Определению места жительства
гражданина служит его регистрационный
учет (ранее так называемая прописка)
как по месту пребывания, так
и по месту жительства в
пределах Российской Федерации.
Такой учет должен обеспечить
необходимые условия для реализации
гражданином его прав и свобод,
а также исполнение им обязанностей
перед другими гражданами. Однако
регистрация или ее отсутствие
не могут служить основанием
ограничения или условием реализации
прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией, законами РФ, конституциями
и законами республик в составе
РФ (ст. 3 Закона РФ "О праве граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской
Федерации"). Основания ограничения
права гражданина на выбор
места жительства являются исчерпывающими
и перечислены в ст. 8 названного
Закона.
Регистрация
гражданина по месту его жительства
осуществляется в соответствии
с Правилами регистрации и
снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской
Федерации, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (в
ред. от 22.12.2004). Право гражданина на выбор
места жительства подлежит защите в случае
его нарушения в соответствии со ст. 9 Закона
РФ "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации", ст. 150 ГК. Действие или бездействие
государственных и иных органов, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и иных юридических и физических лиц,
затрагивающее право гражданина на выбор
места жительства, может быть им обжаловано
в вышестоящий в порядке подчиненности
орган, вышестоящему в порядке подчиненности
должностному лицу либо непосредственно
в суд.
2. Местом
жительства несовершеннолетних, не
имеющих паспорта (до достижения
14 лет), признается место жительства
их родителей (усыновителей).
Если
родители несовершеннолетнего вместе
не живут, место жительства
ребенка, подростка определяется
местожительством того из родителей,
с которым он находится постоянно.
При отсутствии на этот счет
согласия между родителями спор
разрешается судом по правилам,
предусмотренным семейным законодательством.
Поскольку
опекун (попечитель) не приобретает
права на жилую площадь подопечного,
местом постоянного жительства
последнего все-таки будет то,
где он находился до передачи
под опеку (попечительство), за
исключением случаев, когда в
результате обмена или по другим
основаниям произошло объединение
их жилой площади. Когда опекун
(попечитель) соблюдает свою обязанность
находиться вместе со своим
воспитанником, правильнее говорить
о временном проживании несовершеннолетнего
в семье опекуна (попечителя) либо,
наоборот, опекуна (попечителя) в
доме своего подопечного. Что
же касается правил относительно
места жительства несовершеннолетних,
переданных на воспитание в
приемную семью, то на этот
счет в ГК существует пробел.
Специфика возникающих при этом
правоотношений и предпосылок
их появления позволяет сделать
вывод, что в приемной семье
воспитатель и воспитанник имеют
одно и то же место жительства.
3. В последние годы особое
значение стали приобретать проблемы,
связанные с определением места
жительства вынужденных переселенцев.
В соответствии с Законом РФ
от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"
(в ред. от 22.08.2004) было принято Положение
о жилищном обустройстве вынужденных
переселенцев в Российской Федерации,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 08.11.2000 N 845, где сказано: "Вынужденный
переселенец имеет право самостоятельно
выбирать место жительства на территории
Российской Федерации, проживать в установленном
порядке у родственников или иных лиц
при условии их согласия независимо от
занимаемой родственниками или иными
лицами жилой площади".
4. Российское
законодательство не оставляет
без внимания и прибывших на
территорию РФ беженцев. Им посвящен
Закон РФ от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"
(в ред. от 22.08.2004). Беженцам предоставляется
право пользования жилым помещением, предоставляемым
в порядке, установленном Правительством
РФ, из фонда жилья для временного поселения.
Свобода выбора места проживания прибывших
на территорию РФ иностранных граждан
и лиц без гражданства определяется в
соответствии с Федеральными законами
от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской
Федерации" (в ред. от 03.01.2006)*(25) и от 25.07.2002
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" (в
ред. от 02.11.2004).
Активизация миграционных процессов
вызвала необходимость иммиграционного
контроля, осуществляемого Федеральной
миграционной службой России
и ее территориальными органами,
с целью предупреждения неконтролируемой
миграции на территорию РФ
иностранных граждан и лиц
без гражданства. Действует эта
служба в соответствии с Положением
об иммиграционном контроле, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
08.09.1994 N 1020. Иностранным гражданам и лицам
без гражданства выдается вид на жительство
в соответствии с Положением о выдаче
иностранным гражданам и лицам без гражданства
вида на жительство, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 01.11.2002 N 794*(28).
7. Образование юридического лица. Учредительные
документы, государственная регистрация.
Лицензирование деятельности юридических
лиц.
Создание
юридического лица осуществляется путем
первичной регистрации или реорганизации.
Первичная
регистрация осуществляется в
установленном законом порядке.
Необходимые документы (заявление,
решение о создании,
учредительные
документы, документ, подтверждающий
уплату госпошлины) представляются
в регистрирующий орган (в настоящее
время этим органом является
налоговая инспекция), и в пятидневный
срок юридическое лицо заносится
в Единый государственный реестр
юридических лиц, о чем выдается
свидетельство.
Отказ
в государственной регистрации
возможен при непредставлении
необходимых документов, а также
при их представлении в ненадлежащий
орган и может быть обжалован
в судебном порядке.
Юридическое
лицо может быть реорганизовано
в следующих формах:
слияние
нескольких юридических лиц в
одно;
присоединение
одного юридического лица к
другому (или другим);
выделение
одного юридического лица из
состава другого;
преобразование
организационно-правовой формы юридического
лица.
Реорганизация
осуществляется путем регистрации
данных изменений в установленном
законом порядке, при этом должны
быть представлены следующие
документы:
решение
о реорганизации юридического
лица;
заявление
о регистрации нового юридического
лица;
учредительные
документы нового юридического
лица;
передаточный
акт или разделительный баланс;
договор
о слиянии в предусмотренных
законом случаях;
документ
об уплате госпошлины.
