Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:04, реферат
Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы антагонизмы.
В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой
2 См. Основы теории государства и права, М., 1982. С. 23
3 См. Теория государства и права .М., 1985. С.82
4 См. Теория государства и права .М., 1985. С.41
5 См. Еллинек Г. Указ. соч. С. 210
личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.
Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально- экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.
Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидами. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия .
Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, которое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если нет - автократия7.
Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:
1. Династические
(антидемократические), где общая
волна не выражает воли
2. Демократические,
где государственная власть
Немецкий ученый Р.Дарендорф, подразделяя все государства на демократические и антидемократические, делал вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатков в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие9
Господство
производственных отношений одного
типа в различных странах, относящихся
в силу этого к одной общественно-
Итак, понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.
Типология государств тесно связана с понятием формы государства.
6 Автократия - от греческого auto-krator - самовластный, имеюшщий неограниченное право
7 См. Кельзен Г. Общая теория государства и права. Кембридж. 1946 г.
8 См. Макайвер Р. современное государство. Оксфорд. 1946 г.
9 См. Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма. Штутгард. 1987 г.
2.
Формы правления и
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как
создаются высшие органы
- как
строятся взаимоотношения
- как
строятся взаимоотношения
- в какой
мере организация высших
По указанным
признакам формы
- монархические ( единоличные , наследственные )
- республиканские ( коллегиальные , выборные ) Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит, как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются :
- существование
единоличного главы
- наследственный
порядок преемственности
- представительство государства монарха по своему усмотрению ;
- юридическая безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .
В свою очередь монархия делится на :
- абсолютную
- ограниченную ( парламентскую )
- дуалистическую
- теократическую
- парламентскую
Абсолютная
монархия - такая форма правления
, при которой верховная
По формуле Петровского воинского устава - " самовластный монарх , который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть
в центре и на местах принадлежит
не крупным феодалам, а чиновникам
, которые могут назначаться и
увольняться монархом. Государственное
вмешательство в частную жизнь
в эпоху абсолютизма
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :
- правительство
формируется из представителей
определенной партии (или партий
), получивших большинство
- лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства;
- в законодательной
, исполнительной и судебной
законодательные
акты принимаются парламентом и
формально подписываются
- правительство
согласно конституции несет
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические ( Саудовская Аравия ).
Такова
краткая характеристика основных разновидностей
монархической формы
Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются :
- существование единоличного и коллегиального главы государства ;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;
- осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа
- юридическая
ответственность главы
- обязательность
решений верховной
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
- парламентарные
- президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .
В такой
республике правительство формируется
парламентским путем из числа
депутатов , принадлежащих к тем
партиям , которые располагают
Как правило
, глава государства в подобных
республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным
видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова . В Италии , например , президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании ,
но при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области ,
избранных областным советом . В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства
, также разделяется с
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.