Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является гражданско-правовой анализ публичной собственности, его субъектов, объектов, а также специфического основания прекращения указанного права собственности - приватизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание права публичной собственности;
- рассмотреть субъектный состав права публичной собственности;
- исследовать объекты права публичной собственности;
Объект работы – законы и нориативные акты, касающиеся права публичной собственности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности……………………………...5
1.2. Взаимосвязь публичного имущества………………………………….8
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной собственности…………………………………...12
2.2. Субъекты публичной собственности…………………………….…….16
2.3. Перераспределение публичного имущества…………………..………19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы и источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты и объекты права публичной собственности.docx

— 74.92 Кб (Скачать файл)

Какой именно государственный или  муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцамипринадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган15.

Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние ("неотъемлемое достояние народов") или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима16.

 

 

2.3. Перераспределение публичного  имущества

 

Неразрывная связь публичного имущества  с учетом его целевого назначения с предметами ведения соответствующего публичного образования ярко демонстрируется при законодательном регулировании перераспределения государственной и муниципальной собственности в ходе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 
В настоящее время предусмотрен специальный публично-правовой механизм безвозмездной передачи имущества одних публичных образований другим публичным образованиям сообразно перераспределению между ними предметов ведения и полномочий, который включает в себя:

- материально-правовые основания для передачи имущества (невозможность принадлежности имущества с учетом его целевого назначения одному публичному образованию, являющемуся собственником, и возможность нахождения такого имущества в собственности другого публичного образования);

- порядок (процедуру) передачи имущества, состоящий из следующих основных стадий: направление предложений о передаче имущества;

- принятие на основе направленных предложений федеральным или региональным органом исполнительной власти решения о передаче имущества, которое является основанием для возникновения права собственности у принимающей стороны;

- фактическая передача имущества и подписание соответствующего акта17.

Тем самым имущество как бы «прикрепляется» к публичным функциям и полномочиям, реализацию которых оно обеспечивает. Подобный специфический механизм изменения уровня и формы публичной собственности находится за рамками частного права и основывается на том, что федеральное, региональное или муниципальное имущество не существует изолированно, а является составной частью общего фонда публичной собственности, предназначенного для осуществления функций государственной и муниципальной власти в целом. 
В научной литературе даются различные оценки рассматриваемого механизма перераспределения публичной собственности. Перераспределение публичного имущества напоминает бюджетные трансферты (гл. 16 БК РФ). Близость данных отношений подтверждает, в частности, п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ во взаимосвязи с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, которые одновременно с передачей отдельных федеральных полномочий от РФ к субъектам РФ предусматривают как предоставление субвенций из федерального бюджета, так и передачу в региональную собственность необходимого имущества18.

Схожий публично-правовой механизм передачи публичной собственности, основанный на рассматриваемой концепции, применяется при разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, а также при передаче имущества из собственности автономного округа в собственность края или области, в состав которых он входит19.

Логическое завершение процесса оптимизации  состава публичной собственности заключается в том, что федеральный законодатель требует перепрофилирования или приватизации регионального и муниципального имущества, которое не передано другим публичным образованиям в связи с разграничением полномочий и не может находиться в собственности субъекта РФ или муниципалитета.

Вместе с тем процесс перераспределения  публичного имущества, производимый в связи с разграничением полномочий между органами государственной и муниципальной власти (который опирается на специальную правоспособность публичных образований и сохранение целевого назначения имущества), столкнулся с неоднозначной позицией законодателя и принципиальной позицией Конституционного Суда РФ по вопросу о необходимости согласия передающей и принимающей сторон на безвозмездную передачу имущества. Очевидно, что возможность уклонения или необоснованного отказа органов власти от передачи или приема публичного имущества в тех случаях, когда для этого имеются безусловные материально-правовые основания, никак не соответствует современным тенденциям в рамках института публичной собственности, в связи с чем соответствующие акты КС РФ требуют дополнительного критического анализа20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ исследуемой темы позволяет сделать следующие выводы.

1. Государственная и муниципальная  собственность – формы собственности, в соответствии с которыми имущество принадлежит на праве собственности особого рода субъектам – государству и муниципальным образованиям. Субъекты государственной и муниципальной собственности являются публично-правовыми образованиями. В данной связи указанные формы собственности именуют обобщенно публичной собственностью.

