Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 20:50, реферат
В России действует «президентская республика» с реально властвующим Президентом. Он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Именно Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией РФ и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ 6
1.1. Зарождение института президентства в России 6
1.2. Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации 9
2. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСПОЛНЕ-НИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Конституционно-правовая процедура отставки Президента РФ 16
2.2. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 19
2.3. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности 25
2.4. Выборы Президента при досрочном прекращении полномочий 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
При прекращении полномочий Президента до избрания нового Председателю Правительства решает только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством (3 месяц), но за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правитель-ства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента РФ.
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»34 в случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 статьи 5 срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.
Юридическое основание всесилия президентской власти кроется в ст. 80 Конституции, которая определяет статус Президента. Согласно данной статье Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Правовыми основаниями прекращения полномочий Президента РФ являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.). Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно. Конституция РФ в статье 92 предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ, о которых говорилось в данной работе.
Совершенно очевидно, что уличить Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого преступления, да еще силами Государственной Думы, не обладающей никакими процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное.
В целях установления реальной конституционной ответственности Президента РФ представляется необходимым, в первую очередь, устранить пробелы в действующем конституционном законодательстве, в частности расширить перечень оснований привлечения к ответственности, во-вторых, упростить процедуру отрешения от должности главы государства.
Можно спорить об основаниях отрешения президента от должности, можно вносить изменения в его процедуру, но любое решение этих вопросов должно быть подчинено основной и неизменной идее этого института: в государстве, где действительно правит народ, каким бы влиянием ни пользовался человек и на каком бы высоком посту ни находился, он должен подчиняться законам, обязательным для всех других граждан.
Нормативно-правовые акты
Научная и иная литература
Материалы судебной правктики
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: БЕК, 2012. – С.3
2 Златопольский Д.Л. Верховный Совет СССР – выразитель воли народа. – М., 1982. – С.35
3 О Президенте РСФСР: Закон РСФСР от 24.04.1991 года № 1098-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 25.04.1991, № 17, ст. 512. Утратил силу.
4 Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика: Закон РСФСР от 25.12.1991 года № 2094-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 09.01.1992, № 2, ст. 62.
5 Конституционное право России: Учебное пособие / Д.Б.Катков, Е.В.Корчиго; Отв. ред. Ю.А.Веденеев. – М.: Юриспруденция, 2010.
6 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1994 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
7 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 2012.
8 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 2013.
9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
10 О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 года № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 12.02.2001, № 7, ст. 617.
11 О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 года № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ, 12.02.2001, № 7, ст. 617.
12 Институт досрочного прекращения исполнения полномочий президента Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02. – Конституционное право; Муниципальное право / С.С.Алборова; Науч. рук. Р.М.Дзидзоев. –Ростов-на-Дону, 2009. – С. 23.
13 Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2010. – С. 45.
14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – с. 403
15 Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып.2. – М.: Юрайт, 2008. – с. 81
16 Там же. С. 287
17 Там же. С. 154
18 Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 года № 1761 // Собрание законодательства РФ, 03.01.2000, № 1 (ч. II), ст. 109.
19 О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.1999 года № 1762 // Собрание законодательства РФ, 03.01.2000, № 1 (ч. II), ст. 110.
20 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 2012.
21 По делу о толковании статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 года № 12-П // Собрание законодательства РФ, 17.07.2000, № 29, ст. 3118.
22 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 2013.
23 О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19.09.1996 года № 1378 // Собрание законодательства РФ, 23.09.1996, № 39, ст. 4533. Утратил силу.
24 О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.11.1996 года № 1535 // Собрание законодательства РФ, 11.11.1996, № 46, ст. 5240.
25 О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.11.1996 года № 1534 // Собрание законодательства РФ, 11.11.1996, № 46, ст. 5239. Утратил силу.
26 Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып.2. – М.: Юрайт, 2008. – с. 241
27 Брежнев О.В. Судебный конституционной контроль при досрочном прекращении полномочий Президента РФ: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009 № 19. С. 28
28 Институт досрочного прекращения исполнения полномочий президента Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С.С.Алборова; Науч. рук. Р.М.Дзидзоев. – Ростов-на-Дону, 2009. – С. 23.
29 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
30 Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. с. 18
31 Тюков Н.А. Некоторые аспекты истории института Президента в республиках РФ. // Государство и право. 2007. № 4. С.22.
32 Конституция Российской Федерации. Часть 3 статьи 93.
33 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов и юридических факультетов. – М.: Норма-Инфра-М, 2008. – С. 302.
Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий президента РФ