Договор перевозки
груза – это договор, в соответствии с
которым одна сторона (перевозчик) обязуется
доставить вверенный ей отправителем
груз в пункт назначения и выдать ему уполномоченным
на получение груза лицу (грузополучателя),
а другая сторона (отправитель груза) обязуется
оплатить за перевозку установленную
цену. Договор является взаимным и возмездным,
считается заключенным с момента принятия
перевозчиком груза и следовательно относится
к числу реальных договоров, в отдельных
случаях договор может быть консенсуальный,
когда обязуется предоставить ТС раньше
получения груза (на морском транспорте
– чартер). Договор носит публичный характер,
однако для признания договора публичным
необходимо соблюдение условий: 1. перевозка
груза транспортом общего пользования
в качестве которого признается перевозка,
осуществляемая конкретной организацией,
если из закона или иных правовых актов
вытекает, что она обязана осуществлять
перевозки по обращению любого ФЛ или
ЮЛ. 2. перечень организации должен быть
опубликован в установленном порядке.
Субъектами обязательств является перевозчик,
грузоотправитель и грузополучатель.
Перевозчиками могут быть лишь конкретные
организации или ИП, которые в соответствии
с девствующим законодательством вправе
осуществлять деятельность, связанную
с перевозкой грузов. Функции грузоотправителя
или грузополучателя могут выполнять
как ФЛ, так и ЮЛ. В настоящее время нет
единого мнения относительно взаимоотношений
грузополучателя и грузоотправителя и
перевозчиком в договоре. Существуют 3
точки зрения: 1. договор перевозки грузов
– договор в пользу третьего лица (грузополучатель).
Это договор о вручении исполнения третьему
лицу. 2. грузоотправитель и грузополучатель
– одна сторона в договоре перевозки груза
3. перевозка грузов – это договор особого
рода, в котором грузополучатель – самостоятельный
субъект, а не 3 лицо и не единая сторона
с грузоотправителем. Договор перевозки
– это трехсторонний договор, в котором
участники обладают правами и обязанностями.
Перевозчик обязан подать грузоотправителю
под погрузку в срок, установленный заявкой
договор о перевозке или договор об организации
перевозки исправные транспортные средства
в состоянии, пригодном для перевозки
соответствующего груза. Перевозчик должен
содержать транспортные средства в технически
надлежащем состоянии и перед подачей
под погрузку проверить их пригодность
для перевозки грузов, пригодность транспортных
средств для перевозки данного груза в
коммерческом отношении определяется
грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем
и перевозчиком, либо самим перевозчиком.
Грузоотправитель, отправляя продукцию,
обязан принимать все зависящие от него
меры, обеспечивающие его сохранность
при перевозке. Он не вправе погрузить
продукцию в любое транспортное средство,
не заботясь о сохранности груза в пути.
Грузоотправитель должен отказаться от
погрузки груза в ТС, непригодное для перевозки
данного груза, которое в таком случае
считается неподанным в счет суточной
нормы. Ответственность за пригодность
транспортных средств в техническом отношении
должен нести перевозчик, который их предоставляет,
т.к. ТС принадлежат ему и он должен за
них отвечать. Определить же пригодность
ТС в коммерческом отношении должен грузоотправитель,
который загружает груз.
Получатель при выдаче ему груза, обязан
возместить перевозчику все причитающиеся
ему платежи. Сроки доставки грузов зависят
от особенностей работы данного вида транспорта.
На ж/д транспорте сроки доставки грузов
и правила исчисления таких сроков утверждаются
Министерством транспорта по согласованию
с федеральными органами исполнительной
власти в области экономики. Грузы считаются
доставленными в срок, если до станции
назначения они выгружены перевозчиком
и доставлена перевозчиком, или если вагоны
поданы для выдачи груза получателем до
истечения установленного срока доставки.
Грузоотправители могут предъявить к
перевозке груза объявления их ценностей.
В этом случае при утрате груза или багажа,
перевозчик несет ответственность в размере
объявленной стоимости груза или багажа.
Объявление грузоотправителем ценности
груза обязательно при перевозки следующих
грузов: драгоценных металлов, камней
и изделий из них. музейных и антикварных
ценностей предмет искусства и иных художественных
изделий грузов для личностных, семейных,
домашних и иных нужд и связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
26. Договор перевозки пассажиров
и багажа
По договору перевозки пассажира
и перевозки багажа перевозчик обязуется
перевезти пассажира в пункт назначения,
а в случае сдачи пассажиром багажа также
доставить багаж в пункт назначения и
выдать его управомоченному на получение
багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить
установленную плату за проезд, а при сдаче
багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК).
