Общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Вложенные файлы: 1 файл

государство.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры  классового общества их социальный состав значительно сужается, так как  в основном учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и  ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия «цивилизация»  от понятия «формация» состоит в  возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через  человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

2 См. Основы теории государства и права, М., 1982. С. 23

3 См. Теория государства и права .М., 1985. С.82

4 См. Теория государства и права .М., 1985. С.41

5 См. Еллинек Г. Указ. соч. С. 210

личности  о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной  деятельности. Человек при таком  подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как  подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный  подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально- экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская  наука классифицирует государства  в зависимости от характера взаимоотношений  между государственной властью  и индивидами. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия .

Г.Кельзен  считал, что в основе типизации  современных государств находится  идея политической свободы. В зависимости  от того места, которое занимает индивид  в создании правопорядка, различаются  два типа государства. Если индивид  активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если нет - автократия7.

Подобную  трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два  типа:

1. Династические  (антидемократические), где общая  волна не выражает воли большинства  населения

2. Демократические,  где государственная власть выражает  волю всего общества или большинства  его членов и в которых народ  либо непосредственно правит, либо  активно поддерживает правительство8.

Немецкий  ученый Р.Дарендорф, подразделяя все  государства на демократические  и антидемократические, делал вывод, что в результате постепенной  демократизации общество классовой  борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатков  в неравенстве, но создана общая  для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие9

Господство  производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся  в силу этого к одной общественно-экономической  формации, обусловливает общность классовой  сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит.

Итак, понятие  государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит  из различных научных оснований, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерный  для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

6 Автократия - от греческого auto-krator - самовластный, имеюшщий неограниченное право

7 См. Кельзен Г. Общая теория государства и права. Кембридж. 1946 г.

8 См. Макайвер Р. современное государство. Оксфорд. 1946 г.

9 См. Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма. Штутгард. 1987 г.

2. Формы правления и государственного  устройства.

Форма государства - сложное общественное явление, которое  включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности , характерные  признаки , которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет  общие признаки , что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как  создаются высшие органы государства  и каково их строение;

- как  строятся взаимоотношения между  высшими и другими государственными  органами

- как  строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны ;

- в какой  мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать  права и свободы гражданина .

По указанным  признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические  ( единоличные , наследственные )

- республиканские  ( коллегиальные , выборные ) Монархия

Монархия - это такая форма правления , при  которой верховная власть единолична и переходит, как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической  формы управления являются :

- существование  единоличного главы государства  , пользующегося своей властью  пожизненно ( царь , король , император  , шах ) ;

- наследственный  порядок преемственности верховной  власти ;

- представительство  государства монарха по своему  усмотрению ;

- юридическая  безответственность монарха .

Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .

В свою очередь  монархия делится на :

- абсолютную

- ограниченную ( парламентскую )

- дуалистическую

- теократическую

- парламентскую

Абсолютная  монархия - такая форма правления , при которой верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу .

По формуле  Петровского воинского устава - " самовластный монарх , который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам , которые могут назначаться и  увольняться монархом. Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление , хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую  форму правления , при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это  ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

Как форма  правления , конституционная монархия возникает в период становления  буржуазного общества . Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий ), получивших большинство голосов  на выборах в парламент ;

- лидер  партии , обладающий наибольшим числом  депутатских мест , становится главой  государства;

- в законодательной  , исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически отсутствует  , она является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и  формально подписываются монархом;

- правительство  согласно конституции несет ответственность  не перед монархом , а перед  парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко .

В некоторых  государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное  управление страной . Такие монархи  носят название теократические ( Саудовская Аравия ).

Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика

Республика - это такая форма правления , при  которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми  населением на определенный срок.

Общими  признаками республиканской формы  правления являются :

- существование  единоличного и коллегиального  главы государства ;

- выборность  на определенный срок главы  государства и других верховных органов государственной власти ;

- осуществление  государственной власти не по  своему велению , а по поручению  народа

- юридическая  ответственность главы государства  в случаях , предусмотренных законом;

- обязательность  решений верховной государственной  власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов , принадлежащих к тем  партиям , которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство  несет коллективу ответственность  перед парламентом в своей  деятельности . Оно остается до тех  пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова . В Италии , например , президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями  членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным  собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального  представительства . Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства  в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д.

Информация о работе Общество и государство