Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 10:40, реферат
Краткое описание
Организация объединенных наций — является самой крупной международной межправительственной организацией — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату. Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну. В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека; согласование действий наций в достижении общих целей.
Организация объединенных
наций — является самой крупной международной
межправительственной организацией — универсальной по кругу рассматриваемых
проблем и всемирной по территориальному
охвату.
Название было предложено во время Второй
мировой войны президентом США Франклином
Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24
октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила
191 страну.
В соответствии с
Уставом ООН ее основными целями являются:
поддержание международного
мира и безопасности;
развитие дружественных отношений
между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов;
осуществление сотрудничества
в разрешении международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного
характера и соблюдение прав человека;
согласование действий наций
в достижении общих целей.
Основные принципы деятельности
ООН: суверенное равенство всех членов,
добросовестность выполнения принятых
обязательств, мирное разрешение международных
споров, воздержание от угрозы силой. Устав
ООН не дает права на вмешательство в дела,
входящие во внутреннюю компетенцию отдельного
государства.
Система ООН имеет
сложную организационную структуру:
Главные органы ООН (собственно
ООН).
Программы и органы ООН.
Специализированные учреждения
и другие самостоятельные организации
в рамках системы ООН.
Другие организации, комитеты
и родственные органы.
Организации, не входящие в систему
ООН, но связанные с ней соглашениями о
сотрудничестве.
Органы ОНН
Уставом учреждены шесть главных органов
Организации Объединенных Наций: Генеральная
Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический
и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный
суд, Секретариат.
Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным
органом ООН. Она состоит из представителей
всех стран-членов, имеющих по одному
голосу. Решения по вопросам мира и безопасности,
приему новых членов, проблемам бюджета
принимаются двумя третями голосов. Для
других вопросов достаточно простого
большинства голосов. Сессии Генеральной
ассамблеи проходят ежегодно обычно в
сентябре. Каждый раз избираются новый
председатель, 21 заместитель председателя,
председатели шести главных комитетов
Ассамблеи. Первый комитет занимается
вопросами разоружения и международной
безопасности, второй — экономикой и финансами,
третий — социальными и гуманитарными
проблемами, четвертый — специальными
политическими вопросами и деколонизацией,
пятый — административными и бюджетными
вопросами, шестой — правовыми вопросами.
Пост председателя Ассамблеи по очереди
занимают представители африканских,
азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских
(включая Карибский бассейн), западноевропейских
государств. Решения ГА не имеют обязательной
юридической силы. Они выражают мировое
общественное мнение по той или иной проблеме.
Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного
мира. Он осуществляет расследование
и рекомендует методы урегулирования
споров, в том числе призывает членов ООН
к применению экономических санкций для
предупреждения агрессии; предпринимает
военные действия против агрессора; планирует
регулирование вооружений; рекомендует
принятие новых членов; осуществляет опеку
в стратегических районах. Совет состоит
из пяти постоянных членов — Китай, Франция,
Российская Федерация (преемница СССР),
Великобритания и Соединенные Штаты Америки
— и десяти членов, избираемых Генеральной
Ассамблеей на двухлетний срок. Решение
по процедурным вопросам считается принятым,
если за него проголосовало хотя бы 9 из
15 голосов (две трети). При голосовании
по вопросам существа необходимо, чтобы
из 9 голосов «за» проголосовали все пять
постоянных членов Совбеза — правило
«единогласия великих держав».
Если постоянный член не согласен
с решением, то он может наложить вето
(запрет). Если постоянный член не хочет
блокировать решение, то она может воздержаться
от голосования.
Экономический и Социальный
Совет координирует Соответствующие
вопросы и специализированные учреждения
и институты, известные как «семья» учреждений
ООН. Эти органы связаны с ООН специальными
соглашениями, представляют доклады Экономическому
и Социальному Совету и (или) Генеральной
Ассамблее.
