Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 13:56, дипломная работа
Предметом проводимого исследования являются нормативная база по регулированию вопросов опеки и попечительства.
Объект исследования - общественные отношения в сфере опеки и попечительства.
Цель данной работы состоит в комплексном изучении и обобщении законодательства и публикаций на данную тему, рассмотрении правовой природы института опеки и попечительства, с использованием мнений различных авторов и ученых, а также внесение предложений по изменению и доработке действующих норм законодательства для решения выявленных проблем.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общие положения об опеке и попечительстве……………………...….5
§ 1. Понятие опеки и попечительства…………………………………..…5
§ 2. Органы опеки и попечительства………………………………….. …9
Глава 2 Установление и прекращение опеки и попечительства………………22
§1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………..…22
§ 2. Установление и прекращение опеки над недееспособными гражданами………………………………………………………………….……27
§ 3. Установление и прекращение попечительства над ограниченно дееспособными гражданами………………………………………………….…30
§ 4. Попечительство в форме патронажа……………………………...…33
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства…………………………..…37
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей….…37
§ 2. Распоряжение имуществом подопечного…………………….…..…40
§ 3. Доверительное управление имуществом подопечного…………….45
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников………………………………………...…55
Вторая часть полномочий органов опеки и попечительства с опекой (попечительством) непосредственно не связана. Эти полномочия возложены на органы опеки и попечительства иными федеральными законами, но могут быть возложены также законами субъектов Федерации.
К этой группе полномочий относятся: подача в суд заявлений об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК); объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ; назначение помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ; заключение договора доверительного управления имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК); дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК), а также на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных ст. 72 ЖК РФ; подача заявления о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных ст. 28 СК РФ; дача согласия на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 48 СК РФ; подача заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона об актах гражданского состояния; защита прав и интересов несовершеннолетних (ст. 56 СК); разрешение разногласий между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (п. 4 ст. 58 СК), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК); дача разрешений в порядке ст. 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии; подача исков о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК); подача исков о лишении родительских прав и ограничении родительских прав (ст. ст. 70 и 73 СК), исков об отмене усыновления (ст. 142 СК) и еще более двух десятков иных полномочий.
В ст. 38 ГК РФ, действующей в редакции от 24 апреля 2008 г. (Федеральный закон N 49-ФЗ), впервые четко определено, какой именно орган несет ответственность за конкретного подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.
При изменении места жительства подопечного, полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Для этого орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Также в данной статье ГК РФ содержится еще одна норма, имеющая публично-правовую природу. Устанавливается, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Более подробно порядок надзора определен ст. 24 Закона об опеке.5
Важной функцией органов опеки и попечительства в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Особую сложность в осуществлении данной функции составляет защита права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилое помещение.
Жилищное законодательство предусматривает, что по окончанию пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилье им предоставляется без очереди, если не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В том случае, если родители за тот период, пока несовершеннолетний находился в вышеуказанных учреждениях, распорядились жилым помещением и продали его, то органы опеки и попечительства или законный представитель несовершеннолетнего обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной.
Кроме всего прочего, должностные лица органов опеки и попечительства вправе в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами, а также запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.6
Что же касается граждан РФ, находящихся на территории иностранного государства, то консульское должностное лицо по согласованию с компетентными органами государства пребывания оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства пребывания содействие в установлении опеки или попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными или ограниченно дееспособными совершеннолетними гражданами Российской Федерации.
В целях выполнения данной функции международными соглашениями может быть предусмотрено, что компетентные органы государства пребывания безотлагательно информируют консульское учреждение о любом случае, когда необходимо установление опеки или попечительства над несовершеннолетними или другими лицами, не обладающими полной дееспособностью и являющимися гражданами представляемого государства (см., например, статью 24 Консульской конвенции с Румынией 2003 г., статью 45 Консульской конвенции с Республикой Македонией от 14 января 2003 г., статью 43 Консульской конвенции с Республикой Корея от 18 марта 1992 г. и другие).7
Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства обладают множеством полномочий, решают огромное количество задач .
Действующее российское законодательство не предусматривает, в принципе, возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем, надо признать, что данная норма закона об опеке является абсолютной новеллой, и процедура реализации которой в настоящее время должным образом не разработана.
Глава 2. Установление и прекращение опеки и
§ 1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является утрата ими попечения родителей. Не исключена возможность случаев, когда родители, изъявляя свою волю, просят установить над детьми опеку (попечительство).
