Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 г., Законе о гражданстве РФ 1991 г. До настоящего времени на территории России, в части не противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г, вступивший в силу 1 января 1982 г. 
Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется гражданским и гражданско - процессуальным, уголовным, таможенным законодательствами, Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о выезде и въезде из РФ, Кодексом торгового мореплавания и др. 
Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. 
Принципиальный характер носит положение Закона о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц. 
В Законе о правовом положении иностранных граждан четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и основания сокращения срока пребывания в РФ, а также выдворения из пределов РФ. 
Законодательство устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. 
Так, иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут работать в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. 
В силу сложных геополитических изменений в национально-государственном устройстве и межнациональных конфликтов возникла серьезная проблема установления правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российского государства. Признание лица беженцем осуществляется Федеральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство. Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

4.1. Понятие основ  правового статуса человека и  гражданина

Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. 
Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 
1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). 
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 
2) гражданство; 
3) принципы правового статуса человека и гражданина; 
4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 
5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

4.2. Гражданство Российской  Федерации

К числу важнейших элементов института основ правового статуса человека и гражданина относится гражданство. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан. 
Вопросы гражданства нормативно урегулированы: 
- Конституцией РФ (ст. 6, 61, 62, п. «в» ст. 71); 
- Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. (в редакции от 6 февраля 1995 г.) «О гражданстве Российской Федерации» * Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г.(в редакции от 27 декабря 1993 г.) ** - международными договорами Российской Федерации.

4.2.1. Понятие и принципы  гражданства Российской федерации

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. 
Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. 
Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство. 
Принципы гражданства в Российской Федерации: 
1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации. 
2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США), * не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др. 
3. Гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации. 
4. Сокращение безгражданства. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 17 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, - они являются гражданами Российской Федерации. 
5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права его изменить. Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 1978 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР». 
6. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). 
В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве, * которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне (например, воинская обязанность). 
7. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (ст. 4 Закона о гражданстве). 
8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Статья 5 Закона содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации. 
9. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. 
10. К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина