Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность взаимоотношений государства
и общественных объединений………………………………………………………
- Появление и понятие общественных объединений……………………
- Виды общественных объединений……………………………………..
1.3. Роль общественных объединений
в жизни страны…………………...
Глава 2. Формы взаимодействия общественных
объединений
с органами государственной власти…………………………..…..
2.1. Правовое регулирование общественных объединений в России……..
2.2. Взаимодействие государства
в процессе создания общественных
объединений………………………………………………………………
2.3. Государственный контроль и
надзор за деятельностью
общественных объединений………………………………………………
Глава 3. Проблемы взаимоотношений государства
и общественных объединений……………………………………………………………
3.1. Приостановление и запрет
деятельности общественных
объединений…………………………………………………………………
3.2. Анализ законодательной базы
и направления совершенствования……..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников и
литературы…………………………...
Введение
Актуальность данной курсовой работы
заключается в том, что в современных условиях
требуется повысить эффективность взаимодействия государства и общественных
объединений. Законодательство во многом
регулирует должным образом процессы
создания, регистрации, деятельности,
реорганизации и ликвидации общественных
объединений. Однако, существуют и определенные
недоработки в данной области
Целью данной курсовой работы является
исследование законодательной базы взаимоотношений
государства и общественных объединений,
а также данных о видах и роли общественных
объединений в жизни государства. Главной
задачей работы является поиск направлений
совершенствования законов с целью решения
проблемных вопросов взаимодействия государства
и общественных объединений. В соответствии
с данной целью исследования были поставлены
следующие теоретические и практические задачи:
1) Изучить сущность, виды и роль общественных
объединений в жизни страны.
2) Исследовать основы правового регулирования
общественных объединений.
3) Уточнить процедуру взаимодействия государства
и общественных объединений в процессе
их создания, а также контроля и надзора
за их деятельностью.
4) Проанализировать правовые институты
приостановления и запрета деятельности общественных объединений.
5) Предложить соответствующие методы совершенствования
указанных институтов.
В курсовой работе использовались следующие
виды источников: нормативно-правовые
акты, такие, как Конституция РФ, Гражданский
кодекс РФ, ФЗ РФ «Об общественных объединениях,
а также учебная литература.
Цели и задачи работы определяются её структурой.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Сущность взаимоотношений
государства и общественных объединений
1.1 Появление и понятие
общественных объединений
Конституция Российской Федерации, основываясь
на нормах международного права, гласит:
«Каждый имеет право на объединение, включая
право создавать профессиональные союзы
для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).1
Идеологическое многообразие понимается
как право отдельной личности, социальных
групп, политических партий и общественных
объединений:
1) Беспрепятственно разрабатывать теории,
взгляды, идеи относительно экономического,
политического, правового и иного устройства
Российской Федерации, зарубежных государств
и мировой цивилизации в целом; 2) Пропагандировать
свои взгляды, идеи с помощью средств массовой
информации: прессы, радио, телевидения,
а также путем издания монографических
и научно-популярных работ, трудов, статей
и т. п.; 3) Вести активную деятельность
по внедрению идеологии в практическую
сферу: разрабатывать программные документы
партии, готовить законопроекты, иные
документы, предусматривающие меры по
совершенствованию, переустройству социального
и политического строя Российской Федерации;
4) Публично защищать свои идеологические
воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) Требовать по суду или через иные органы
государства устранения препятствий,
связанных с реализацией права на идеологическое
многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной,
закрепляет равноправие идеологий в обществе.
Закрепление принципа многообразия идеологий
в обществе делает возможным появление
политического многообразия и многопартийности.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляе-мое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В ст. 13 Конституции РФ указано, что общественные
объединении равны перед законом. Это
равенство выражается в равенстве требований
государства к уставам общественных объединений,
к порядку их регистрации и прекращения
их деятельности. Так, устав, положение
или иной основополагающий акт общественного
объединения должен указывать цели, задачи,
структуру и территорию деятельности
общественного объединения, условия, порядок
приема новых членов и выхода, права и
обязанности участников, порядок образования
и сроки полномочий руководящих органов,
источники образования средств и иного
имущества общественного объединения и его организаций.
В Конституции РФ предусматривается также
перечень оснований, при наличии которых
создание и деятельность общественных
объединений запрещается: «запрещается
создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной розни» (ст.32).
Таким образом, конституционное право
каждого на общественное объединение
включает в себя право создавать на добровольной
основе общественные объединения для
защиты общих интересов и достижения общих
целей; право вступать в существующие
общественные объединения либо воздерживаться
от вступления в них, а также право беспрепятственно
выходить из общественных объединений.
1.2. Виды общественных объединений
Различают следующие виды общественных
объединений (согласно ФЗ «Об общественных объединениях»):
Общественная организация - это основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов
и достижения уставных целей объединившихся
граждан. Членами общественной организации
в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица -
общественные объединения. Высшим руководящим
органом общественной организации является
съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующим руководящим органом
общественной организации является выборный
коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.2
Суть членства заключается в документальном оформлении участия
в организации (заявления, членские билеты
и пр.), наличии определенных прав (избирать
и быть избранными в руководящие органы),
обязанностей (уплачивать взносы и т.п.)
и ответственности за несоблюдение устава
организации вплоть до исключения из ее
рядов. Этим общественные организации
и партии отличаются от других видов общественных
объединений, основанных на участии. Участники
- это физические и юридические лица (общественные
объединения), выражающие поддержку целям
объединения или его конкретным акциям,
принимающие участие в его деятельности
без обязательного оформления условий
своего участия. Общественное движением является состоящее из
участников и не имеющее членства массовое
общественное объединение, преследующее
социальные, политические и иные общественное
полезные цели.
Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов,
представляет собой не имеющее членства
общественное объединение, цель которого
заключается в формировании имущества
на основе добровольных взносов, иных
не запрещенных законом поступлений и
использовании данного имущества на общественно
полезные цели. Учредители и управляющие
имуществом общественного фонда не вправе
использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение,
ставящее своей целью оказание конкретного
вида услуг. Орган общественной
самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение,
целью которого является совместное решение
различных социальных проблем, возникающих
у граждан по месту жительства, работы
или учебы, направленное на удовлетворение
потребностей неограниченного круга лиц.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное
в целях участия граждан Российской Федерации
в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах, а также
в целях представления интересов граждан
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления. Политической
общественной партией не может быть признано:
·объединение, зарегистрированное в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в качестве профессионального союза, религиозной,
благотворительной организации, национально-культурной
автономии, а также в качестве общественного
фонда, общественного учреждения, органа
общественной самодеятельности;
·объединение, устав которого допускает
членство в нем или принадлежность к нему
в иной форме иностранных граждан, иностранных
или международных организаций;
·объединение, устав которого предусматривает
членство в нем или принадлежность к нему
граждан только по профессиональному,
национальному, этническому, расовому
или конфессиональному признаку (признакам);
·объединение, устав которого предусматривает
членство в нем или принадлежность к нему
лиц, не имеющих права быть членами политических
общественных объединений или принадлежать
к данным объединениям;
·объединение, преследующее цели извлечения
прибыли посредством осуществления предпринимательской
деятельности и распределения полученной
прибыли (имущества, собственности) между
своими членами и (или) учредителями;
·объединение, созданное для реализации
любительских и иных неполитических интересов;
·объединение, неполитический характер
которого специально оговорен в федеральном законе.
Общественные объединения независимо
от их организационно-правовой формы вправе
создавать союзы (ассоциации) общественных
объединений на основе учредительных
договоров и (или) уставов, принятых союзами
(ассоциациями), образуя новые общественные
объединения. Правоспособность союзов
(ассоциаций) общественных объединений
как юридических лиц возникает с момента
их государственной регистрации. Таким
образом, в основе выделения вышеуказанных
организационно-правовых форм лежат цели
деятельности, обязательность членства
или отсутствие такового.
В зависимости от территориальной сферы
деятельности можно также говорить о таких
видах общественных объединений как общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные
общественные объединения (по ФЗ «Об общественных объединениях»).
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение
которое осуществляет свою деятельность
в соответствии с уставными целями на
территориях более половины субъектов
Российской Федерации и имеет там свои
структурные подразделения - организации,
отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается
объединение, которое осуществляет свою
деятельность в соответствии с уставными
целями на территориях менее половины
субъектов Российской Федерации и имеет
там свои структурные подразделения -
организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается
объединение, деятельность которого в
соответствии с его уставными целями осуществляется
в пределах территории одного субъекта
Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается
объединение, деятельность которого в
соответствии с его уставными целями осуществляется
в пределах территории органа местного
самоуправления.3
1.3. Роль общественных объединений
в жизни страны
Система обеспечения национальной безопасности
России, как известно, функционирует на
государственном и негосударственном
уровне. Государственный уровень включает
деятельность всех государственных органов,
организаций и учреждений, должностных лиц, прямо или косвенно участвующих
в защите жизненно важных интересов личности,
общества и государства.
Основой же негосударственного уровня
является формирующиеся в России гражданское
общество в лице его разнообразных общественных
структур - неправительственных некоммерческих
организаций, создаваемых в различных
организационно-правовых формах, в том
числе общественных объединений, политических
партий, профессиональных союзов, фондов,
а также религиозных организаций.
Негосударственные организации составляют
общественную подсистему обеспечения
национальной безопасности, которая действует
в тесном взаимодействии с государственными
структурами. Это проявляется в том, что, с одной стороны, само
общество испытывает потребность в самоорганизации,
в выражении своих интересов через неправительственные
гражданские институты, которые должны
быть признаны государством и защищены
правом. С другой стороны, создающееся
демократическое государство выступает
в роли реформатора, стремится преобразовать
общественные отношения, что можно осуществить,
лишь опираясь на общественную поддержку,
в сотрудничестве с гражданским обществом,
когда его институты и структуры выступают
заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.
Почему возникло понятие негосударственной
системы обеспечения безопасности? По
ряду причин. Во-первых, в отличие от прошлых лет негосударственный
сектор - общественные объединения все
активнее заявляют о себе. Это мощная динамичная
сила, которую необходимо эффективно использовать
в решении проблем национальной безопасности.
Во-вторых, многие годы потребность в национальной
безопасности определялась факторами
внешней агрессии, угрозами вторжения
или наличием внутренней противостоящей
политической силы. Сейчас появились новые
угрозы, новые вызовы. И этим угрозам подчас
эффективнее противостоят негосударственные
структуры, общественные объединения.
Например, после разрушения старой единой
государственной системы патриотического
воспитания именно общественные организации
взяли на себя груз ответственности за
формирование у подрастающего поколения
соответствующих установок.
В-третьих, меняющийся мир требует развития
альтернативных моделей решения государственно
важных задач, в том числе и в сфере безопасности.
Общественные объединения, консолидируя
общество, создают важные предпосылки
для этого.