Контрольная работа по "Праву социального обслуживания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Другим критерием классификации социальных пособий является продолжительность их выплаты. Традиционно различают единовременные, ежемесячные и периодические социальные пособия. Единовременными являются пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие по случаю рождения ребенка; пособие на погребение; пособие беженцам, вынужденным переселенцам.

Содержание

Задание 1 ………………………………………………………………. …........3
Задание 2 ………………………………………………......………………......10
Список использованной литературы ……………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа по ПСО.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Задание 1 ………………………………………………………………. …........3

Задание 2 ………………………………………………......………………......10

Список использованной литературы  ……………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Дайте понятие и перечислите виды пособий в праве социального обеспечения. Отличие пособия от пенсии.

 

П. 1 ст. 7 Конституции РФ содержит положение, согласно которому в Российской Федерации устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом.

Наука права социального  обеспечения предлагает немало определений  понятия «пособия». Приведем лишь некоторые  из них: пособия – это «выплаты, производимые гражданам в установленном законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки» (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова); «денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством» (Г.В. Сулейманова); «денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи» (С.И. Кобзева). Из указанных определений становится очевидно, что явных разногласий во мнениях ученых по вопросу определения данного понятия не наблюдается.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям. По целевому назначению пособия М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, С.И. Кобзева выделяют: 1) пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и 2) пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь. Цель первой группы пособий – компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок; цель второй группы – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств. К числу первой группы пособий относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по временной безработице, а к числу второй - пособие при рождении ребенка, пособие на ребенка, пособие на погребение.

Несколько иная классификация по указанному основанию предложена Г.В. Сулеймановой:

1) пособия, компенсирующие  заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам (как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок);

2) пособия, предоставляемые  как дополнительная материальная  помощь для покрытия разовых дополнительных расходов, - пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение (размеры этих пособий не зависят от того, имеются ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер; такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными);

3) пособия, которые  должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода, - пособие по безработице (размеры этого пособия и сроки его выплаты могут быть различны, в зависимости от конкретного получателя пособия).

Другим критерием классификации  социальных пособий является продолжительность их выплаты. Традиционно различают единовременные, ежемесячные и периодические социальные пособия. Единовременными являются пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие по случаю рождения ребенка; пособие на погребение; пособие беженцам, вынужденным переселенцам. К ежемесячным пособиям относятся: пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие на ребенка до шестнадцати лет, пособие по безработице. Периодические пособия устанавливаются на определенный период – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.

В зависимости от источника  средств, за счет которых выдаются пособия, по мнению С.И. Кобзевой, М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, следует различать пособия, выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, и пособия из государственного бюджета. Автором иной классификации по тому же критерию является Г.В. Сулейманова, которая выделяет три группы пособий по источникам выплат: 1) пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней; 2) пособия, выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного фонда социального страхования; 3) пособия, выплачиваемые за счет средств государственного внебюджетного Пенсионного фонда. Как отмечает далее исследователь, некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников, например, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ст. 6 Федерального закона от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»).

В зависимости от контингента граждан – получателей пособий М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выделяют следующие виды пособий: пособия для всех и пособия для работающих, в том числе для определенных категорий занятого населения. Примером пособий для всех, по мнению авторов, являются пособия при рождении ребенка и пособия на ребенка, а пособие по беременности и родам – для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу (военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.).

Классификацию пособий  в зависимости от круга лиц, которые могут их получать, предлагает Г.В. Сулейманова. По данному основанию автор указывает следующие виды пособий: 1) пособия гражданам, имеющим детей; 2) пособия безработным, 3) пособия временно нетрудоспособным; 4) пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; 5) пособия вынужденным переселенцам; 6) пособия беженцам; 7) пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом; 8) пособия для граждан из числа детей-сирот; 9) другие пособия отдельным категориям граждан.

Как считают М.Л. Захаров  и Э.Г. Тучкова, пособия можно классифицировать и по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости. По первому критерию исследователи выделяют пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице, а по второму – пособия, иные денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством.

Основные виды пособий,  предусмотренные действующим законодательством, можно условно разделить на три группы.

В первую группу входит лишь один вид пособий – пособие по временной нетрудоспособности.

Вторую группу образуют так называемые «детские» пособия  и пособия гражданам, имеющим  детей. К ней относятся следующие  виды пособий:

- пособие по беременности  и родам;

- единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие  при рождении ребенка; 

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие  на ребенка;

- единовременное пособие для граждан из числа детей-сирот;

- материнский (семейный) капитал.

Третью группу составляют иные виды пособий, а именно:

- пособие по безработице;

- социальное пособие  на погребение;

- единовременное пособие медицинским  работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

- единовременное пособие гражданам,  привлеченным для борьбы с  терроризмом;

- ежемесячное пособие супругам  военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

- пособие беженцам и вынужденным переселенцам.

 

Как утверждает С.И. Кобзева, отличие пособия от пенсии состоит в следующем: пенсия является постоянным и основным источником средств к существованию; пособие – это, как правило, помощь, временно заменяющая утраченный заработок или служащая дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Признаки пособия, позволяющего дифференцировать его от пенсии и других видов выплат (компенсации, материальной помощи и  т.д.), определены Г.В. Сулеймановой. К ним, в частности, относятся:

1) срок выплаты. В отличие  от пенсии, постоянного и основного   источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии);

2) целевое назначение выплаты.  Цель пособия – полностью или  частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии же призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;

3) круг лиц, имеющих право  на выплаты. Пенсии рассчитаны  преимущественно на неработающих граждан, пособия – на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

 

 

Задание 2

Понятие и виды социального  обслуживания граждан. Учреждения социального обслуживания.

 

Социальное обслуживание является самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. Оно охватывает все виды социальной помощи, предоставляемые престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей, предоставляемые в «натуре».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Под трудной жизненной ситуацией следует понимать ситуацию, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) и которую он не может преодолеть самостоятельно (п. 4 ст. 3 Закона об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации).

Глава II Закона об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации закрепляет следующие виды социального обслуживания:

1) материальная помощь;

2) социальное обслуживание  на дому;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

4) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

5) предоставление временного приюта;

6) консультативная помощь;

7) реабилитационные услуги.

Рассмотрим подробнее указанные виды социального обслуживания.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона об основах  социального обслуживания населения в Российской Федерации материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

В п. 1.3 Положения о порядке оказания единовременной материальной помощи малоимущим гражданам РФ, являющегося приложением к приказу Минтруда РФ от 23.01.2002 № 11 (заметим, что Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено и образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) определены виды единовременной материальной помощи (денежные средства, натуральная помощь, отношения на бесплатный железнодорожный билет), а также установлено, что единовременная материальная помощь предоставляется за счет средств федерального бюджета. В п. 2.1 указанного положения содержится перечень категорий граждан, которым может быть оказана материальная помощь: одинокие престарелые и нетрудоспособные граждане (пенсионеры и инвалиды I и II групп); малоимущие, неработающие пенсионеры; многодетные матери, не работающие по уважительной причине, имеющие нетрудоспособных или несовершеннолетних детей, которые не находятся на государственном обеспечении; одинокие матери (отцы), не работающие по уважительной причине, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, которые не находятся на государственном обеспечении; семьи, воспитывающие ребенка-инвалида.

Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. К такой категории граждан, в частности, относятся одинокие граждане и граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью. Как указано в ст. 17 Федерального Закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания данных категорий граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву социального обслуживания"