Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме
характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он
наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм
всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в
установлении правового положения человека и гражданина.
Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт,
нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, или иными
словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина.

Содержание

I. Введение
II. Понятие гражданства
III. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ
IV. Конституционные права и свободы человека и гражданина
V. Основные обязанности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по конст.docx

— 124.53 Кб (Скачать файл)

4.2.2. Приобретение гражданства  Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации приобретается:

1) в результате его  признания; 
2) по рождению; 
3) в порядке его регистрации; 
4) в результате приема в гражданство; 
5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; 
6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; 
7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Приобретение гражданства  в результате признания (ст. 13 Закона  о гражданстве).

Гражданами Российской Федерации признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории  Российской Федерации на день  вступления в силу Закона о  гражданстве, если в течение одного  года после этого дня они  не заявят о своем нежелании  состоять в гражданстве Российской  Федерации; 
2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

2. Приобретение гражданства  по рождению - «филиация» (ст. 14-17 Закона  о гражданстве).

мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. 
Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»: 
1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения; 
2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения. 
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. 
Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: 
1) родители которых неизвестны; 
2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3. Приобретение гражданства  в порядке регистрации (ст. 18 Закона  о гражданстве).

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: 
1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; 
2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 
3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; 
4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; 
5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; 
6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. * признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям: 
- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; 
- являлись гражданами бывшего СССР; 
- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; 
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; 
- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР; 
- впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

4. Прием в гражданство - «натурализация» (ст. 19 Закона о  гражданстве).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве условия приема в граждаство Российская Федерация требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. 
Закон о гражданстве (п. 3 ст. 19) содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных сроков проживания, вплоть до их полного снятия. К ним относятся: 
1) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 
2) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; 
3) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; 
4) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 
5) получение убежища на территории Российской Федерации; 
6) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению. 
Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые: 
1) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; 
2) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; 
3) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

5. Восстановление в гражданстве (ст. 20 Закона о гражданстве).

Закон о гражданстве предусматривает несколько форм восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; в результате признания факта восстановления в гражданстве; по ходатайству лица. 
В порядке регистрации в гражданстве Российской федерации восстанавливаются: 
1) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; 
2) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. 
В результате признания факта восстановления гражданство Российской Федерации приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления. 
Лицо, ранее состоявшее в гражданстве Российской Федерации, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство Российской Федерации но ходатайству о восстановлении.

6. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве).

При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

7. Иные основания приобретения  гражданства.

К таким основаниям Закон о гражданстве относит усыновление, опекунство, институт почетного гражданства (например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о гражданстве ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами - гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации).

4.2.3. Прекращение гражданства  Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается: 
1) вследствие выхода из гражданства; 
2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; 
3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; 
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом. 
1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. 
1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами: 
1 ) по ходатайству гражданина; 
2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. 
Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства: 
1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено; 
2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве): 
- после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; 
- если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. 
2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве) - единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица. 
Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. 
Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема. 
3. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство. 
4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26).

4.2.4. Порядок разрешения  дел о гражданстве Российской  федерации

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: 
1 ) Президент РФ; 
2) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; 
3) Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы; 
4) Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. 
Президент РФ принимает решения по вопросам: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации; двойного гражданства; отмены решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства. По всем названным вопросам Президент издает указы. 
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства. 
Важную роль в системе государственных органов, ведающих делами гражданства, играют МВД РФ и его органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они осуществляют следующие полномочия: 
1) принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; 
2) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; 
3) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; 
4) определяют принадлежность лиц к гражданству Российской Федерации; осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях; 
5) осуществляют исполнение решений по вопросам гражданства. 
Изменение гражданства Российской Федерации (приобретение или прекращение) осуществляется либо в порядке регистрации (упрощенный порядок), либо в случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, путем подачи ходатайства на имя Президента РФ. 
При изменении гражданства в порядке регистрации заинтересованным лицом подается заявление, решение по которому принимается соответствующим органом внутренних дел или Министерством иностранных дел, дипломатическим представительством, консульским учреждением. Срок рассмотрения заявления не может превышать шести месяцев. Решение соответствующих органов оформляется заключением, которое может быть обжаловано в суде в месячный срок. 
В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, заинтересованным лицом подается ходатайство на имя Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайства не может превышать девяти месяцев. Результат рассмотрения хозяйства оформляется указом Президента РФ и обжалованию не подлежит. 
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ.

4.3. Принципы правового  статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. 
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место  занимает принцип равноправия (ст. 19).

Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. 
Принцип равноправия включает в себя следующие положения: 
1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; 
2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса; 
3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году; 
4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие. 
Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону. 
Положение о равенстве всех перед судом означает: 
- наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом; 
- справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом; 
- равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; 
- процессуальное равенство сторон в судебном заседании; 
5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина