Конституционный суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

На переходном этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса демократических преобразований происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но и участию в правотворческой деятельности. Логика такого подхода закономерна для стран, проводящих радикальные социальные, экономические и политические реформы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………....5
Понятие Конституционного Суда РФ как судебного органа…………........5
Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………….....9
2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………….....15
2.1. Особые полномочия Конституционного Суда РФ………….………….…16
2.2. Организация работы Конституционного Суда РФ…………….……….…20
2.3. Гарантии деятельности Конституционного Суда РФ………….….……...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..32
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Согласно ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Далее, независимость судей - главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Независимость судей Конституционного Суда РФ выражается и в том, что судьи Конституционного Суда РФ при принятии решений должны руководствоваться только Конституцией РФ. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ. Кроме того, для полноценного осуществления конституционного контроля в стране судьям необходимы и другие гарантии их независимости[5].

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Законом, устанавливающим материальные и социальные гарантии судей, является Закон о статусе судей.

Денежное вознаграждение судьи Конституционного Суда состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных иными нормативными актами. Должностной оклад судьи определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда в следующих размерах:

оклад заместителя Председателя Конституционного Суда - 98% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад судьи-секретаря Конституционного Суда - 95% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад «обычного» судьи Конституционного Суда - 90% оклада Председателя Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10% оклада. Судьи Конституционного Суда, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи Конституционного Суда, пребывающие в отставке.

Оклады судей «в рублях», от которых считаются надбавки, устанавливаются и повышаются указами Президента.

Судье Конституционного Суда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно (судьи Конституционного Суда уходят в отпуск, как правило, в конце июля). При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере 2-месячного денежного вознаграждения, т.е. оклада со всеми надбавками.

Судье не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в г. Москве благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судье на весь срок его полномочий выдается дипломатический паспорт. При направлении судьи в служебную командировку за границу ему устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных.

Судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Указ не уточняет, увеличивается ли кратно эта надбавка за знание каждого иностранного языка.

Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Отчет о расходовании этих средств не представляется.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи Конституционного Суда, по его желанию, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Судье, чьи полномочия прекращаются в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности, истечением срока полномочий, просьбой об отставке, с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

Наряду с указанными гарантиями судьи Конституционного Суда имеют и другие гарантии[6].

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Полномочия Конституционного  Суда РФ

 

Ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ и ст. 125 Конституции РФ закрепляют полномочия Конституционного суда.

Сам Конституционный Суд РФ дал толкование по содержанию ст. 125 Конституции РФ, а соответственно определил и свои полномочия.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Конституционный Суд в Постановлении от 18 июля 2003 г. №8-П, на основе истолкования конституционно-правового смысла положений ФЗ о прокуратуре во взаимосвязи с нормами ряда других законов пришел к выводу, что федеральное законодательство не исключает и для Генерального прокурора возможность обращаться с запросом в Конституционный Суд о проверке конституционности конституций и уставов субъектов Федерации. Сам Конституционный Суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе.

К юрисдикции Конституционного Суда следует отнести и проверку конституционности другой категории законов – о конституционных поправках, но до их передачи, согласно ст. 136 Конституции, на одобрение органам законодательной власти субъектов Федерации. Это обусловлено установлениями ст. 16 Конституции, согласно которым никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, закрепленным в гл. 1, и требованием ст. 135 о том, что положения гл. 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституционный Суд правомочен по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешать также дела о конституционности любых нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства независимо от их формы и наименования. Иные акты этих органов, норм права не устанавливающие, Конституционный Суд проверять не правомочен. Поэтому он вынужден отказывать в принятии к рассмотрению запросов, касающихся ненормативных актов.

Компетенция Конституционного Суда не распространяется на проверку конституционности конституционных положений, и они не могут быть признаны им недействующими. Такая правовая позиция неоднократно выражалась в определениях Суда об отказе в принятии к рассмотрению запросов, в которых, по существу, ставился вопрос о такой проверке.

Еще один важный критерий соответствия требованиям допустимости запросов, сформулированный Конституционным Судом и относящийся ко всем иным видам обращений, состоит в том, что запрос не должен противоречить предназначению и принципам деятельности Конституционного Суда, приводить к рассмотрению дела, в котором преобладают аспекты политической целесообразности и которое превращает Суд в участника в большей мере политического, нежели конституционно-правового процесса.

Таким образом, Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

 

2.1 Особые полномочия  Конституционного Суда РФ

 

Особая роль Конституционного Суда в системе власти обусловила тот факт, что на конституционном уровне закреплено положение о юридической силе, правовых последствиях его решений.

ФКЗ о Конституционном Суде выделяет следующие виды решений:

– итоговое решение, именуемое постановлением или заключением;

– определение, т.е. все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, например об отказе, в принятии обращения к рассмотрению, о прекращении производства по делу;

– решения по вопросам организации деятельности  [7].

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд может признать нормативный акт или договор либо отдельные их положения соответствующими или не соответствующими Конституции, а по спорам о компетенции – подтвердить или, наоборот, отрицать полномочие соответствующего органа издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, т.е. считаются недействительными, отмененными. Не соответствующие Конституции и не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов или иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, т.е. с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. Кроме того, подлежат отмене в установленном порядке положения других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, либо воспроизводящих его, либо содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.

Как установлено в ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде, решения Суда окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в них не оговорены.

Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации