Основные концепции происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность предоставленной мне для изучения темы заключается в том, что правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Поэтому такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права.
Сегодня Беларусь в ходе экономических и социальных реформ, в своем развитии движется в направлении к правовому государству, и поэтому, я считаю, что понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1. Общественный строй и социальные нормы первобытного общества

1.1. Общественный строй и родоплеменная организация первобытнообщинного общества………………………………. . . . . . . . .

5
1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе. . . .
7
Глава 2. Закономерности происхождения государства и права

2.1. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства
11
2.2. Возникновение права. Его отличительные признаки……………….
17
Глава 3. Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права

23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Список использованных источников .. . . . . . . . . . . . . . . ………………..
33

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

Кафедра историко-правовых дисциплин

 

 

 

 Допущена к защите

 Заведующий кафедрой

 историко-правовых дисциплин

 

 Регистрационный № _/3 курс.

 Дата регистрации___.____.20__г.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая теория права»

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(название темы курсовой работы)

 

 

 

 

 

 Автор курсовой работы:

  3 курс, ФЗО

   (курс, отделение, факультет)

 (специальное звание, И.О. Фамилия)

 

 Руководитель курсовой работы:

 Старший преподаватель кафедры

      (должность руководителя курсовой работы)

 ____________________________

            (специальное звание, И.О. Фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава 1. Общественный строй и социальные нормы первобытного общества

 

1.1. Общественный строй и родоплеменная организация первобытнообщинного общества………………………………. . . . . . . . .

 

5

1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе. . . . 

7

Глава 2. Закономерности происхождения государства и права

 

2.1. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства

11

2.2. Возникновение права. Его отличительные признаки……………….

17

Глава 3. Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права

 

23

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

Список использованных источников .. . . . . . . . . . . . . . . ………………..

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место дискуссии и в настоящем.

Вопросами происхождения государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют опубликованные на рубеже XIX - XX веков работы известных ученых, юристов, философов: Муромцева С.А. Коркунова Н.М., Трубецкого Е.Н., Шершеневича Г.Ф., Михайловского И.В. и других.

О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии, учебники и учебные пособия по данной тематике. В числе таких работы Денисова А.И., Кареловой М.П., Кечекьяна С.Ф., Федосеева А.С.,  Мокичева К.А.

Данная работа посвящена рассмотрению вопросов о возникновения государства и  права, в связи с этим, целью курсовой работы является  изучение  и освещение вопросов происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели мною были изучены и произведен   анализ учебной и общеюридической литературы таких современных исследователей права как Черниловский З.М., Кутафан О.Е., Лазарев В.В., Фактуллин Ф.Н., Марозова Л.А., Пиголкин А.С. и других авторов.

Актуальность предоставленной мне для изучения темы заключается в том, что правильное понимание любого  социального  явления  невозможно  без знания его исторических корней,  того,  в  каких  условиях  данное  явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Поэтому такой исторический  подход  необходим  для  познания  и  уяснения  сущности государства и права.

Сегодня Беларусь в ходе экономических и социальных реформ,  в своем  развитии  движется в направлении к правовому государству, и поэтому, я считаю, что понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину.

Данная курсовая работа состоит из трех основных  глав. Первую главу курсовой работы я посвятил вопросам изучения общественного строя и развития социальных норм первобытного общества и нормам общественной власти при нем, которые предшествовали возникновению  государства.  

Вторая глава посвящена изучению причин и закономерностей возникновения государства и права, раскрытию основных признаков государства и права.

В третьей главе я попытался раскрыть характеристики  самых известных и  распространенных теорий   происхождения государства и права.

 

ГЛАВА 1.

  Общественный строй и социальные нормы первобытного общества

 

    1. Общественный строй и родоплеменная организация первобытнообщинного общества

 

Познание государства и права я начну с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

Самые ранние формы объединения предков современного человека —  архоантропов и палеоантропов — были связаны с (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и  совместного добывания пищи. Такими формами были  отдельные "семьи", но  наиболее известны  группы,  образующие  первобытное  стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской (олдувайской) культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий,  которыми  служили грубо обработанные палки, колья, камни.

Только спустя тысячелетия первобытные люди научились  делать  своими  руками более  совершенные  орудия  палеолитической  культуры  (древнего  каменного века): грубо обработанные  каменные  копья,  топоры,  скребки,  костяные  и каменные  "крючки"  для  рыбной  ловли,  стали  добывать   огонь,   строить примитивные жилища. В это время возникают более  устойчивые  формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется  первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. [1, с.29]

Прежние "дородовые" объединения не были  устойчивыми,  не  могли  обеспечить условий  сохранения  и   развития   человека   как   биологического   вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не  только инстинктов,  но  и  памяти, навыков  сознания, членораздельной  речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и  закреплена  без  объединения  рода  как  наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. 

Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не  давало здорового потомства. Поэтому установление экзогамии (брачных отношений только между представителями  разных  родов)  явилось   одной   из   важнейших закономерностей эволюции человечества. [2, с.34]

Род имел большое значение как устойчивая  форма общежития  и  для  развития первобытного производства, его материальной культуры. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного  века)  хозяйство  родового  строя было добывающим, то  есть  готовый  продукт получали  от  дикой  природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле.  Лишь  на  позднейших этапах  родового  строя  появляются  зачатки  мотыжного  земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были  трудиться  на  общее  благо и коллективно защищать интересы  своего  рода.

Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей,   собирательством  плодов,  составлял  общую собственность общины и делился среди членов рода поровну, однако  прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.

Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной  общины  был  в те  времена  единственно  возможной,  естественной  формой   связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным  признаком  родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и  более  скромный доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины  часто бывала ведущей, а род у многих  предков  современных  народов  строился  на основе  матриархата. Известны,  однако,  и  древние  патриархальные   роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян). [3, с. 76]

Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община  сохраняла свою роль не только в глубокой древности,  но  и  на  последующих  ступенях развития цивилизации — в период становления  раннефеодальных  государств  у древних германцев,  англосаксов,  славянских  народов,  а  также  в  период развития раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры. [4, с. 32]

Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой  первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую   кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства  и  проистекающими  из  этих  условий  равенством  социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

 

1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

 

Общая собственность на продукты производства и  социальное  единство  внутри родовой общины порождали и соответственные им формы   организации общественной власти и управления делами общины.

В осуществлении общественной власти участвовали все  взрослые  члены  рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся  всего  рода, решались общим собранием.

Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей  охоты,  которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и  вождей  базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников и воинов.

Споры  между  членами  общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением: оно состояло, как  правило,  в  наложении  обязанностей  за провинность. Крайней  формой  наказания было  изгнание  из  общины.  В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей или старейшин. 

Род  давал  защиту  всем  своим членам  от  внешних  врагов  как  своей  военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть  сородича. Все эти  функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись  самими  членами  рода.  Не  было  и особого  аппарата принуждения и ведения  войн.  Вооруженную  силу  составляли  все   мужчины, способные носить оружие. [5, с.57]

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе  как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо  имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни  государственно-политических форм.

По современной этнографической  терминологии  власть в первобытном обществе называется потестарной ( от латинского рoteslas (potestus) — власть, мощь), но это была еще не политическая власть. Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но  и на возможности принуждения, нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании  и поддержании  обычаев  большое  значение  имели   религиозные,  мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных  духов  и  культ  духа  предков,  от которых проистекали обычаи рода.  В  обычаях содержались  непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие  образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.

Информация о работе Основные концепции происхождения государства и права