Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:17, курсовая работа
Цель моей дипломной работы является рассмотрение субъектов и объектов авторского права.
В задачи работы входит:
раскрыть общую характеристику авторского права;
рассмотреть понятия и критерия охраны объектов авторского права;
раскрыть понятия и виды объектов авторского права;
рассмотреть субъекты авторского права.
Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Понятия, функции и источники авторского права…………...
§1. Понятие и функции авторского права…………………………………...
§2. Источники авторского права…………………………………..................
Вывод к первой главе……………………………………………………….
Глава II. Объекты авторского права…………………………………......
§1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права…..
§2. Виды объектов авторского права…………………………………...........
§3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права…………..
Вывод ко второй главе……………………………………………………....
Глава III. Субъекты авторского права…………………………………....
§1. Виды субъектов авторского права и его возникновение……………….
§2. Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права………………………………………………………………
§3. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права………..
Вывод к третьей главе...................................................................................
Заключение …………………………………...……………………………...
Список использованной литературы………………………………….......
Не возникает соавторство и в случае дозволенного использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести).
Правовой статус авторов
отдельных, прежде всего составных
и производных, произведений обладает
определенной спецификой. Автору сборника,
базы данных или другого составного
произведения, именуемому составителем,
принадлежит авторское право
на осуществленные им подбор или расположение
материалов. Составительство, будучи творческим
трудом, порождает авторские права даже
в том случае, когда систематизируемые
идеи или факты не являются объектами
авторского права.
Например, авторское право не охраняет
факты принадлежности телефонных номеров
конкретным абонентам. Поэтому у разных
составителей может быть авторское право
на телефонные справочники даже в пределах
одного населенного пункта. Важно лишь,
чтобы справочники разных составителей,
содержащие одинаковые телефонные номера
одних и тех же абонентов, существенно
различались по подбору и расположению
предметного каталога, его отдельных рубрик,
фотоиллюстраций, рекламных материалов,
а также по возможному сопроводительному
переводу текстовых материалов на иностранные
языки, цветовому оформлению и архитектонике
буквенных, цифровых и графических компонентов.
При таком условии не будет иметь правового
значения, кто из составителей раньше
или позже использовал для подготовки
справочника исходную неохраняемую фактическую
информацию. Авторское право составителя
не препятствует другим - лицам осуществлять
самостоятельный подбор или расположение
тех же материалов для создания своих
составных произведений.
Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение, т.е. необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.
На отдельные составные
§ 3. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права
Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права в отличие от иной наследственной массы к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим или юридическому лицу независимо от профиля его деятельности и местонахождения. В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или по завещанию, принятия наследниками наследства. Следует отметить, что действующее законодательство - и авторское, и наследственное - не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес. Прежде всего необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству, или, что то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Как соотносятся друг с другом только что названные понятия - в законе не раскрывается. Очевидно, однако, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, которое принадлежит лишь самому автору, и права на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хотя второе базируется на первом и из него вытекает. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т. п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.
Иные правопреемники. Помимо наследников, авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских прав,
эти организации используют произведения
и распоряжаются ими теми способами, которые
предусмотрены конкретными авторскими
договорами, и в установленных ими пределах.
От указанных организаций, являющихся
производными обладателями авторских
прав, следует отличать организации, которые
приобретают авторские права в силу прямого
указания закона и поэтому считаются их
первоначальными обладателями. К ним относятся,
например, организации-работодатели, по
служебному заданию которых созданы авторские
произведения. Имущественные права подобных
организаций, как правило, гораздо шире
аналогичных прав, приобретаемых у авторов
организациями-
Коллективное управление авторскими правами - относительно новое для российского авторского права юридическое явление, начало которому было положено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
В роли таких иных субъектов прежде
всего выступают издательства, театры,
киностудии и иные организации, занимающиеся
использованием произведений науки, литературы
и искусства. Они приобретают
авторские права на основании
заключенных с авторами и их наследниками
авторских договоров. Становясь
обладателями авторских прав, эти
организации используют произведения
и распоряжаются ими теми способами,
которые предусмотрены
Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.
Правопреемниками российских авторов
могут быть как российские, так
и иностранные юридические лица
и граждане. При этом договоры с
последними могут заключаться как
при посредничестве авторско-правовых
организаций, так и напрямую. Правомерно
приобретенные авторские права
правопреемников признаются и охраняются
наравне с правами самих
Российские власти заинтересованы в улучшении правоприменения в сфере интеллектуальной собственности, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с гендиректором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсисом Гарри. «Мы заинтересованы в том, чтобы всю нормативную и правовую базу привести в соответствие с жизнью, и имеющуюся практику подстроить под нормативную базу», - сказал Путин. По его словам, российские правоохранительные органы также «предпринимают серьезные усилия и работают с результатом». Глава правительства также отметил, что Россия «со многими партнерами ведет диалог в ходе ВТО по этой тематике». Он добавил, в связи с этим, что в этой сфере уже принят ряд капитальных решений, в том числе четвертая глава Кодекса об административных правонарушениях.
Вывод к третьей главе
В качестве субъекта авторского права, прежде всего, признается автор, то есть физическое лицо, создающее своим творческим трудом произведение. Возникновение авторских прав не имеет зависимости от возраста, состояния здоровья, дееспособности, выпуска в свет произведения и других факторов. Зарубежный гражданин становится субъектом права автора в РФ в том случае, если свое произведение он выпустил на территории РФ, или произведение он не выпустил, но оно на ее территории находится в какой-нибудь объективной форме.
Защита авторских прав иностранного гражданина во всех других случаях будет осуществляться только в случае наличия соответствующего международного договора.
В том случае, если произведение
создавалось благодаря
Возникновение соавторства на произведение происходит в тех случаях, когда свой вклад второе лицо вносит в создание произведения на любой творческой стадии. Такой вклад, однако, должен отвечать требованию произведения, имеющего творческий характер.
Соавторство может быть двух видов: раздельным и нераздельным. Раздельное соавторство означает авторство некоторого количества лиц на произведение, которое состоит из отдельно взятых самостоятельных частей. Использованы эти части могут быть независимо друг от друга.
Нераздельное соавторство является ситуацией, когда авторское право на все в целом произведение принадлежит соавторам.
Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.
В качестве субъектов авторских прав могут быть признаны также и правопреемники авторов. Ими являются лица, к которым отдельные правомочия автора переходят по договору с автором, по закону или по наследству. Правопреемниками автора могут являться:
1. Получившие авторские
права по наследству
2. Юридическими лицами могут приобретаться отдельные авторские права в следующих случаях:
- если произведение создается
в порядке выполнение
- если издательствами
выпускаются энциклопедии, журналы,
газеты, сборники научных трудов
и иные продолжающиеся издания,
3. Государство может стать
субъектом авторского права