Лекции по "Частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:31, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Понятие римского частного права.
Его система и источники

Понятие римского частного права. Периодизация истории римского частного права
Система римского частного права
Источники римского частного права

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по римскому праву.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1. Понятие римского частного права.

Его система и источники

 

  1. Понятие римского частного права. Периодизация истории римского частного права
  2. Система римского частного права
  3. Источники римского частного права

 1. Римское право подразделяется на две большие области:

    • публичное право, нормы которого защищали интересы государства;
    • частное право, нормы которого защищали интересы частных лиц.

Римское частное право  определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера.  Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав.

  История Рима подразделяется  на три периода:

    1. царский период (753 – 509 гг. до н. э.) характеризуется формированием социальной структуры рабовладельческого общества и государственного аппарата;
    2. республика (509 – 22 гг. до н. э.), в период которой Рим превращается в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира; были сформированы республиканские государственные учреждения (народные собрания, сенат, магистратура);
    3. империя (27 г. до н. э. – 476 г.), включающая два этапа – принципат и доминат.

По поводу периодизации истории римского частного права  единого взгляда не существует. Профессор П.Н. Галанза делит историю частного права на три периода:

1) древнейший период - от реформ Сервия Туллия (VI в. до н. э.) до первой Пунической войны (середина III в. до н. э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т.п.

2) классический период  – с середины III в. до н. э. до конца III в. н. э. Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства.

3) постклассический период  – конец III в. -  VI в. н. э. Происходит стирание границ между отдельными ветвями римского права, что позволило осуществить систематизацию права.

2. Римское частное право  было представлено тремя ветвями. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, нормы которого регулировали отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества, Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право, как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали номам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Не отменяя норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского  права, регулировали отношения между  римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права – «право народов». Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиритского  и преторского права нормы  «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

3. Источники древнейшего периода. Самым древним неписаным источником права было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи были распространены еще до образования государства, а с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов.

Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges). Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 – 450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. Позднее был принят еще ряд законов.

Большое значение имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты – обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность.

Источники классического  периода. Основной формой закона стали акты сената – сенатусконсульты.

По мере укрепления императорской  власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). Императорские конституции были четырех видов:

1) эдикты – общие  распоряжения императора, обращенные  ко всему населению Рима;

2) мандаты – инструкции, адресуемые должностным лицам;

3) декреты – решения  по судебным делам, которые  рассматривались императором;

4) рескрипты – императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты.

С усилением власти императора теряет свое значение деятельность преторов.

Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Лабеон, Юлиан, Цельзы (отец и сын), Помпоний и др.

Источники постклассического  периода. В период домината важнейшим источником права становятся распоряжения императора. Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Деятельность юристов также утратила свое значение.  В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.

В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» - с другой, образования единой системы права были созданы условия для систематизации римского права. В конце III в. вышли два кодекса – Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, был издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониани провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника римского права (Институции, Дигесты и Кодекс). После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов, получивших название «Новеллы». В XII в. полная кодификация Институций, Дигест, Кодекса и Новелл получила название «Свод гражданского права».

 

Тема 2. Защита нарушенных прав

  1. Государственный суд в Риме
  2. Формы гражданского процесса
  3. Понятия и виды исков. Исковая давность
  4. Средства преторской защиты

1. На протяжении длительного времени в Риме отсутствовали органы, которые обладали бы только судебными полномочиями. Органы, осуществлявшие государственную власть и управление, одновременно отправляли правосудие.

Порядок рассмотрения дел  зависел от категории дела. В соответствии с делением права на частное и публичное существовали две категории дел:

    • дела, связанные с нарушением интересов государства;
    • дела, связанные с нарушением интересов частных лиц.

Обе категории дел  рассматривались государственными органами. Существовал также частный  порядок рассмотрения споров между  лицами. Если стороны достигали согласия о передаче дела избранному ими лицу, то дело рассматривалось этим лицом – так называемым третейским судьей.

