Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:55, дипломная работа
Цель данной работы состоит в комплексном изучении и обобщении законодательства и публикаций на данную тему, рассмотрении правовой природы института опеки и попечительства, с использованием мнений различных авторов и ученых, а также внесение предложений по изменению и доработке действующих норм законодательства для решения выявленных проблем.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общие положения об опеке и попечительстве……………………...….5
§ 1. Понятие опеки и попечительства…………………………………..…5
§ 2. Органы опеки и попечительства………………………………….. …9
Глава 2 Установление и прекращение опеки и попечительства………………22
§1. Установление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними………………………………………………………..…22
§ 2. Установление и прекращение опеки над недееспособными гражданами………………………………………………………………….……27
§ 3. Установление и прекращение попечительства над ограниченно дееспособными гражданами………………………………………………….…30
§ 4. Попечительство в форме патронажа……………………………...…33
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства…………………………..…37
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей….…37
§ 2. Распоряжение имуществом подопечного…………………….…..…40
§ 3. Доверительное управление имуществом подопечного…………….45
Заключение…………………………………………………………………….....52
Список использованных источников………………………………………...…55
§ 4. Попечительство в форме патронажа
Принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" свидетельствует об активизации процесса формирования единой системы законодательства, регулирующего правоотношения в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами.
В данном Законе предполагалось изменение норм о патронаже над дееспособными гражданами (ст. 41 ГК РФ), которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в целях приведения указанных положений в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об объеме дееспособности физических лиц. Однако новый Федеральный закон не содержит даже упоминания о патронаже. Это объясняется, прежде всего, тем, что патронаж не входит в объем регулируемых данным Законом отношений.
Этот ответ предполагает, что превалирующей является точка зрения, что роль помощников при патронаже сводится лишь к выполнению воли физически немощных лиц, которые обладают полной дееспособностью гражданина. Поэтому патронаж, несмотря на редакцию норм ГК РФ, установивших данный правовой институт в одном разделе с опекой и попечительством, следует квалифицировать как самостоятельную правовую категорию. Можно сделать вывод, что в данном случае законодатель использует аналогию закона.
В основании установления патронажа лежит совокупность юридических фактов:
- состояние
здоровья физического лица, которое
препятствует ему лично
- полная
дееспособность физически
- желание
физически немощного человека
иметь помощника, выраженное
- согласие
физически здорового и
- установившиеся между помощником и подопечным лично-доверительные отношения;
- положительное
решение органов опеки и
- наличие
заключенного договора
Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия и принимать соответствующие решения. Такому гражданину нужен только помощник.
Попечительство над
ограниченно дееспособными
Граждане, находящиеся под патронажем, являются дееспособными в полном объеме, они имеют право самостоятельно совершать любые сделки и иные юридически значимые действия.
Согласно п. 3 ст. 41 ГК РФ права и обязанности помощника возникают при наличии совокупности юридических фактов (состава):
- решения
органов опеки и
- наличие
заключенного договора
Если внимательно посмотреть на сущность отношений помощника и лица, использующего патронаж, то можно сделать вывод, что здесь присутствует посреднический договор, который, к сожалению, не предусмотрен ГК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей ст. 41 ГК РФ. По моему мнению, патронаж - самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.
Основания прекращения патронажа установлены п. 4 ст. 41 ГК РФ.
В числе оснований прекращения патронажа названы обстоятельства, предусмотренные ст. 39 ГК РФ, в частности:
- помещение
лица, использующего патронаж, в
лечебное учреждение или
- просьба самого помощника;
- наличие уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление помощником своих обязанностей (например, болезнь, изменение семейного положения, перемена места жительства и др.);
- решение
органа опеки и попечительства
об отстранении помощника от
его обязанностей при их
- смерть
одного из участников
Содержание Федерального закон
Глава 3. Осуществление опеки и попечительства
§ 1. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливают правила, относящиеся к правам и обязанностям опекунов и попечителей. Эти права и обязанности в соответствии со ст. 11 Закона об опеке возникают с момента вынесения акта о назначении опекуна или попечителя. В случае установления опеки или попечительства по договору права и обязанности опекуна (попечителя) возникают в порядке, определяемом ч.3 ст. 14 Закона об опеке. Момент прекращения прав и обязанностей опекуна или попечителя определен ст. 29 Закона об опеке.
Временное отсутствие опекуна или попечителя рядом с подопечным прав и обязанностей опекуна (попечителя) не прекращает. Эти права и обязанности сохраняются при временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания.
Объем прав и обязанностей опекуна (попечителя) зависит от возраста и объема дееспособности подопечного и определяется действующим законодательством.
Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Согласно п. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы.
В Законе об опеке впервые четко определено содержание обязанностей опекунов и попечителей в отношении имущества подопечных.
ГК РФ также упоминает о том, чего как опекуны, так и попечители делать не вправе. В соответствии с п. 3 ст. 37 ГК РФ "опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники, не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками".
Опекуны
являются законными представителями свои
Еще раз подчеркну, что положение попечителя ограниченно дееспособного гражданина существенно отличается от положения других попечителей. По сути дела, на это лицо возлагается лишь обязанность обращаться в суд с заявлением о признании подопечного дееспособным.
Опекуны
и попечители несут также обязанности
не только перед подопечным, но и
перед органом опеки и
- извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства;
- представлять
в орган опеки и
Закреплено общее правило о безвозмездном исполнении опекунами и попечителями своих обязанностей. Это означает, что опекун (попечитель) не получает вознаграждения за исполнение обязанностей, однако не означает, что он не имеет права на возмещение понесенных им расходов. В случае если опекун (попечитель) вынужден расходовать свои средства на содержание своего подопечного, обеспечение его уходом и лечением, то применению подлежат нормы гл. 60 ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об опеке орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. К числу таких договоров относятся договор о приемной семье и договор о патронате ( п. 1 ст. 123 СК).12
В соответствии со ст. 32 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Представительство в различных отраслях права, как правило, определяется одинаково. Под представительством в гражданском праве "понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах, имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого" 13
Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. 14
Однако если обратиться к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", то мы увидим, что он наделяет статусом законных представителей подопечных в отношениях, регулируемых данным Законом, как опекунов, так и попечителей. Согласно ст. 8 опекуны и попечители имеют право подачи заявления о выдаче подопечному паспорта для выезда из Российской Федерации и въезда в страну (загранпаспорта). Данный нормативный акт в этом случае не "видит" разницы между опекой и попечительством. Таким образом, гражданин, ограниченный в гражданской дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, не вправе самостоятельно подать заявление о выдаче ему загранпаспорта. Данное правило противоречит самому смыслу ограничения дееспособности гражданина, ибо оно производится исключительно в целях охраны имущества физического лица от расточительства.15
§2. Распоряжение имуществом подопечного
Нормы, содержащиеся в ст. 37 ГК РФ, претерпели изменения в связи с принятием Закона об опеке (см. ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ). Фактически действующая редакция запрещает опекуну и попечителю распоряжаться любыми видами имущества подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Первый пункт ст.37 ГК РФ посвящен вопросам расходования денежных средств, составляющих доходы подопечного. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние подопечные в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.
В то же время все другие подопечные, в том числе совершеннолетние ( ст. 29 и 30 ГК РФ), такой возможности не имеют. Опекуны малолетних распоряжаются их доходами, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 28 ГК РФ, а опекуны граждан, признанных недееспособными, управляют всеми без исключения видами доходов своих подопечных. Гражданин, который ограничен судом в дееспособности, может распоряжаться своими доходами с согласия попечителя.
Во всех случаях распоряжения доходами подопечного, независимо от их вида и размера, опекуну или попечителю необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства. В случаях, когда орган опеки и попечительства находит целесообразным оказать доверие опекуну или попечителю в части расходования денежных средств, принадлежащих подопечному, он вправе дать опекуну или попечителю общее разрешение на распоряжение доходами подопечного в будущем.
В качестве доходов подопечного гражданское законодательство рассматривает любые виды денежных средств, в том числе алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на его содержание социальные выплаты, доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом.
Информация о работе Опека и попечительство в гражданских правоотношениях