Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Отношения собственности по поводу объектов культурного наследия (памятников ).
Правовая классификация объектов интеллектуальной собственности.
Экономическое использование интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Charnaya_otvety_na_voprosy (4)леха).docx

— 144.94 Кб (Скачать файл)

 

26.Бюджетные источники финансирования  отрасли культуры.

 

 
 
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с  точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через  это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является

и, фондами и другими  общественными объединениями;

- иными, в том  числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным  законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному  обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура, так же как и  образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает  значительным коммерческим потенциалом  и при умелом его использовании  может внести существенный вклад  в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается  в структуру современного рыночного  механизма. Например, музеи наряду с  поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым  они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют  коммерческий подход к использованию  музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации  наряду с обслуживанием посетителей  создают условия для занятий  художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание  основ фольклорного творчества. Театральные  коллективы своим творчеством удовлетворяют  как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается  за счет доходов от реализации билетов  на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности  для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С  этой целью государство намеревается:

- осуществлять бюджетное  финансирование государственных  и в необходимых случаях негосударственных  организаций культуры;

- стимулировать  бюджетное финансирование посредством  предоставления налоговых льгот  предприятиям, физическим лицам,  вкладывающим свои средства в  эти цели;

- устанавливать  особый порядок налогообложения  некоммерческих организаций культуры;

- способствовать  развитию благотворительности в  области культуры;

- осуществлять поддержку  малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере  культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные  учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства  сторон с указанием порядка пользования  материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным  нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие  от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые  положения, регламентирующие порядок  их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных  гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее  время известно несколько предложений  по расчету суммы средств, необходимых  для этих целей:

- исходя из нормы  бюджетного финансирования на  человека и численности населения;

- на основе процента  от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного  процента от общей суммы расходов  бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета  и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена  необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием  образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют  требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно  необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется  не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы  на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с  бюджетной классификацией затраты  на культуру отражаются в двух главных  разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства  массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в  отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация  и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры  расходов, финансируемых за счет бюджетных  средств по отрасли «культура».

 

Таблица 1

Группировка экономической  структуры расходов, финансируемых  за счет бюджетных средств по отрасли  «культура»

 

Наименование

Государственные

Негосударственная сеть учреждений и организаций

 
 

учреждения

организации

   

1. Текущая деятельность:

1.1. финансирование  в разрезе экономических статей

1.2. финансирование  в форме субсидий

+

-

-

+

-

+

 

2. Реализация региональных  и федеральных целевых программ

+

+

+

 

3. Финансовая поддержка  особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ (федеральный  и региональный бюджет)

+

+

-

 

4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий  за счет средств:

4.1.государственного, регионального и местного значения

+

+

+

 

5. Государственные  инвестиции на:

5.1. оборудование

5.2. капитальный ремонт  и реставрацию

объектов культуры

5.3. новое строительство

+

+

+

+

+

+

-

-

-

 
         

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через  источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

В качестве примера  рассмотрим основные виды расходов федерального бюджета. Всего на 2006 г. по разделу  «Культура, кинематография и средства массовой информации» утверждено 51 млрд. руб., из них на культуру - 30 млрд. руб.;. расходы на кинематографию в  сумме 3 млрд. руб.

Важное значение для решения вопроса о государственном  финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений  деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально  значимые и развлекательно-досуговые  позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный  уровень коммерциализации оказываемых  услуг. Источники финансирования культуры практически не отличаются от других отраслей социальной сферы. К ним  относятся: средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в  настоящее время неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в  которые входят благотворительная  помощь, средства спонсоров. Следует  обратить внимание на различную природу  благотворительной и спонсорской  деятельности. Если первая регулируется Федеральным законом от 18 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О благотворительной деятельности», то вторая - Федеральным законом  от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». В  соответствии с законодательством  спонсорством называется осуществление  юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и  рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

Таким образом, государственная  политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение  необходимых условий для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в  культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, доступа населения  к культурным ценностям.

 

2. Источники финансирования  учреждений культуры

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует  его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном  бюджете в составе расходов главных  распорядителей бюджетных средств  предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных  и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Культура, искусство  и кинематография» составили  на 1 сентября 2006 г. 29 млрд. руб. На культуру было израсходовано 14 млрд. руб.

Для понимания особенностей современных механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры и  перспектив их изменения принципиальное значение имеет анализ опыта преобразований, которые проводились в последние 15 лет.

Следствием политических и экономических реформ начала 90-х  гг. стала децентрализация финансирования культуры. И, хотя уровень децентрализации  бюджетных расходов на культуру был  высок и раньше, радикально изменилась сама практика финансирования. Если до 1992 г. все ассигнования на культуру в местных бюджетах согласовывались  с Министерством культуры РФ, а  затем с Министерством финансов РФ, то в 1992 г. местные власти стали  фактически самостоятельны в принятии решений о распределении средств  своих бюджетов.

Закон «О культуре» (1992 г.) содержал попытку однозначно определить обязанности государства  по финансированию сферы культуры. Был провозглашен принцип нормативного подхода к формированию в бюджетах всех уровней ассигнований на культуру. На эти цели должно идти не менее 2% средств  федерального бюджета и не менее 6% средств региональных и местных  бюджетов. Но, как и в случае с  финансированием образования, эти  нормы не выполнялись.

Что же касается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры, то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений  здесь не происходило. Новая система  хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» и ряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироваться при помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А в  результате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системы  исполнения бюджета экономическая  самостоятельность организаций  культуры оказалась меньшей, чем  та, которая была у них в условиях плановой экономики.

Для реализации уставных целей организации культуры собственник  финансирует ее деятельность из бюджета  соответствующего уровня. Бoльшая часть бюджетных средств выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

1. 1501/410/273 и 1501/411/273 - содержание особо ценных объектов  культурного наследия народов  РФ;

2. 1501/410/283 - содержание  музеев и постоянных выставок;

3. 1501/410/284 - содержание  библиотек;

4. 1501/41/281 - государственная  поддержка театров, концертных  организаций и других организаций  исполнительского искусства;

5. 1501/410/288 - государственная  поддержка цирковых организаций.

Финансирование  текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого  из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической  классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета  на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства. Последние  осуществляют контроль за расходованием  этих средств в соответствии с  целевым назначением. Вышеназванные  организации культуры не имеют права  самостоятельно перераспределять их между  разными статьями расходов. Бюджетная  роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу  Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного  по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный  счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями  и зачисляются на их расчетные  счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть - бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым - на основе сметы  доходов и расходов, но не такой  подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"