Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:50, реферат
В России действует «президентская республика» с реально властвующим Президентом. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией РФ и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ 6
1.1. Зарождение института президентства в России 6
1.2. Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации 9
2. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСПОЛНЕ-НИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ 16
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 19
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности 25
2.4. Выборы Президента при досрочном прекращении полномочий 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
В России действует «президентская республика» с реально властвующим Президентом. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией РФ и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.
Конституционный статус реализуется в нормах Конституции РФ, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Конституция Российской Федерации – не застывший на бумаге текст, а живой, развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные акты. В то же время при условии разумного и бережного обращения с нею, Конституция РФ выступает важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни1.
Определяя статус Президента как главы государства, Конституция РФ коренным образом изменила его место в системе федеральных органов государственной власти. В прежней Конституции РФ Президент РФ характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Таким образом, Президент РФ был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов».
Целью данной курсовой работы является рассмотрение оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Основными задачами данной курсовой работы выступает изучение следующих вопросов:
- изучить зарождение института президентства в России,
- определить правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации,
- проанализировать конституционно-правовую процедуру отставки Президента РФ,
- рассмотреть конституционно-правовую процедуру досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия,
- рассмотреть конституционно-правовую процедуру отрешения Президента Российской Федерации от должности,
- установить порядок выборов Президента при досрочном прекращении полномочий.
Объект курсовой работы – общественные отношения, возникающие в рамках досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Предмет курсовой работы – правовое регулирование досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Методологической базой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним частно-научные методы: анализ и синтез, формально-логический, системный, сравнительно-правовой и другие.
Эмпирическую базу курсовой работы составляют российские нормативно-правовые акты – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжении Президента РФ, акты Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ.
Идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые – при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР – конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С.Хрущев предложил учредить пост президента. Но вскоре Н.С.Хрущев был смещен с должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР, а также Председателя Конституционной комиссии Верховного Совета СССР. Начатые Н.С.Хрущевым реформы были приостановлены, и вопрос о президенте был снят
Еще согласно ст. 119 Конституции СССР 1977 г. Президиум входил не в систему высшего органа государственной власти СССР, а в систему высших органов этой власти, так как он обладал собственной компетенцией, отличной от компетенции Верховного Совета2. Вместе с тем ряд статей Конституции возлагал на Президиум функции «главы государства», ибо сам Верховный Совет таких функций не выполнял. Тот факт, что система государственных органов возглавлялась Верховным Советом, а не Президиумом, не давал оснований, исходя из его компетенции, не признавать его «коллегиальным главой государства».
Такое положение Президиума сохранялось и в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 113, 115-117) вплоть до начала конституционной реформы в 1990 г. Компетенция Президиума Верховного Совета РСФСР стала значительно сокращаться в связи с введением поста Председателя Верховного Совета РСФСР, а затем и Президента РСФСР.
Так, по ранее действующей Конституции Российской Федерации с изменениями и дополнениями 1992 г. Президиум не входил в систему высших органов государственной власти. Из смысла ст. 107 Конституции РСФСР следовало, что частично функции Президиума взял на себя Верховный Совет России, его Председатель, а Президиум согласно ст. 113 Конституции России являлся «подотчетным Верховному Совету Российской Федерации органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и законами Российской Федерации».
Вместе с тем ст. 114 Конституции оставляла в компетенции Президиума ряд полномочий коллегиального главы государства, в частности, именно Президиуму Верховного Совета Российской Федерации предоставлялось право издавать указы и принимать постановления.
В России институт президентской власти учрежден сравнительно недавно. В бывшем СССР – в 1990 г. Вслед за его распадом аналогичный институт устанавливается в ряде республик Союза ССР. Введение поста Президента РСФСР было поставлено под сомнение решением Съезда народных депутатов – высшего представительного и законодательного органа государственной власти, высказавшегося против введения этого поста. По инициативе части депутатов Съезда данный вопрос вынесен на референдум, который высказался за учреждение поста Президента. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума3.
24 мая 1991 г. институт Президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»4 и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал именоваться Президентом Российской Федерации.
В соответствии с решением референдума в действовавшую на то время Конституцию РСФСР включено положение о посте Президента. 24 апреля 1991г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О Президенте РСФСР», а 12 июня 1991 г. ровно год спустя после провозглашения Декларации о государственном суверенитете РСФСР, путем прямых выборов избран первый Президент РФ. Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР.
Закрепленные в упомянутом Законе от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» пятнадцать правомочий Президента (ст. 5) заложили фундамент института Президента в России, сочетающий два основных компонента его статуса: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти (схема в Приложении 1).
Более высокий титул М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина как высшего должностного лица в государстве имел не только престижный характер, но и налагал весьма серьезные обязанности на Президента. Однако в отличие от союзного, Президент РСФСР в то время не был конституирован как глава государства и оставался только высшим должностным лицом РСФСР.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетель-ствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с исполнительной властью. Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.5
Проблема проведения досрочных президентских выборов весьма актуальна для российской политико-правовой действительности, которая содержит определенный правовой пробел по данной проблеме. Дело в том, что проведение досрочных президентских выборов в Российской Федерации не предусмотрено в действующей Конституции России, где четко зафиксировано, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который был избран. Вместе с тем ст. 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, как известно, три случая досрочного прекращения полномочий Президента и, следовательно, проведения досрочных президентских выборов: отставка; отрешение от должности; стойкая не способность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
Конституция РФ в ст. 92 предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ (схема в Приложении 2)6.
В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:
1) по инициативе самого
2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам – в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) по инициативе Федерального Собрания – в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.
Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.
Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.
Однако возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений, было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного Суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку может принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению.
Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои пол-номочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.
При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации7.
Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий президента РФ