Российское законодательство предусматривает, что опекуном или попечителем можно стать гражданину, достигшему 18-летнего возраста, полностью дееспособному. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, пусть и удовлетворяющий данным условиям, но лишенный ранее родительских прав.
Перечень этих требований расширяется п. 3 ст. 146 Семейного кодекса РФ, где оговорено, что опекунами или попечителями не могут быть лица:
1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;
2) отстраненные ранее от
выполнения обязанностей
3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в правах родители ;
4) бывшие усыновители, в том случае, если усыновление было отменено при наличии их вины;
5) которые по состоянию здоровья не могут воспитывать ребенка.
Рассматривая пункт 5 перечисленных требований, необходимо уточнить, что постановлением Правительства РФ от 01.05.1996г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» был утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К числу таких заболеваний относятся:
-туберкулез;
-заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
-злокачественные
-инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;
-психические заболевания,
вследствие которых больной
-алкоголизм, наркомания, токсикомания;
-заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность.
Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна
В соответствии со ст. ст. 28 и 37 Гражданского кодекса РФ, разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи с чем, именно реальное соблюдение этих прав - критерий оценки действительности сделки.
Опекун или попечитель с согласия соответствующих органов может распоряжаться доходами своего подопечного исключительно в интересах последнего. Для этих целей могут использоваться и доходы, полученные от управления имуществом подопечного.
Защите имущественных прав подопечного служит закрепленное в законе положение о том, что ни опекуны и попечители, ни их близкие родственники и супруги не вправе совершать какие-либо сделки с подопечным. Исключение предусмотрено лишь для передачи подопечному имущества в безвозмездное пользование или в качестве дара. Опекун также не имеет права представлять своего подопечного в сделках, где одной из сторон являются родственники или супруг опекуна (попечителя).
Существует также обязанность опекунов и попечителей проживать вместе со своими подопечными. В случаях, если опека или попечительство устанавливаются над несовершеннолетними, это формирует вокруг них благоприятную семейную атмосферу, способствующую успешному воспитанию. Поэтому в пункте 28 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»8 закреплено положение о том, что: либо подопечного беспрепятственно регистрируют по месту пребывания на жилую площадь опекуна или попечителя, либо, наоборот, опекун (попечитель) может быть зарегистрирован по месту пребывания на жилой площади своего подопечного по решению об установлении опеки и попечительства с указанием в нем конкретного места жительства.
Раздельное проживание попечителя и подопечного возможно, только если подопечный уже достиг возраста шестнадцати лет. На раздельное проживание попечителя и подопечного необходимо разрешение органов опеки и попечительства.
Совместное проживание опекуна (попечителя) и подопечного способствует защите прав последнего на жилище. Собственником жилого помещения ребенок или недееспособный (ограниченно дееспособный) гражданин может стать одним из законных способов (совершение сделки, либо унаследовав имущество). В данном случае опекуны или попечители обеспечивают права их подопечных на владение, пользование или распоряжение жилым помещением.
В связи с тем, что за лицами, над которыми были установлены опека либо попечительство, сохраняется право на получение различных пенсий, алиментов и других пособий, опекуны (попечители) обязаны следить за своевременным их получением.
При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними, опекун (попечитель) получает также право на выплату ежемесячного пособия.
Опекунам (попечителям) выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для подопечных, исходя из установленных норм по фактическим ценам данного региона. При выплате данного пособия не учитываются размеры пенсий, алиментов, получаемых на ребенка.
На опекунов (попечителей) возлагаются и обязанности об обучении их подопечных. При выборе формы получения образования для ребенка опекун или попечитель в соответствии с действующим отечественным законодательством обязан учитывать интересы и склонности самого ребенка.
Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и в суде. Однако для совершения таких действий, как полный или частичный отказ от иска, заключение мирового соглашения опекун (попечитель) обязан предоставить предварительное заключение органа опеки, так как названные процессуальные акты относятся к той сфере имущественных прав и интересов подопечного, самостоятельно распоряжаться которым опекуну (попечителю) закон не позволяет.
Опекунами и попечителями могут быть не только граждане, но и юридические лица: образовательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, некоторые другие аналогичные учреждения, а также сами органы опеки и попечительства. Задачи по опеке и попечительству возлагаются в таких случаях на администрацию указанных учреждений (п.4 ст.35 Гражданского кодекса РФ).
Перечисленные организации имеют тот же объем прав и обязанностей, что и граждане-опекуны (попечители). В частности, они также несут ответственность за действия своих подопечных.