Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа
Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.
Целью данной курсовой является рассмотрение авторского права в целом. Мы проследим путь возникновения и развития авторского права. И выделим главные особенности данного права.
Главными задачами курсовой будет рассмотреть становление авторского права в России, понять, чем же оно является на сегодняшний день, какие стороны общественной жизни регулирует.
Введение 2
Глава I. Становление авторского права 4
§1. Развитие авторского права в России 4
§2. Понятие и значение авторского права 7
§3. Источники авторского права 11
Глава II. Виды авторских прав 16
§1. Имущественные права 16
§2. Личные неимущественные права 20
Глава III. Общие положения авторского права 28
§1. Объекты авторского права 28
§2. Субъекты авторского права 32
Заключение 36
Список литературы 38
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.
Подзаконные
нормативные акты и иные правовые
акты, содержащие нормы авторского
права, принимаются в целях
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения").
Постановления
Правительства РФ, содержащие нормы
гражданского права, принимаются лишь
на основании и во исполнение перечисленных
выше актов более высокой
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Для
рассматриваемой сферы
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции:
по
контролю и надзору в сфере
правовой охраны и использования
объектов интеллектуальной собственности,
патентов и товарных знаков и результатов
интеллектуальной деятельности, вовлекаемых
в экономический и гражданско-
по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. 7
Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению. 8
Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:
Конвенции,
учреждающей Всемирную
Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г) (далее - Бернская конвенция);
Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г)9;
Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.
Согласно ст.1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.
Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.
Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.
По действующему
ГК РФ авторскими правами
Авторские права включают в себя:
1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;
2) личные
неимущественные права, к
право авторства;
право автора на имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование произведения;
иные права
(право на вознаграждение за использование
служебного произведения, право на
отзыв, право следования, право доступа
к произведениям
Рассмотрение исключительного права на произведение лучше всего начать с исследования его правовой природы.
По данному вопросу в науке гражданского права происходит много споров. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. 10 И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. 11 В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий
по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные". 12 В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе. 13
Согласно
ст.1270 ГК РФ автору произведения или
иному правообладателю
Использованием произведения, в частности, считается:
воспроизведение
произведения, то есть изготовление одного
и более экземпляра произведения
или его части в любой
распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Это указывает лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д.
Право на распространение
закон не связывает с пуском в
гражданский оборот такого количества
экземпляров произведения, которое
удовлетворяло бы разумные потребности
публики. Распространением будут признаны
продажа, сдача в прокат или введение
в гражданский оборот иным способом
ограниченного числа копий
публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
импорт оригинала
или экземпляров произведения в
целях распространения. В данном
случае имеется в виду закрепленная
за автором возможность
прокат оригинала или экземпляра произведения.
публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
перевод или другая переработка произведения.
Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.
К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.
Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения.
Так же необходимо упомянуть и о таком объекте авторских прав, как программы для ЭВМ. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ.
В силу ст.1271
ГК РФ для оповещения о принадлежащем
исключительном праве на произведение
правообладатель может
латинской буквы "C" в окружности;
имени или наименования правообладателя;
года первого опубликования произведения.
Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения.
Согласно
ст.1233 ГК РФ правообладатель может
распорядиться принадлежащим
Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства.
Согласно ст.1265 ГК РФ право авторства - это право признаваться автором произведения.
Право авторства
обычно характеризуется, как юридически
обеспеченная возможность лица считаться
автором произведения и вытекающая
отсюда возможность требовать
Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.