2. Субъектами права публичной  собственности выступают соответствующие публично-правовые образования: государство (Российская Федерация и ее субъекты, указанные в ст. 65 Конституции РФ) и муниципальные образования (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов Москва и Санкт-Петербург).

3. Объектом права публичной собственности выступает определенное имущество. В первую очередь это казна (средства соответствующего бюджета). Объектом права государственной собственности могут быть оборотоспособные вещи, имущество, ограниченное в обороте, а также изъятое из оборота. Объектом права муниципальной собственности может быть оборотоспособное имущество, а также в случаях прямо предусмотренных законом имущество, ограниченное в гражданском обороте. К оборотоспособному имуществу относятся движимые и недвижимые вещи (здания, сооружения, предприятие как имущественный комплекс, земельные участки, объекты жилищного фонда, социальной инфраструктуры и пр.). К имуществу, ограниченному в обороте относятся некоторые виды вооружения, некоторые лекарственные препараты и т.п. К изъятому из оборота имуществу следует относить природные ресурсы, участки недр, особо охраняемые природные объекты (заповедники, заказники, национальные парки и пр.), ресурсы континентального шельфа и территориальных вод, определенные категории земель, объекты стратегического значения, большинство видов вооружения, наркотические средства и психотропные вещества, ядерное оружие и т.п.

Таким образом, для окончательной  реализации новой концепции о  составе публичного имущества, на наш взгляд, в действующее законодательство было бы логично внести следующие изменения:

1) состав всего публичного  имущества регламентировать единым  законодательным актом, поскольку в настоящее время данные вопросы регулируются разрозненно, применительно к различным уровням публичного имущества и «попутно» с разграничением полномочий;

2) установить конкретный  и закрытый перечень имущества,  которое может находиться в федеральной собственности(сегодня таковой отсутствует), а также предусмотреть необходимость перепрофилирования или приватизации федерального имущества, которое не передано другим публичным образованиям в связи с разграничением полномочий и не может находиться в собственности РФ;

3) закрепить конкретный  и закрытый перечень всего  регионального имущества, не ограничиваясь тем, которое предназначено для реализации полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ за счет средств регионального бюджета;

4) изменить механизм перераспределения  государственного и муниципального имущества, производимого в связи с разграничением полномочий между различными уровнями публичной власти, с целью обеспечения разумного баланса интересов передающей и принимающей сторон, а также заинтересованных категорий частных лиц.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ 1993г. // Консультант Плюс, (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации / под общ. ред. В.А. Белова). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт-Издат", 2011.
  3. Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. - 2008. - № 1 (ч.1). - Ст.112.
  4. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст.1247.
  5. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. - 2008. - № 30. - Ст.2704.
  1. Федеральный закон от  06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 6 октября 1999 г.№N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( С последующими изменениями 2006г.)

 

Научная, учебная, справочно-информационная литература

 

  1. Александрина М.А. Содержание права собственности по современному российскому законодательству: некоторые проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2006.
  2. Алексеев С.С. Правособственности: Проблемы теории. 3-е изд.-  М., 2010.
  3. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 6-е изд. М., 2010.
  4. Гражданское право. Учебник . Т.1./ В. П. Мозолин, А. И. Масляев. — М.: Юристъ, 2007.
  5. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. – М.: «Юстицинформ», 2011.
  6. Лушникова Т.Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью:Учебное пособие.-  Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 2007.
  7. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России // Государство и право. – 2006. – № 2.
  8. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы.-  М.: «Городец». 2009.
  9. Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В. Н. Литовкин, Е. А. Суханов, В. В. Чубаров; Ин-т законод. и сравнит. правоведения. М.: Статут, 2008.
  10. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. Часть первая. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
  11. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практичес- кое пособие. – М.: Дело, 2007.
  12. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. Часть первая. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
  13. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 2.: Учебник. - 3-е изд. перераб и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
  14. Суханов Е.А. Российский закон о собственности: Научно-практический комментарий. - М.: БЕК, 2009.
  15. Тихомиров Ю.А Интерес в публичном и частном праве.-  М., ГУ-ВШЭ. 2002.
  16. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. - 1999. - №3/4.
  17. Шамхалов Ф. Собственность и власть. М.: «Экономика». 2007

 

Материалы правоприменительной  практики

  1. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изменениями и дополнениями)

Информация о работе Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