Гражданский процесс  между лицами проходил несколько  стадий.

Первая стадия называлась «ин юре» (in iure). На этой стадии магистрат (но не судья) рассматривал притязания сторон и назначал судью для последующего рассмотрения дела, то есть на первой стадии дело не рассматривалось по существу, а лишь готовилось к такому рассмотрению и вынесению решения по спору.

В ходе второй стадии судья  рассматривал спор по существу и выносил решение. Рассмотрение на этой стадии сводилось к выслушиванию спора, оценке доказательств и разрешению дела.

Рассмотрение дела на стадии «ин юре» в начале республики осуществлялось консулом, затем, с середины IV в. до н. э. – претором. Споры между римскими гражданами и перегринами с середины III в. до н. э. рассматривались преторами перегринов.

Рассмотрение дела по существу на стадии «ин юдицио» осуществлял единолично судья. В качестве судьи вначале выступал сенатор. В конце республики право быть внесенным в список судей было предоставлено всадникам и даже состоятельным гражданам.

В древнейший период споры  между соседями и родственниками рассматривал судья по месту нахождения имущества – так называемый арбитр.

Существовал коллегиальный  суд – суд рекуператоров, рассматривавший отдельные споры между римлянами и перегринами. 

2. В гражданском судопроизводстве существовало несколько форм процесса:

    • легисакционный;
    • формулярный;
    • экстраординарный.

Древнейшей формой гражданского процесса был легисакционный процесс. Он состоял из двух стадий: in iure и in iudicio.

На первой стадии лицо, чье право было нарушено, делало об этом заявление магистрату, с  тем чтобы возбудить дело в  суде. Магистрат решал, может ли притязание заявителя быть предметом судебного разбирательства. Если требования заявителя соответствовали закону и его формулировкам, магистрат предоставлял возможность защиты нарушенного права заявителя в суде, то есть предоставлял ему иск.

В легисакционном процессе для различных  по своему характеру требований заявителя  (различных исков) существовали различные формы их рассмотрения. Всего было пять форм: процесс пари, наложение руки, процесс с требованием назначить судью, процесс с требованием определенной суммы денег или количества вещей, процесс со взятием залога кредитором.

Легисакционный процесс отличался  сложной обрядовой процедурой, формализмом. Он не распространялся на перегринов.

На смену легисакционному процессу пришел формулярный процесс. С середины II в. до н. э. он стал господствующим видом процесса.

Формулярный процесс также состоял из двух стадий. До обращения к магистрату истец в письменном виде излагал основания и предмет своих требований и сообщал их ответчику. Существенную роль играли юристы, которые помогали истцу сформулировать свои требования. Истец осуществлял вызов ответчика к магистрату. Истец обосновывал свой иск, а ответчик – возражения.

Если магистрат признавал допустимость иска, он осуществлял следующее: а) утверждал формулу, предложенную истцом; б) вводил в нее возражения ответчика; в) назначал судью; г) отдавал судье распоряжение рассмотреть дело.

После направления судье формулы  первая стадия заканчивалась. Письменная формула состояла из двух частей: интенции (содержание притязаний истца и возражений ответчика) и кондемнации (предписание судье удовлетворить иск, если интенция подтвердится, или отказать в иске).

На второй стадии осуществлялась проверка фактов, указанных в формуле, путем  исследования доказательств, то есть судья  исследовал фактическую сторону  дела. Судья выносил решение в  пределах лишь тех фактов, которые были указаны в формуле. Решение судьи было окончательным и обжалованию не подлежало. При отказе добровольно выполнить решение суда проводилось принудительное взыскание.

Экстраординарный процесс – непосредственное рассмотрение дела судебным чиновником. Он появился в конце республиканского периода.

Экстраординарный процесс проводился императорскими чиновниками. Принцепс мог сам лично рассмотреть любое дело, а мог передать его своему чиновнику.

Информация о работе Лекции по "Частному праву"