Вспомогательный
механизм ЭКОСОСа включает:
девять функциональных комиссий
(Комиссия социального развития и др.);
пять региональных комиссий
(Экономическая комиссия для Африки и
др.);
четыре постоянных комитета:
Комитет по программе и координации, Комиссия
по населенным пунктам, Комитет по неправительственным
организациям, Комитет по переговорам
с межправительственными организациями;
ряд экспертных органов;
исполнительные комитеты и советы
различных органов ООН: Программа развития
ООН, Мировая продовольственная программа
и др.
Совет по опеке осуществляет наблюдение за
подопечными территориями и содействует
развитию их самоуправления. Совет состоит
из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994
г. Совбез прекратил действие Соглашения
об опеке, поскольку все 11 первоначально
подопечных территорий приобрели политическую
независимость или присоединились к соседним
государствам.
Международный суд, расположенный в Гааге (Нидерланды),
разрешает юридические споры между государствами,
являющимися участниками его Статута,
в число которых автоматически входят
все члены ООН. Частные лица не могут обращаться
в Международный суд. Согласно Статуту
(положению о правах и обязанностях), Суд
использует международные конвенции;
международный обычай как доказательство
всеобщей практики; общие принципы права,
признанные нациями; судебные решения
наиболее квалифицированных специалистов
разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых
Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих
независимо. Они избираются на основе
квалификации, а не на основе гражданства.
В составе Суда не может быть двух граждан
из одной и той же страны.
Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные
функции. Это постоянно действующий орган,
осуществляющий весь документооборот,
в том числе переводы с одного языка на
другой, организации международных конференций,
общение с прессой и др. Персонал Секретариата
насчитывает около 9000 человек из разных
стран мира. Генеральный секретарь ООН
— главное административное должностное
лицо — назначается Генеральной Ассамблеей
по рекомендации Совета Безопасности
на пять лет и может быть переизбран на
новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в
должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г.
вступил в должность новый Генеральный
секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД
Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования
ООН ради будущего этой организации. Авторитет
Генерального секретаря весьма существенен
для осуществления превентивной дипломатии
в целях предотвращения возникновения
международных конфликтов. Весь персонал
Секретариата имеет статус международных
гражданских служащих и дает присягу,
обязуясь не исполнять указаний, исходящих
от любых государств или организаций,
кроме ООН.
Бюджет ООН
Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные
учреждения и программы ООН, утверждается
ГА на двухлетний период. Основным источником
средств являются взносы государств-членов,
которые рассчитываются исходя из платежеспособности
страны, в частности по таким критериям,
как доля национального
продукта в мировом хозяйстве иваловой внутренний
продукт на душу населения страны. Шкала оценок взносов, установленная
Ассамблеей, может менятьсяот 25% бюджета до 0,001%.
Долевые взносы по бюджету составляют:
США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция
— 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%,
РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай
— 0,9%. Государства, не являющиеся членами
ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий,
могут участвовать в расходах ООН в таком
соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан
— 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем
колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из
13 расходных статей более 50% расходов приходится
на Проведение общей политики, руководство
и координацию; службу общей поддержки
и обеспечения; региональное сотрудничество
в целях развития.
Программы ООН
Однако «семья» ООН или система учреждений
ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько
программ и органов. Это Программа
развития ООН (ПРООН), Программа ООН по
окружающей среде (ЮНЕП), а также такая
специализированная организация, как
Конференция ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными
соглашениями, представляют доклады Экономическому
и Социальному Совету и (или) Генеральной
Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты
и руководящие органы.
ЮНКТАД
Конференция ООН по торговле
и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена
в 1964 г. в качестве главного органа ГА по
данным проблемам прежде всего для ускорения
торгового и экономического становления развивающихся
стран, которые, обретя политическую
независимость, имеют значительные проблемы
в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов.
РФ и другие страны СНГ являются членами этой организации. Ежегодный
оперативный бюджет, финансируемый из
регулярного бюджета ООН, составляет около
50 млн. долл. Штаб-квартира расположена
в Женеве (Швейцария).
Организационная
структура ЮНКТАД
Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции
проводятся раз в четыре года на уровне
министров для определения главных направлений
работы.
Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий
непрерывность работы в период между сессиями.