Юридическое
лицо может быть реорганизовано
по решению учредителей, уполномоченных
государственных органов, суда.
При
реорганизации юридического лица
его права и обязанности переходят
к вновь созданному в соответствии
с передаточным актом (разделительным
балансом - при выделении и разделении)
юридическому лицу.
Так
как при реорганизации права
и обязанности переходят в
порядке правопреемства к вновь
созданному юридическому лицу, возможно
ущемление прав кредиторов (увеличение
их числа, разделение ответственности
между несколькими юридическими
лицами). Для обеспечения интересов
кредиторов ГК РФ предусматривает
обязанность учредителей письменно
уведомить о своем решении,
а кредиторы имеют право требовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательства и возмещения убытков.
8.Несостоятельность
(банкротство) юридических лиц.
Несостоятельность
(банкротство) юридического лица наступает
при его неспособности удовлетворить
денежные требования кредиторов.
Банкротом
могут быть признаны коммерческое
юридическое лицо (исключение - казенное
предприятие), а также потребительский
кооператив, благотворительный и
иной фонд по решению суда,
а также по решению учредителей
юридического лица.
Неспособным
удовлетворить требования кредиторов
признается лицо, не исполнившее
свои обязательства в течение
3 месяцев с даты, когда оно
должно было их исполнить.
Дела
о банкротстве рассматриваются
арбитражным судом. Правом на
обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании должника
банкротом обладают должник, конкурсный
кредитор, уполномоченные органы.
Процедуры
банкротства включают:
наблюдение;
финансовое
оздоровление (санация);
внешнее
управление;
конкурсное
производство;
мировое
соглашение.
Наблюдение
- процедура, которая применяется
к должнику для сохранности
его имущества, анализа его
финансового состояния, составления
реестра требований кредиторов
и проведения первого собрания
кредиторов.
Финансовое
оздоровление (санация) - процедура,
которая подразумевает финансовую
помощь должнику для погашения
его обязательств и восстановления
его платежеспособности.
Внешнее
управление - процедура, при которой
внешний управляющий проводит
ряд мер по восстановлению
платежеспособности организации.
Эти меры осуществляются в
соответствии с утвержденным
на общем собрании кредиторов
планом, который содержит условия
и порядок реализации указанных
мер, смету, расходы на их
реализацию и иных расходов
должника. Совокупный срок финансового
оздоровления и внешнего управления
не может превышать 2 года.
Конкурсное
производство - процедура, применяемая
к должнику, признанному банкротом,
в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов - вводится
сроком на 1 год и может быть
продлено еще на 6 месяцев. Все
полномочия по управлению делами
организации-должника переходят
в руки конкурсного управляющего.
Имущество, составляющее конкурсную
массу, по согласованию с кредиторами
продается на публичных торгах.
Из вырученной суммы удовлетворяются
требования кредиторов. Действия
конкурсного управляющего контролируются
кредиторами и арбитражным судом.
Требования кредиторов удовлетворяются
в очередности, предусмотренной
при ликвидации организаций. По
завершении расчетов конкурсный
управляющий представляет суду
отчет. Рассмотрение данного отчета
и вынесение на его основе
определения судом является основанием
для внесения записи в Единый
государственный реестр юридических
лиц. С этого момента юридическое
лицо считается ликвидированным.
Мировое
соглашение - соглашение между должником
и кредиторами по поводу прекращения
производства по делу о банкротстве.
Применение данной процедуры
возможно на любой стадии. Сторонами
соглашения являются общее собрание
кредиторов и уполномоченных
органов и руководитель должника
- юридического лица, внешний управляющий
или конкурсный управляющий. Мировое
соглашение утверждается арбитражным
судом.
9.Классификация
юридических лиц.
Виды
юридических лиц:
по
цели деятельности:
коммерческие
(товарищества, общества, производственный
кооператив);
некоммерческие
(фонды, учреждения, ассоциации, религиозные
объединения);
в
зависимости от прав учредителей:
собственники
(учредители утрачивают свое право
собственности на переданное
юридическому лицу имущество
и сохраняют только обязательственные
права требования) - товарищества, общества,
производственные кооперативы;
несобственники
(право собственности сохраняется
за учредителями) - унитарные предприятия;
собственники
(учредители утрачивают как обязательственные,
так и вещные права) - некоммерческие
организации: фонды, ассоциации,
союзы.
10.Хозяйственные товарищества
и общества: понятие, виды, сравнительная
характеристика.
Хозяйственные
товарищества и общества - наиболее
распространенная и универсальная
форма объединения и обособления
имущества для самых различных
видов предпринимательской деятельности.
Именно преобладание хозяйственных
товариществ и обществ (компаний
и корпораций, согласно терминологии
англо-американского права) характеризует
развитый рыночный оборот. Указанная
категория юридических лиц охватывает
ряд организационно-правовых форм коммерческих
организаций, имеющих как общие
черты, так и различия.
Хозяйственные
товарищества и общества обладают
общей правоспособностью, приобретают
право собственности на имущество,
полученное в результате их
деятельности, а конечную прибыль
могут распределять между своими
участниками.
Общим
для всех хозяйственных товариществ
и обществ является деление
их уставного (складочного) капитала
на доли, права на которые принадлежат
их участникам. Обладание долей
в уставном капитале позволяет,
с одной стороны, участвовать
в управлении делами организации
и распределении получаемой ею
прибыли, а с другой - как правило,
ограничивает собственные риски
участников товарищества (общества),
связанные с предпринимательской
деятельностью юридического лица.