Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Предметом проводимого исследования являются нормативная база по регулированию вопросов опеки и попечительства.
Объект исследования - общественные отношения в сфере опеки и попечительства.
Цель данной работы состоит в комплексном изучении и обобщении законодательства и публикаций на данную тему, рассмотрении правовой природы института опеки и попечительства, с использованием мнений различных авторов и ученых, а также внесение предложений по изменению и доработке действующих норм законодательства для решения выявленных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общие положения об опеке и попечительстве……………………...….5
§ 1. Понятие опеки и попечительства…………………………………..…5
§ 2. Органы опеки и попечительства………………………………….. …9
Глава 2 Установление и прекращение опеки и попечительства………………22
§1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………..…22
§ 2. Установление и прекращение опеки над недееспособными гражданами………………………………………………………………….……27
§ 3. Установление и прекращение попечительства над ограниченно дееспособными гражданами………………………………………………….…30
§ 4. Попечительство в форме патронажа……………………………...…33
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства…………………………..…37
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей….…37
§ 2. Распоряжение имуществом подопечного…………………….…..…40
§ 3. Доверительное управление имуществом подопечного…………….45
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников………………………………………...…55

Вложенные файлы: 1 файл

опека.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

§ 4. Попечительство в форме патронажа  

 

Принятие  Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" свидетельствует об активизации процесса формирования единой системы законодательства, регулирующего правоотношения в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами.

В данном Законе предполагалось изменение норм о патронаже над дееспособными гражданами (ст. 41 ГК РФ), которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в целях приведения указанных положений в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об объеме дееспособности физических лиц. Однако новый Федеральный закон не содержит даже упоминания о патронаже. Это объясняется, прежде всего, тем, что патронаж не входит в объем регулируемых данным Законом отношений.

Этот  ответ предполагает, что превалирующей является точка зрения, что роль помощников при патронаже сводится лишь к выполнению воли физически немощных лиц, которые обладают полной дееспособностью гражданина. Поэтому патронаж, несмотря на редакцию норм ГК РФ, установивших данный правовой институт в одном разделе с опекой и попечительством, следует квалифицировать как самостоятельную правовую категорию. Можно сделать вывод, что в данном случае законодатель использует аналогию закона.

В основании  установления патронажа лежит совокупность юридических фактов:

- состояние  здоровья физического лица, которое  препятствует ему лично осуществлять  свои права и исполнять обязанности  (болезнь, физические недостатки и др.);

- полная  дееспособность физически немощного  человека;

- желание  физически немощного человека  иметь помощника, выраженное путем  подачи заявления в органы  опеки и попечительства. При этом  наличие у нуждающегося в помощи  гражданина детей или других родственников, обязанных по закону осуществлять за ним уход, оказывать материальную помощь, поддержку и иного рода содействие, не лишает его права ставить вопрос об установлении патронажа;

- согласие  физически здорового и полностью  дееспособного человека оказывать помощь;

- установившиеся  между помощником и подопечным  лично-доверительные отношения;

- положительное  решение органов опеки и попечительства;

- наличие  заключенного договора поручения  или доверительного управления.

Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия и принимать соответствующие решения. Такому гражданину нужен только помощник.

Попечительство над  ограниченно дееспособными совершеннолетними  лицами, имеет свои отличительные  правовые признаки. Главный из них - восполнение дееспособности лица. При патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся только в помощи. Поэтому правильнее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют

Граждане, находящиеся под патронажем, являются дееспособными в полном объеме, они  имеют право самостоятельно совершать  любые сделки и иные юридически значимые действия.

Согласно п. 3 ст. 41 ГК РФ права и обязанности помощника возникают при наличии совокупности юридических фактов (состава):

- решения  органов опеки и попечительства  о введении патронажа;

- наличие  заключенного договора поручения  или доверительного управления.

Если внимательно посмотреть на сущность отношений помощника  и лица, использующего патронаж, то можно сделать вывод, что здесь  присутствует посреднический договор, который, к сожалению, не предусмотрен ГК РФ.

Таким образом, можно  сделать вывод, что патронаж не является особой формой попечительства, как  об этом говорится в действующей ст. 41 ГК РФ. По моему мнению, патронаж - самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.

Основания прекращения  патронажа установлены п. 4 ст. 41 ГК РФ.

В числе оснований прекращения патронажа названы обстоятельства, предусмотренные ст. 39 ГК РФ, в частности:

- помещение  лица, использующего патронаж, в  лечебное учреждение или учреждение  социальной защиты населения;

- просьба  самого помощника;

- наличие  уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление помощником своих обязанностей (например, болезнь, изменение семейного положения, перемена места жительства и др.);

- решение  органа опеки и попечительства  об отстранении помощника от  его обязанностей при их ненадлежащем выполнении;

- смерть  одного из участников патронажа.  