Рабочие группы по среднесрочному планированию
и финансированию программ. Объединенная
консультативная группа по вопросам деятельности
Международного торгового центра ЮНКТАД
— ВТО.
Постоянные комитеты и временные
рабочие группы. Было создано четыре постоянных
комитета: по сырьевым товарам;
по снижению уровня нищеты; по экономическому
сотрудничеству между развитыми странами;
по развитию секторов
услуг, а также специальный комитет
по преференциям и межправительственная
группа экспертов по ограничительной
деловой практике.
Секретариат является частью Секретариата
ООН. В его состав входят службы координации
политики и внешних сношений,девять отделов (сырьевые
товары, международная
торговля, развитие услуг и эффективность
торговли, экономическое сотрудничество
между развивающимися странами и специальные
программы, глобальная взаимозависимость,транснациональные
корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые
страны, услуги в области управления и
оперативно-функционального обеспечения
программ) и объединенные подразделения,
работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два
вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию
по международным инвестициям и транснациональным
корпорациям и Комиссию по науке и технике
в целях развития.
Под эгидой ЮНКТАД заключен
ряд международных товарных соглашений,
созданы исследовательские группы по
сырьевым товарам с участием стран-производителей
и стран-потребителей, учрежден Общий
фонд для сырьевых товаров, подписаны
десятки конвенций и соглашений.
С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия)
проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД
— «Повышение согласованности между национальными
стратегиями и глобальными экономическими
процессами в целях экономического
роста, в частности, развивающихся
стран». Развивающиеся
страны показали свое стремление к
полноценному участию в международной
торговле, опоре на собственные силы, в
том числе за счет расширения торговли
по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу
о сельскохозяйственных субсидиях, используемых
развитыми странами, позволила «Группе
77» высказать их совместную позицию на
6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется
групповой принцип работы: государства-члены
разделены на группы по социально-экономическому
и географическому принципу. Развивающиеся
страны объединены в «Группу 77». В итоге
ХI сессии был принят документ — «Консенсус
Сан-Пауло», направленный на содействие
адаптации национальных стратегий развития
к условиям глобализации и укрепления
потенциала развивающихся стран. Было
объявлено о начале 3-го раунда торговых
переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках
Глобальной системы торговых преференций
(ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система
предусматривает снижение или отмену
таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми
странами (ПРС) в торговле с развивающимися
странами на невзаимной основе, т. е. без
требования встречных торгово-политических
уступок. На практике многие промышленно-развитые
страны добились разнообразных изъятий
(исключений) из своих схем преференций.
Тем не менее Глобальная система торговых
преференций содействует расширению экспорта
обработанной продукции из экономически
слабых государств.
Самостоятельные
учреждения ООН
К самостоятельным специализированным
учреждениям, функционирующим в рамках
системы ООН, относятМеждународную организацию
труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную
организацию ООН (ФАО),Международный
валютный фонд (МВФ), Всемирную организацию
интеллектуальной собственности (ВОИС),
Организацию ООН по промышленному развитию
(ЮНИДО) и др.
Нарастание разрыва между
бедными и богатыми странами, усиление опасности глобальных
конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в
США) стимулируют поиск решения проблем
регулирования и финансирования развития
во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002
г. прошли два форума: Всемирный саммит
по устойчивому развитию в Йоханнесбурге
(ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная
конференция по финансированию развития
в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта.
В итоге встреч были приняты соответственно
Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский
консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был
сделан на коллективной ответственности
за социально-экономическое развитие,
экологию на всех уровнях от местного
до глобального. Была отмечена необходимость
в сотрудничестве в таких областях, как
водоснабжение и санитария, энергетика,
здравоохранение, сельское хозяйство
и биоразнообразие. В Мексике проблема
устойчивого развития мира рассматривалась
с точки зрения его финансирования. Признается,
что имеется крайняя нехватка ресурсов,
необходимых для целей преодоления нищеты
и неравенства, изложенных в Декларации
тысячелетия ООН. Предложены соответствующие
либеральной идее развития, способы решения
проблемы: