Местный референдум в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование такой формы осуществления власти народом России как местный референдум.
Достичь цели поможет решение следующих задач:
Охарактеризовать место референдума в системе демократии России,
Проанализировать порядок проведения референдума

Содержание

Введение
Глава 1. Место референдума в системе демократии России.
1.1. Понятие местного референдума.
1.2. Предмет и правовая основа местного референдума.
Глава 2. Порядок проведения референдума.
2.1. Назначение местного референдума.
2.2. Решение местного референдума.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1.    Место референдума в системе демократии России.

1.1.    Понятие местного референдума.

1.2.    Предмет и правовая основа местного референдума.

Глава 2.    Порядок проведения референдума.

2.1.    Назначение местного референдума.

2.2.    Решение местного референдума.

Заключение.

Список использованной литературы  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Введение

Референдум как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

Основное различие Законов в содержании понятия референдума, что отражалось на круге вопросов, которые могут выноситься на него.

Существует особый порядок проведения референдумов, предусмотренный законом.

Местный референдум является вершиной проявления непосредственной демократии в области местного самоуправления. Именно референдум позволяет, с одной стороны, административным органам наиболее объективно узнать волю населения муниципального образования, а с другой, - населению проявить свою волю в решении вопросов местного значения, принять самостоятельное решение с тем, чтобы затем исполнить его с наименьшими оговорками.

Применение местного референдума при разрешении наиболее важных вопросов местного значения, совершенствование процедуры местного референдума в целях защиты конституционных прав граждан является одним из важнейших направлений конституционно-правовой политики РФ, направленной на развитие институтов гражданского общества и демократического правового государства. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Целью данной работы является исследование такой формы осуществления власти народом России как местный референдум.

Достичь цели поможет решение следующих задач:

    • Охарактеризовать место референдума в системе демократии России,
    • Проанализировать порядок проведения референдума

Несмотря на то, что в последнее десятилетие современными юристами-правоведами были проведены многочисленные исследования по разработке различных аспектов местного самоуправления, институт местного референдума не нашел в этих исследованиях должного внимания.

В монографиях и статьях, посвященных местному самоуправлению, проблематика местного референдума очень часто рассматривается фрагментарно. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Место референдума в системе демократии России

 Понятие местного референдума

 

 В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.  
В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.

Если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос. Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии1.

В Конституции провозглашено, что кроме свободных выборов              высшим непосредственным выражением власти народа является референдум (ст. 3).

Референдум является наиболее четким, рельефным выразителем подлинной воли общества. Как способ проявления прямого народовластия, он непосредственно выражает мнение народа. Его особая значимость обнаруживается в условиях жесткого противоборства различных политических сил, когда каждая из сторон претендует на выразителя воли народа. Именно тогда референдум приобретает своеобразную роль арбитра в этом бескомпромиссном споре2.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения (ст. 1 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»).

В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:

ст. 49 (д) «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос.

На практике и таких референдумов не было. Конституция СССР 1977 г. определила голосование:

ст. 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Однако долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.

За 70-летний период существования СССР первое всенародное голосование на его территории было проведено лишь однажды – 17 марта 1991 года.

 Была поставлена задача –  выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента России. Исторически это стало возможным благодаря тому, что 16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Союз ССР в декабре 1991 года прекратил свое существование. Таким образом, Референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.3

Референдум о принятии проекта новой Конституции РФ состоялся 12 декабря 1993 г. По данным Национальной службы новостей 58,43% населения РФ проголосовали за принятие новой Конституции. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти. 10 октября 1995 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Конституционный Закон «О референдуме РФ».

В современном государстве референдум проводится и на общенациональном и на региональном, и на местном уровнях.

На первое место в системе институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении Федеральный закон 2003 г. ставит местный референдум. Такой подход обусловлен прежде всего ст. 3 Конституции РФ, согласно которой референдум и свободные выборы являются высшим, непосредственным выражением власти народа.

В Законе Ханты - Мансийского Автономного Округа от 11 ноября 2005 года N 104-оз "О Местном референдуме",в статье 1 дано определение понятия местного референдума - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме».

 

 Как известно, референдумы в Российской Федерации и ее субъектах проводятся нечасто. И это понятно; такой референдум, во-первых, предполагает особую важность выносимых на него вопросов; во-вторых, требует немалых материальных расходов; в-третьих, не должен привести к росту напряженности в обществе, к разделу его на непримиримых сторонников и противников соответствующего решения.

Для текущего руководства делами муниципального образования нет необходимости выносить вопрос на местный референдум, поскольку население избирает органы местного самоуправления. Кроме того, если органы часто начнут обращаться к местным референдумам, у населения довольно скоро появится чувство апатии, что обесценит референдум как институт именно народовластия. Да и к самим органам население не будет испытывать положительных чувств - почему они не делают то, ради чего созданы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и правовая основа местного референдума

Предмет местного референдума – вопросы, которые могут выноситься на референдум.

Правила определения предмета местного референдума изложены в ст. 12 ФЗ от 12 июня 2002 г., п. 3 которой гласит: «На  местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения». Это положение требует, чтобы  в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены  конкретные вопросы, которые могут  быть вынесены на местный референдум.

Правовой основой местных референдумов являются нормативные акты трех уровней.

На федеральном уровне это указанный Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон . «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

На уровне субъектов РФ вопросы местных референдумов находят отражение в законах субъектов о местном самоуправлении, а также о выборах депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Ряд субъектов РФ принял комплексные акты по всем видам выборов - избирательные кодексы субъектов РФ, в которых есть главы о муниципальных референдумах и выборах.

На муниципальном уровне вопросы выборов и местных референдумом находят отражение в уставах муниципальных образований, сами же выборы и референдумы проводятся на основе законов субъектов РФ, при необходимости - на основе федеральных актов.4

Оба названных федеральных законов не содержат не только исчерпывающего, но даже минимального перечня вопросов, которые надо выносить на местный референдум.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона 2002 г. от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. А часть 4 ст. 12 гласит, что федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Но и в этом случае в обязательном порядке выносимые на местный референдум вопросы должны быть из круга тех, которые названы для соответствующего уровня вопросами местного значения.

Вопросы любого референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Помимо этого вопросы местного референдума не могут противоречить законодательству Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ч. 7 ст. 12 Закона 2002 г.).

Федеральный закон 2002 г. четко определил пределы усмотрения на местах при выборе вопросов местного референдума. В части 8 ст. 12 названы вопросы, которые нельзя выносить на референдум субъекта РФ, местный референдум.

 

 

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  • о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Приведенные ограничения корреспондируют аналогичным ограничениям для референдума субъекта РФ и федерального референдума. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в статье, не допускается.

Закон Ханты - Мансийского Автономного Округа содержит отсылочную норму на Федеральный закон: «В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается».

В статье 5 Закона Хабаровского края сказано, что вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Федеральный закон 2003 г. существенно сузил возможности использования местного референдума. Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволял выносить на местный референдум устав муниципального образования - в п. 2 ст. 8 говорилось, что этот устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Согласно ч. 3 ст. 44 Закона 2003 г. устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - непосредственно на сходе граждан. Таким образом, устав муниципального образования теперь не может быть предметом референдума, и это правило не оставляет права на усмотрение субъектам РФ.

Информация о работе Местный референдум в России