Содержание Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" свидетельствует об изменившейся позиции законодателя к институту патронажа - его теоретически обоснованно исключили из опеки и попечительства.11

Глава 3. Осуществление  опеки и попечительства  

 

§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей 

 

ФЗ  «Об опеке и попечительстве» устанавливают правила, относящиеся к правам и обязанностям опекунов и попечителей. Эти права и обязанности в соответствии со ст. 11 Закона об опеке возникают с момента вынесения акта о назначении опекуна или попечителя. В случае установления опеки или попечительства по договору права и обязанности опекуна (попечителя) возникают в порядке, определяемом ч.3 ст. 14 Закона об опеке. Момент прекращения прав и обязанностей опекуна или попечителя определен ст. 29 Закона об опеке.

Временное отсутствие опекуна или попечителя рядом с подопечным прав и обязанностей опекуна (попечителя) не прекращает. Эти  права и обязанности сохраняются при временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания.

Объем прав и обязанностей опекуна (попечителя) зависит от возраста и объема дееспособности подопечного и определяется действующим законодательством.

Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом  интересов подопечных. Согласно п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы.

В Законе об опеке впервые четко определено содержание обязанностей опекунов и попечителей в отношении имущества подопечных.

ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК РФ "опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники, не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками".

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия. В то же время попечители выступают в качестве законных представителей своих подопечных лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Еще раз подчеркну, что положение попечителя ограниченно дееспособного гражданина существенно отличается от положения других попечителей. По сути дела, на это лицо возлагается лишь обязанность обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным.

Опекуны и попечители несут также обязанности  не только перед подопечным, но и  перед органом опеки и попечительства. К ним относятся обязанности:

- извещать  органы опеки и попечительства  о перемене места жительства  подопечных не позднее дня,  следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства;

- представлять  в орган опеки и попечительства  отчет в письменной форме за  предыдущий год о хранении, об  использовании имущества подопечного  и об управлении имуществом  подопечного.

Закреплено общее правило о безвозмездном исполнении опекунами и попечителями своих обязанностей. Это означает, что опекун (попечитель) не получает вознаграждения за исполнение обязанностей, однако не означает, что он не имеет права на возмещение понесенных им расходов. В случае если опекун (попечитель) вынужден расходовать свои средства на содержание своего подопечного, обеспечение его уходом и лечением, то применению подлежат нормы гл. 60 ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об опеке орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. К числу таких договоров относятся договор о приемной семье и договор о патронате ( п. 1 ст. 123 СК).12 

В соответствии  со ст. 32 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Представительство в  различных отраслях права, как правило, определяется одинаково. Под представительством в гражданском праве "понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах, имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого" 13

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. 14 

Однако если обратиться  к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", то мы увидим, что он наделяет статусом законных представителей подопечных в отношениях, регулируемых данным Законом, как опекунов, так и попечителей. Согласно ст. 8 опекуны и попечители имеют право подачи заявления о выдаче подопечному паспорта для выезда из Российской Федерации и въезда в страну (загранпаспорта). Данный нормативный акт в этом случае не "видит" разницы между опекой и попечительством. Таким образом, гражданин, ограниченный в гражданской дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, не вправе самостоятельно подать заявление о выдаче ему загранпаспорта. Данное правило противоречит самому смыслу ограничения дееспособности гражданина, ибо оно производится исключительно в целях охраны имущества физического лица от расточительства.15 

 

§2. Распоряжение имуществом подопечного 

 

Нормы, содержащиеся в ст. 37 ГК РФ, претерпели изменения в связи с принятием Закона об опеке (см. ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ). Фактически действующая редакция запрещает опекуну и попечителю распоряжаться любыми видами имущества подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Первый пункт ст.37 ГК РФ посвящен вопросам расходования денежных средств, составляющих доходы подопечного. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние подопечные в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.

В то же время все другие подопечные, в том числе совершеннолетние ( ст. 29 и 30 ГК РФ), такой возможности не имеют. Опекуны малолетних распоряжаются их доходами, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 28 ГК РФ, а опекуны граждан, признанных недееспособными, управляют всеми без исключения видами доходов своих подопечных. Гражданин, который ограничен судом в дееспособности, может распоряжаться своими доходами с согласия попечителя.

Во  всех случаях распоряжения доходами подопечного, независимо от их вида и  размера, опекуну или попечителю необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства. В  случаях, когда орган опеки и  попечительства находит целесообразным оказать доверие опекуну или попечителю в части расходования денежных средств, принадлежащих подопечному, он вправе дать опекуну или попечителю общее разрешение на распоряжение доходами подопечного в будущем.

В качестве доходов подопечного  гражданское законодательство рассматривает любые виды денежных средств, в том числе алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на его содержание социальные выплаты, доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом.

Информация о работе Опека и попечительство