Направления развития гражданского общества в России: стратегия и необходимые действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 02:20, реферат

Краткое описание

В условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества связаны надежды на упрочение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.

Содержание

Введение 2
Гражданское общество и его структура 2
Гражданское общество в России? 5
Направления развития гражданского общества в России: стратегия и необходимые действия 8
Заключение 10
Список используемой литературы: 11

Вложенные файлы: 1 файл

российское гражданское общество.docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

                                                                                                        

 

Оглавление

Введение 2

Гражданское общество и его структура 2

Гражданское общество в России? 5

Направления развития гражданского общества в России: стратегия и необходимые действия 8

Заключение 10

Список используемой литературы: 11

 

 

Гражданское общество — сфера материальной,

экономической жизни и деятельности людей.

                                           Именно оно является первичным по отношению                                                                                              к государству, гражданская жизнь как сумма

                                        разнообразных интересов скрепляет государство.                                                                                                                   

                                  (К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи)

Введение

В условиях стремительных  изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной  из наиболее актуальных в системе  общественных наук. Интерес к этому  предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института  гражданского общества связаны надежды  на упрочение демократических основ  нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений  между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между  различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в  своих посланиях неоднократно подчёркивал  необходимость формирования зрелого  гражданского общества, в котором  в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.

Наличие развитого  гражданского общества является отличительной  чертой правового государства, неотъемлемой частью государства демократического. Общественными объединениями, составляющими  основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически  всех категорий населения. В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления и развития этих институтов. Формирование гражданского общества в  России ввиду исторических и социальных причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий  большое количество препятствий.

Гражданское общество и его структура

 

Для начала предлагаю ознакомиться с самим понятием» гражданское  общество».

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.   

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.   

Структуру современного российского  гражданского общества можно представить  в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.   

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.   

Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.   

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения  человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и  т.п.).   

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными  общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).   

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.   

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических  отношений и весь цикл общественного  производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.    

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы  структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят  производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.   

Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного  продукта являются важной составной  частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют  и в рамках другой системы –  социальной.   

Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.   

Глубинным, сущностным слоем  здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения  весьма разнообразны: это отношения  между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает  всегда политическая (государственная) власть.   

Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения  граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и  др.   

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.   

Базовый блок в этой сфере  составляют отношения, связанные с  образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует  перспективы развития конкретного  общества. Без образования не может  нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.   

Жизненно необходимы для  человека и общества отношения, обусловливающие  возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.   

Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.   

При характеристике структуры  гражданского общества следует иметь  в виду три обстоятельства.   

Во-первых, изложенная классификация  предпринята в учебных целях  и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.   

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как  относительно самостоятельных явлений  нельзя недооценивать и другие структурные  составляющие (идеи, нормы, традиции).   

В-третьих, надо видеть то, что  связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности  общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Гражданское общество в России?

 

Для России путь к правовому  государству не был и никогда  не будет простым и быстрым. Причин тому много.   

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.   

Во-вторых, экономические  проблемы решаются дискретно и непоследовательно  с точки зрения здравого смысла и  формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов  разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный  выход к рыночным отношениям и  т.д.   

В-третьих, налицо кризисное  состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и  неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность  общества (политические партии мелки  и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень  политической культуры населения в  целом и власть имущих в частности.    

В-четвертых, до сих пор  требуют своего разрешения чисто  правовые вопросы. Причем наличие противоречивого  законодательства, спешка при издании  нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это  не самое главное. На мой взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания. Все изложенное свидетельствует о следующем.

  1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.   

2. Учение о правовом  государстве возникло и живет  в общественно-историческом измерении,  оно имеет свои корни, предпосылки.  Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.    

3. Развитие рассматриваемой,  как и любой другой общегуманистической идеи, – процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени необратим.   

4. Возникновение и эволюция  идеи правового государства –  процессы реальные и познаваемые.  На каждом из этапов развития  гражданского общества они отражают  соответствующий уровень культуры  и реальную правовую действительность  в конкретной стране и на  планете в целом.   

5. Человечество выстрадало  идею правовой государственности  в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых  странах все большее число  людей осознают спасительную  миссию права, его неразрывную  связь с самим человеком, значение  действительно разумной правовой  суверенной публичной власти. Для России правовое государство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

Информация о работе Направления развития гражданского общества в России: стратегия и необходимые действия