Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный  университет»

Факультет

информационных технологий и вычислительной техники

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013г.

 

Народовластие и основные формы  его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии.

 

 Конституция РФ провозглашает  суверенитет народа: носителем суверенитета  и единственным источником власти  в России является ее многонациональный  народ. Это характерно для демократического  правового государства с республиканской  формой правления. 

  В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта – народ. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по Федеральному закону – гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

  Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии: представительная и непосредственная (прямая) демократия.

  Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

  В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

  Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Представительная демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

  Прямая (непосредственная) демократия - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

  Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в Российском государстве.

 

  Статья 3 Конституции РФ гласит, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Организация и проведение референдума регламентированы Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 года.

  Законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов федерации, местный референдум.

  Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

 Референдум проводится  на основе всеобщего равного  прямого и свободного волеизъявления  граждан Российской Федерации  при тайном голосовании. 

  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

  Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

  Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

  Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

 Голосование на референдуме  (далее - голосование) является  тайным, исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением  гражданина Российской Федерации,  в том числе наблюдения за  заполнением участником референдума  бюллетеня для голосования на  референдуме в месте для тайного  голосования.

  Ст. 6 Закона «О референдуме Российской Федерации» регламентирует характер вопросов, выносимых на референдум. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса  субъекта (субъектов) Российской  Федерации, закрепленного Конституцией  Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий  Президента Российской Федерации,  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации,  а также о проведении досрочных  выборов Президента Российской  Федерации, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации либо о перенесении  сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении  на должность, досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации;

4) о персональном составе  федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов;

5) об избрании, о досрочном  прекращении, приостановлении или  продлении срока полномочий органов,  образованных в соответствии  с международным договором Российской  Федерации, либо должностных лиц,  избираемых или назначаемых на  должность в соответствии с  международным договором Российской  Федерации, а также о создании  таких органов либо назначении  на должность таких лиц, если  иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

6) о принятии и об  изменении федерального бюджета,  исполнении и изменении внутренних  финансовых обязательств Российской  Федерации;

7) о введении, об изменении  и отмене федеральных налогов  и сборов, а также об освобождении  от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о  помиловании.

  В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день референдума РФ 18 лет. В то же время не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

 Инициатива проведения  референдума не может быть  выдвинута и референдум не  может назначаться и проводиться  в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на территории  Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом,  а также в течение трех месяцев  со дня отмены военного или  чрезвычайного положения.

  Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.

 Инициатива  проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум  миллионам граждан Российской  Федерации, имеющих право на  участие в референдуме, - при условии,  что на территории одного субъекта  Российской Федерации или в  совокупности за пределами территории  Российской Федерации находится  место жительства не более  50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию  в случае, когда оно выносит  на всенародное голосование проект  новой Конституции РФ.

3) федеральным органам  государственной власти - в случаях,  предусмотренных международным  договором Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом.

  Инициатива граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы. Эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает подписи граждан в количестве не менее двух миллионов. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. Впоследствии подписанные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционных требований назначает референдум РФ.

  Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.

 Граждане РФ, общественные  объединения имеют право, соблюдая  законы, беспрепятственно вести  агитацию за или против проведения  референдума, за или против  участие в референдуме, за или  против законопроекта, действующего  закона или иного вопроса, выносимого  на референдум РФ. Агитация должна  быть прекращена в ноль часов  по местному времени накануне  дня, предшествующего дню проведения  референдума; а также в предшествующий  ему день агитация запрещается.

  В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка, вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего – «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании.

  Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренные еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем было установлено, что выборы считаются состоявшимися если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

Информация о работе Народовластие в РФ. Формы его существования. Выборы, референдум