Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:53, лекция
Нормы института возмещения вреда обычно делятся на 2 большие группы:
Общие. Образуют так называемый генеральный деликт (1064 ГК РФ). Этими нормами мы руководствуемся, когда в законе отсутствуют указания относительно специальных норм, которые устанавливают ответственность по конкретным видам обязательств
Специальные. Образуют систему специальных деликтов. Это нормы статей 1065 и по 1101 ГК РФ. Сюда относятся нормы которые устанавливают ответственность за вред причиненный актами власти, органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, малолетними и несовершеннолетними, недееспособными лицами, деятельностью которая создает повышенную опасность, а также это нормы, которые определяют возмещение вреда жизни и здоровью.
Работодатель несет
Действиями юридического лица признаются не любые действия его работников, а только те которые они осуществляют в связи с исполнением ими своих трудовых или служебных обязанностей
Юридическое лицо или гражданин предприниматель вправе предъявить к виновному работнику регрессный иск (1081 ГК РФ), однако материальная ответственность работника перед своим работодателя, а именно возмещение ущерба будет регулироваться не ГК РФ, а ТК РФ. Возможны случаи, когда непосредственного причинителя вреда установить нельзя, то есть обычно это случаи когда вред является результатом коллективных действий. В таких случаях юридическое лицо выступает как единый причинитель вреда и все необходимые элементы правонарушения устанавливаются исключительно к коллективной деятельности. Например, вред причиняемый экологии.
Кроме данной нормы действует ряд
актов, которые устанавливают
ГК РФ сохранил 2 режима регулирования ответственности за вред причиненный данными субъектами в зависимости от того в какой сфере деятельности причинен данный вред.
Регулирование ответственности за
вред причиненный в сфере
В состав потерпевших могут входить как граждане, так и юридические лица. Причинителями вреда могут выступать только государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица. Деликтные обязательства в этом случае возникают в связи с противоправными виновными действиями или бездействиями соответствующих органов или же их должностных лиц, в том числе в результате издания акта несоответствующего закону или иному правовому акту.
Противоправность деяния оценивается с позиций не только гражданского права, но и административного, финансового, а также других отраслей права.
Незаконность действий или же бездействий указанных органов или их должностных лиц может выражаться в частности в ограничении или же лишении граждан или юридических лиц каких либо прав, в отказе государственной регистрации, несоблюдении сроков, в отказе выдать документ, в незаконном возложении на них каких либо обязанностей, либо во вмешательстве их в хозяйственную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 249 ГПК РФ, а также пункта 6 статьи 194, пункте 5 статьи 200 АПК обязанности по доказыванию обстоятельств, а также оснований для принятия нормативно-правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий или же бездействий органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативно-правовой акт, органа и лиц, которые приняли оспариваемое решение, действие или бездействие. Из закона вытекает презумпция противоправности причинения вреда органами и лицами.
Помимо 4х общих условий гражданско-
Не рассматриваются в качестве должностных лиц, лица которые выполняют только профессиональные и технические обязанности, в частности санитары, охранники, водители и т.п.
Кроме того признание актов не подлежащих
применению в связи с их противоречием
конституции может
Ответственность за данный вред возлагается
на соответствующие
Во многих действующих законах в качестве ответчиков за вред причиненный государственными органами, муниципальными органами называется сам этот орган который вред причинил, например, таможенный, налоговый орган и т.д.
Поэтому в пункте 12 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФ «о некоторых вопросах связанных с применением части первой ГК РФ» от 1 июня 1996 разъясняется что предъявление гражданином или же юридическом лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления допустившему соответствующее нарушение не может служить основанием к отказу в принятии искового заявлению или возвращению его без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или же иной управомоченный орган.
Ответственность за вред, причиненный названными органами и их должностными лицами вне сферы административного управления наступает по общему правилу (120 ГК РФ).
Помимо статьи 1069 ГК РФ действует также ряд ФЗ, которые также устанавливают данный вид ответственности: ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ФЗ о защите конкуренции.
РФ, субъект РФ, муниципальное образование возместившее вред причиненный незаконным актом управления приобретают право регресса в полном объеме к тому должностному лицу, которое приняло этот незаконный акт но уже по нормам главы 39 ТК РФ.
Данный вид ответственности регулируется 1070 ГК РФ, а также главой 18 УПК РФ. Устанавливается ответственность государства в области правосудия. Здесь две ситуации:
Потерпевшим здесь может быть только гражданин, причем если во время следствия, судебного разбирательства или же во время отбытия наказания он умер, право требовать возмещения вреда переходит к его наследникам. Причинителями вреда считаются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, но ответственным лицом в силу закона за действия этих лиц является РФ.
Три общих условия необходимо установить для наступления такой ответственности:
Обязанность государства возместить вред причиненный гражданину правоохранительным органом наступает независимо от вины конкретных должностных лиц. Налицо повышенная ответственность государства. Помимо трех общих условий ответственности нужно устанавливать и специальные условия ответственности:
Этот перечень исчерпывающий
НОВАЯ ЛЕКЦИЯ
Сам термин реабилитация означает, что лицо имеет право на возмещение вреда причиненного ему в связи с незаконным или же необоснованным административным или уголовным преследованием. Общим признаком основания реабилитации является недоказанность обвинения или же незаконность наказания. Поэтому право на возмещение вреда по реабилитирующим основаниям имеют (пункт 2 статьи 133 УПК РФ):
Из Постановления КС РФ№4-П от 27.02.2009 года и Определения от 5 марта 2009 года следует: Задержание лица по причинам медицинского характера на срок более 48 часов без судебного решения не допускается. В постановлении указывается на недопустимость принятия решения о признании гражданина недееспособным на основе одного лишь заключения судебно-психиатрической экспертизы без изложения судом своей позиции лично или же через представителей, а также в постановлении было указано на недопустимость помещения гражданина в психиатрический стационар по просьбе или же с согласия законного представителя или опекуна без судебного решения.
Ранее этот перечень был закрытым и расширительному толкованию не подлежал, однако в постановлении КС РФ №9-П от 16 июня 2009 года было отмечено, что не исключается возможность возмещения вреда причиненного гражданам незаконным административным задержанием на срок не более 48 часов влекущим одно из мер наказания административный арест.