Основные концепции происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность предоставленной мне для изучения темы заключается в том, что правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Поэтому такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права.
Сегодня Беларусь в ходе экономических и социальных реформ, в своем развитии движется в направлении к правовому государству, и поэтому, я считаю, что понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1. Общественный строй и социальные нормы первобытного общества

1.1. Общественный строй и родоплеменная организация первобытнообщинного общества………………………………. . . . . . . . .

5
1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе. . . .
7
Глава 2. Закономерности происхождения государства и права

2.1. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства
11
2.2. Возникновение права. Его отличительные признаки……………….
17
Глава 3. Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права

23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Список использованных источников .. . . . . . . . . . . . . . . ………………..
33

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных  родов и племен  в  единые  народы. 

В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим  богам,  имел  свой  "тотем" (своего  "идола").  В   период   объединения   племен   религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", верховных  (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились  объединить  племена общими религиозными канонами. Такое значение имели,  например, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ  покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти  господствующих  племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала  продлением  выборного срока,  а  затем, пожизненного и наследственного (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное   значение   производственного прогресса, а также имущественной  и  социальной,  в  том  числе  классовой, дифференциации как  причины  преобразования  первобытнообщинного  строя  в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство,  мы до сих пор не  можем  считать, что только этими  факторами  исчерпываются  условия  и причины возникновения (происхождения) государства. К числу последних  следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины,  переход к территориальной организации населения, а также усиление  войн  и  военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ  и на укрепление верховной царской государственной власти. Все эти факторы связанные воедино привели к тому, что произошло  разложение первобытнообщинного строя и началось зарождение государства.

 

2.2. Возникновение права. Его отличительные признаки.

 

Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Обычаи возникали в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства.

  Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу, которые являлись средством охраны обычая. Впервые обнаруженное у полинезийцев, табу было открыто затем у всех народов, находящихся на определенной ступени развития. Благодаря табу первобытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечившей добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья от чрезмерного, необоснованного уничтожения, оно обеспечивало данную форму разделения труда и данные условия существования людей в коллективе.  Система табу регламентировала в той или иной степени почти все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной. «Примитивный человек очень боялся нарушить табу, ибо за это, по его представлениям, верованиям, последует наказание духов». «Таким образом, табу представляет собой не что иное, как религиозную форму, облекавшую реальное содержание, особый род санкции; следующий за отклонение от господствующей в обществе идеологии». Само по себе табу не создает ни обычая, ни морали, но оно с необыкновенной силой закрепляет обычай, защищает его». [13, с. 69-75]

Являлись ли первобытные обычаи правом? Некоторые из современных исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право, так как обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества. Поэтому вполне можно их называть "мононормами" потому, что в первобытных обычаях синкретически, т.е. в единстве, были  выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала, специфичные для этого периода истории человечества.

  По мере перехода человечества от присваивающей к производящей экономике система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности, с соблюдением, так называемых, агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появление нового вида социального регулятора - права.

Формирование права шло несколькими путями.

Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Обычаи носили синкретический характер, имели вид общих нравственных предписаний. Однако, замечу, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению.

Во-вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу и религиозные правила постепенно заменялись такими социальными институтами, как армия и суд. Суды сыграли очень важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям.

Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло, однако при помощи обычаев нельзя было регулировать неизвестные ранее общественные отношения, складывавшиеся в процессе его развития. В связи с этим государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

Итак, право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

В связи с этим, право представляло собой «систему общеобразовательных, государственно-принудительных норм (правил) поведения, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений». [14, с. 13] 

Таким образом, возникает принципиально новая система - право, которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, таких как культ, табу, обычаи, можно выделить признаки права, то есть, существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе и о его отличии от иных социальных норм. К этим признакам относятся такие правовые нормы как: социальность, нормативность, обязательность, формализм, процедурность, институциональность и объективность. Я считаю необходимым кратко рассмотреть все вышеперечисленные признаки:

- социальность – этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение добываемого продукта, господство классов или социальных групп в обществе, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений, а также другие сферы, связанные с организационной и социальной жизнью общества;

- нормативность – здесь право выступало как система норм (правил поведения), установление масштаба и меры поведения, определяющие границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного;

           - обязательность – эта правовая норма обеспечивала возможность государственного принуждения, то есть наделялась не только идеологическим механизмом (авторитет, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий;

- формализм – эта норма, как правило, фиксировалась в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм защищал право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора, что работало на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения и соблюдения правил поведения;

- процедурность – при ней право как система норм включало в себя четкие процедуры: процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией, армией и т. п.

- институциональность – при ней появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляли определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших правил поведения, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент);

- объективность – этот признак указывал, что право не даруется какой-либо внешней силой обществу, оно, так же, как и государство, одно из условий осуществления политически организованного общества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но новые исторические данные позволяют, именно в системе указанных признаков, определить право. При этом, по моему мнению, следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому пласту раннеклассового общества дает только вся совокупность этих признаков, и только в совокупности они и определяют социальную ценность права.

Таким образом, можно сделать вывод, что право - это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства. [15, с. 32]

Итак, подведя итог, я прихожу к следующему выводу, возникновение государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации. Поэтому, в  условиях  цивилизации  резко осложняется задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего (естественного) функционирования  и возникает необходимость в особой  политической организации  общества - в формировании государства как особой  организации  политической  власти,  то есть власти, опирающейся на аппарат принуждения, а также на формирующееся право, как на систему, закрепляющую те или иные правовые нормы (традиции, обычаи).

Рожденное  обществом, государство призвано обеспечивать его целостность и управляемость, оно выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Государство интегрирует общество, выражает и официально представляет данное  общество  в  целом.   Кроме того, эта организация по управлению делами всего общества,  решающая  его  проблемы,  оно является  политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом.

Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Поэтому смело можно утверждать, что при помощи государства и права и создается в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе  как  едином государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права.

 

Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Поэтому еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому я остановился лишь на некоторых, наиболее известных и распространённых, к которым отнесены следующие теории: теологическая (божественная), патриархальная, договорная, теория насилия и психологическая.

Для того, чтобы узнать суть каждой из представленных теорий я кратко рассмотрю каждую из них.

Теологическая теория. Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей.

Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В соответствии с данной теорией государство существуют вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Информация о работе Основные концепции происхождения государства и права