Заключение
договора перевозки пассажира удостоверяется
билетом, а сдача пассажиром багажа –
багажной квитанцией.
Договор
этот в отличие от договора перевозки
груза является консенсуальным, а в случае
перевозки транспортом общего пользования
– публичным. Такие договоры могут быть
разовыми и длительными.
Провозная
плата в настоящее время регулируется
тарифами, установленными государством,
только на перевозку пассажиров железнодорожным
транспортом и на всех видах общественного
городского и пригородного транспорта,
а в остальных случаях определяется соглашением
сторон.
Договор
перевозки багажа является реальным, в
случае перевозки транспортом общего
пользования – публичным.
К
отношениям, связанным с перевозкой багажа,
так же как и с перевозкой пассажира, применяется
законодательство о защите прав потребителей.
Багаж
– вещи, которые используются для личных
бытовых целей пассажира и перевозятся
вместе с ним, но в багажном вагоне за отдельную
плату на основе проездного билета пассажира.
Обязанность перевозки багажа для перевозчика
вытекает из договора перевозки пассажира,
но оформляется багажной квитанцией (п.
2 ст. 786 ГК).
Плата
за перевозку багажа взыскивается в момент
принятия его.
Срок
доставка багажа исчисляется временем
следования транспорта до пункта назначения.
Выдается
багаж предъявителю багажной квитанции,
а в случае ее утери – при условии, что
пассажир доказал свои права на его получение
(в таком случае багаж выдается по акту).
Хранится
багаж в пункте назначения бесплатно только
в течение суток, последующее хранение
осуществляется за плату в соответствии
с тарифом. Багаж, не полученный в течение
30 дней, подлежит реализации, а вырученные
за него деньги за вычетом причитающихся
перевозчику сумм, передаются предъявителю
багажной квитанции в течение 6-месячного
срока.
Перевозчик
несет ответственность за несохранность
груза или багажа, происшедшую после принятия
его к перевозке и до выдачи грузополучателю,
если не докажет, что утрата, недостача
или повреждение (порча) груза или багажа
произошли вследствие обстоятельств,
которые перевозчик не мог предотвратить
и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик
наряду с возмещением установленного
ущерба, вызванного утратой, недостачей
или повреждением (порчей) груза или багажа,
возвращает отправителю (получателю) провозную
плату, взысканную за перевозку утраченного,
недостающего, испорченного или поврежденного
груза или багажа, если эта плата не входит
в стоимость груза.
27. Транспортная экспедиция
По договору транспортной экспедиции одна
сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение
и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя
или грузополучателя) выполнить или организовать
выполнение определенных договором экспедиции
услуг, связанных с перевозкой груза (абз.
1 п. 1 ст. 801 ГК).
Данный договор является консенсуальным,
двусторонним и возмездным.
Договор транспортной экспедиции заключается
в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих
заключение договора (экспедиторских
документов), устанавливается Правилами
транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:
Для оказания транспортно-экспедиционных
услуг клиентом выдается заполненное
и подписанное им поручение экспедитору.
Оформленное в установленном порядке
поручение экспедитору должно содержать
достоверные и полные данные о характере
груза, его маркировке, весе, объеме, а
также о количестве грузовых мест. Экспедитор
рассматривает поручение в сроки, определенные
в договоре транспортной экспедиции, и
направляет его клиенту с отметкой о согласовании
либо с отказом в согласовании подлежащих
оказанию транспортно-экспедиционных
услуг с указанием причин отказа. Поручение
экспедитору подлежит исполнению с момента
получения клиентом письменного подтверждения
его согласования экспедитором.
Клиент на любом этапе исполнения договора
имеет право отозвать ранее выданное поручение
экспедитору с возмещением ему фактических
расходов, связанных с исполнением поручения.
Отзыв выданного поручения экспедитору
производится клиентом в письменной форме.
В подтверждение факта получения экспедитором
от клиента либо от указанного им грузоотправителя
груза для перевозки экспедитором выдастся
экспедиторская расписка. Если же экспедитор
принимает груз на складское хранение,
в подтверждение факта принятия груза
им выдастся складская расписка.
Перечень экспедиторских документов,
приведенный в п. 5 Правил, не является
исчерпывающим. В зависимости от характера
транспортно-экспедиционных услуг сторонами
договора может быть определена возможность
использования иных документов в качестве
экспедиторских. Например, экспедитором
при приеме груза, если он является организатором
перевозки груза в прямом смешанном сообщении,
выдается экспедиторское свидетельство.
Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что
клиент должен выдать экспедитору доверенность,
если она необходима для выполнения его
обязанностей.
Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства
являются экспедитор и клиент. В качестве
клиента может выступать любой субъект
гражданского права. В то же время ГК РФ
конкретизирует данных субъектов, указывая
в определении договора транспортной
экспедиции на то, что они по отношению
к экспедируемому грузу должны обладать
статусом грузоотправителя или грузополучателя.
В случае, если в качестве клиента выступают
физические лица, имеющие целью приобретение
экспедиторских услуг для удовлетворения
личных и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, то
к отношениям из договора транспортной
экспедиции применяются в части, не противоречащей
ГК РФ и
Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О
транспортно-экспедиционной деятельности»,
положения Закона «О защите прав потребителей».
Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее
выполнение определенных договором транспортной
экспедиции транспортно-экспедиционных
услуг. Каких-либо специальных требований
к данному лицу законодательство не содержит.
В настоящее время экспедиторская деятельность
не является лицензируемой, поэтому может
осуществляться любым субъектом без получения
специального разрешения (лицензии). В
то же время отдельные операции, входящие
в круг оказываемых экспедитором экспедиторских
услуг, отнесены к лицензируемым (например,
погрузочно-разгрузочная деятельность
применительно к опасным грузам на внутреннем
водном транспорте, погрузочно-разгрузочная
деятельность применительно к опасным
грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная
деятельность применительно к опасным
грузам на железнодорожном транспорте).
Объектом транспортно-экспедиционного обязательства
является возмездное оказание услуг, направленных
на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских
услуг). Законодатель различает основные
транспортно-экспедиторские услуги и
дополнительные. К основным относятся:
организация перевозки груза транспортом
и по маршруту, избранному экспедитором
или клиентом; заключение от имени клиента
или от своего имени договора (договоров)
перевозки груза; обеспечение отправки
и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Данный перечень не является закрытым,
на что прямо указано в законе.
Содержание транспортно-экспедиционного обязательства
составляют права и обязанности экспедитора
и клиента. Основной обязанностью экспедитора является
выполнение или организация выполнения
определенных договором транспортной
экспедиции услуг.
К обязанностям экспедитора также относятся:
выдача клиенту экспедиторского документа
при приеме груза, а также представление
клиенту оригиналов договоров, заключенных
экспедитором в соответствии с договором
транспортной экспедиции от имени клиента
на основании выданной им доверенности;
сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
предоставление по требованию клиента,
приобретающего услуги для личных, семейных,
домашних или иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской
деятельности, информации, предусмотренной
законодательством РФ о защите нрав потребителей.
Круг обязанностей клиента установлен
ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной
деятельности». К их числу относятся:
уплата экспедитору вознаграждения,
а также возмещение понесенных им в интересах
клиента расходов;
своевременное представление экспедитору
полной, точной и достоверной информации,
а также документов, необходимых для осуществления
таможенного, санитарного контроля, других
видов государственного контроля.
Одна из особенностей транспортно-экспедиционного
обязательства заключается в возможности
его прекращения в одностороннем порядке.
В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из
сторон вправе отказаться от исполнения
договора транспортной экспедиции, предупредив
об этом другую сторону в разумный срок.
Нарушение экспедитором или клиентом
обязательства, вытекающего из договора
транспортной экспедиции, влечет наступление
юридической ответственности стороны,
совершившей такое нарушение. Ответственность
экспедитора и клиента определяется по
правилам гл. 25 ГК
РФ. Однако для экспедитора законодатель
предусматривает одно исключение. Если
экспедитор докажет, что нарушение обязательства
вызвано ненадлежащим исполнением договоров
перевозки, его ответственность перед
клиентом определяется по тем же правилам,
по которым перед экспедитором отвечает
соответствующий перевозчик.
Закон «О транспортно-экспедиционной
деятельности», несмотря на то, что ГК
РФ не предусматривает возможности изменения
установленного им правила об ответственности
иными законами, содержит нормы об ответственности
экспедитора за утрату, недостачу, повреждение
(порчу) груза, произошедшие не в связи
с нарушением договора перевозки, основанные
на иных началах, нежели установленные
гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного
Закона является установление обязательного
претензионного (досудебного) порядка
разрешения споров (ст. 12) и сокращенного
срока исковой давности — один год (ст.
13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной
деятельности» в значительной степени
сблизил обязательства по перевозке грузов
и транспортно-экспедиционные обязательства.