Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:28, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы
входит:
- определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение демократических принципов современного
конституционного судопроизводства в России.
Введение
- Определение круга вопросов
I. Понятие и значение конституционного контроля.
II. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации.
- Функции Конституционного суда Российской Федерации;
- Дело о толковании ст.136 Конституции Российской
Федерации;
- Дело о проверке соответствия Конституции части пятой
статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
- Принципы решения международных вопросов в
Конституционном суде РФ.
III. Статус судьи Конституционного суда Российской
Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного
суда Российской Федерации.
-Состав и функции членов Конституционного суда РФ;
IV. Принципы конституционного судопроизводства.
Заключение
Список использованной литературы
Федеральный закон о
высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает
практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не
только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на
международные пакты о правах ч
из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на
сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые
утверждают, что, действуя на основе разделения властей,
Конституционный суд не должен подменять собой другие
государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”,[3] но
своими решениями он должен как бы очерчивать границы
“конституционного поля”.
Несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов,
Федеральный закон о
1994 г. и Конституция РФ имеют
достаточно прогрессивный
и открывают дорогу для дальнейшего совершенствования российской
конституционной системы на демократических принципах. Так,
впервые в истории
Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ
введено право рассмотрения
судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а также право толкования
текста Конституции - функция, без которой фактически невозможен
эффективный конституционный
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту
Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ,
Совет Федерации,
законодательной власти
Примером рассмотрения в
Федерации дела о толковании текста Конституции РФ может служить
решение вопроса по регламентации порядка внесения поправок в
текст Конституции Российской
Федерации. Поводом для
данного дела послужил запрос Государственной Думы РФ.
Существо дела заключалось в том, что поправки к гл.6-8
Конституции РФ должны
принятия федерального
после их одобрения органами
законодательной власти не
двух третей субъектов РФ. Порядок принятия конституционного
закона РФ в свою очередь устанавливается ст.108 Конституции РФ,
которая закрепляет необходимость одобрения такого закона
большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего
числа депутатов
Федеральный конституционный
подписанию Президентом
В то же время процедура принятия поправок к гл.3-8
Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия
федерального конституционного закона.
С тем, чтобы устранить эти
разночтения Конституционный
Российской Федерации 31 октября 1995 г. принял постановление в
котором говорится, что
РФ протекает в соответствии с требованиями ст.108 (ч.2)
Конституции РФ. При этом вводится особое условие для вступления
поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами
законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской
Федерации. Кроме того, должно быть соблюдено положение статьи
134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих
правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской
Федерации.
Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О
Конституционном суде
Конституционным судом,
всех представительных, исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и
их объединений.
Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения
конституционного законодательства в России сегодня остаются
федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между
“центром” и субъектами Российской Федерации, так и на уровне
соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими
субъектами РФ. При рассмотрении
вопросов по международному
Конституционный суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 г.,
которая провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы”.
Конституция устанавливает
договора по отношению к противоречащим им правилам закона.
Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов
по делам субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки
зрения развития демократии в нашей стране имеет тот факт, что
при решении подобных вопросов Конституционный суд России
руководствуется двумя принципиальными положениями,
сформулированными еще в 1992 г.. Заключаются они в следующем:
1. Для обоснования приоритета международного договора по
отношению к актам субъектов федерации важное значение имеет
постановление по делу о
деле 1992 г.). В данном деле Суд, в частности , заявил, что
положение ст.2 Международного пакта о гражданских и политических
правах, закрепляющее равенство граждан перед законом, в силу
ст.32 Конституции имеет
Российской Федерации,
2. Большое значение имеет также подход к рассматриваемой
проблеме, сформулированный
о ст.33 КЗоТ. Он заключался в том, что подлежащий применению
закон всегда должен
принципам и нормам международного права.[4]
Решения Конституционного суда Российской Федерации
обязательны на всей
представительных, исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и
их объединений.
Что же касается возможности обращения в Конституционный
суд граждан по поводу
в этом вопросе уже существует определенная положительная
практика решения таких дел.
В качестве примера можно
решение Конституционного суда РФ по делу о проверке Конституции
части пятой ст.209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в
связи с жалобами граждан Р.Н.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
РФ положение части пятой ст.209 УПК РСФСР, устанавливающее
порядок обжалования
Со ссылкой на указанную статью гр. Р.Н.Самигуллиной было
отказано в рассмотрении жалоб
прекращении дела об убийстве ее брата за отсутствием состава
преступления.
С аналогичным требованием в Конституционный суд поступила
жалоба и от гр. Апанасенко А.А..
В результате рассмотрения этих дел Конституционный суд
Российской Федерации
РСФСР не соответствующей
46 (части 1 и 2) и 52 на доступ граждан к правосудию и на
судебную защиту. Положение части пятой ст.209 УПК РСФСР, по
которому постановление о
в стадии предварительного
прокурору и не подлежит обжало
решению Конституционного суда РФ, служить основанием для отказа
в судебном обжаловании
дела.
Однако проблема помощи
решении их частных дел не исчерпывается приведенным позитивным
примером. Дело в том, что количество обращений в Конституционный
суд частных лиц (по положению
тысячи в месяц и не может быть в установленные сроки изучено
ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует
большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный
аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если
обращение гражданина соответствует всем требованиям,
предъявляемым Законом к
может быть принято только Конституционным судом. С подобной
проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В
частности в США для решения соответствующих вопросов правом
конституционного контроля наделены все суды, что позволяет
“отсеивать” большой процент
стадиях.
Так что проблема обеспечения конституционного права
граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного
решения.
III.Статус судьи Конституционн
организация деятельности
Личность судьи в органах
весьма заметную роль, так как
ее оценивают зачастую не
правовым критериям, но и по нравственным.
Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность
Советом Федерации по
главная роль в формировании персонального состава
Конституционного суда
Членами Конституционного суда могут быть только граждане
России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с
безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и
стаж работы юристом не менее 15 лет. В соответствии с прежним
законодательством нижний
35 годам, а необходимость работы по юридической специальности -
10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в
Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным
опытом и высокой юридической квалификацией.[5]