Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 18:06, курсовая работа
Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации 1995 года. Ранее права детей рассматривались через взаимоотношения детей и родителей, при этом дети в силу своей недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в Семейный Кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого рода подхода.
Введение…………………………………………………………………………2
§1. История развития семейно-правового статуса ребенка в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………4
§2. Понятие «ребенок»…………………………………………………………9
§3. Общая характеристика неимущественных прав ребенка……………….15
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. История развития семейно-правового статуса ребенка в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………4
§2. Понятие «ребенок»………………………………………………………
§3. Общая характеристика неимущественных прав ребенка……………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………27
Введение.
Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного Кодекса Российской Федерации 1995 года. Ранее права детей рассматривались через взаимоотношения детей и родителей, при этом дети в силу своей недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в Семейный Кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого рода подхода.
Актуальность данной работы заключается в том, что во всем мире отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок - это личность, у которой должна быть возможность проявить себя. И для того, чтобы ребенок смог проявить себя как личность, он должен быть наделен определенным набором прав и обязанностей.
В мировом сообществе давно возникает желание смотреть на как на самостоятельный субъект права. Это находит свое отражение в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка», в Семейных Кодексах государств, в различных Федеральных Законах и т.д. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
Целью курсовой работы является исследование личных неимущественных прав детей и особенностей их правовой защиты.
В соответствии с целью работы мною были поставлены для решения следующие задачи:
1. Проследить историю развития семейно-правового статуса ребенка как в России, так и за рубежом;
2. Проанализировать, кого стоит понимать по ребенком;
3. Изучить основные
§1. История развития семейно-правового статуса ребенка в России и за рубежом.
Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. На древнейшем этапе развития человечества убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были в порядке вещей, повседневной практикой. Полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным. Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг. Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты.
Далее возникают нормы права в своем первоначальном виде, и появляется необходимость применить их к младшим членам общины. Человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества в результате долгой и непростой эволюции сознания человечества и вместе с ней - эволюции права.
В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки.1
Средневековое право Германии закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как в Риме, напоминая, скорее, строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.
Феодальное брачно-семейное право Англии определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.
В Индии потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей, при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.
Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX в. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.2
Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В Древней Аравии до ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).
С самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с хадисом, традицией времен пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, "что они разделят вашу пищу". Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.3
Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало "бить их кнутом нещадно".
В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.
В Своде законов Российской империи было записано, что власть родителей распространяется на детей обоего пола и любого возраста с различием в пределах, установленных законом. Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.
Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении, но возрастные границы не указываются.
В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 - 1917 гг.
Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.
Деятельность международных правовых организаций в области регламентации статуса несовершеннолетних началась довольно давно.
Так, еще в 1924 г. Лига Наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой".4
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.
Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях.
В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей. В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием СК РФ. По КоБС права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской опеки.
На данный момент учреждены посты уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов Российской Федерации (Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург и др.). Проблемы прав несовершеннолетних находят отражение в научных публикациях. Создаются и соответствующие специальности, так, в Воронежском юридическом институте МВД России готовят следователей по преступлениям несовершеннолетних. Проводятся соответствующие конференции, так, в Санкт-Петербургском университете МВД России в 1999 г. состоялась конференция "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений несовершеннолетних". В качестве положительного опыта можно привести публикацию информационно-аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге, являющихся частью Государственного доклада "О положении детей в РФ".
§2. Понятие «ребенок».
При исследовании правового положения ребенка в Российской Федерации интерес представляет юридическое понимание того, кого следует считать ребенком. В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет).
Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом. Принципиальное значение имеет и то, что отношения в которых участвует ребенок, регулируются нормами различных отраслей российского права. Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.
С принятием Конвенции о правах ребенка 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу физической и умственной незрелости. Конвенция вводит принципиально важное определение понятия «ребенок», под которым понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Российский законодатель в процессе приведения в соответствие с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. внутреннего законодательства не выработал собственного понятия «ребенок» и закрепил в правовых актах России понятие, идентичное конвенциональному: «Ребенок — лицо, не достигшее возраста 18 лет».
Наряду с термином «ребенок» отмечается многообразие наименований, применяемых в России к лицам, не достигшим совершеннолетия: «подростки», «несовершеннолетние», «малолетние» и др.