Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в комплексном научно-техническом анализе правовых аспектов коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности, включающем обоснования юридических особенностей, характеристик и форм такого использования.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
сформулировать понятие интеллектуальной собственности и рассмотреть основные институты права интеллектуальной собственности;
проанализировать использование объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности и изучить правовые формы коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности;
рассмотреть защиту прав объектов интеллектуальной собственности.
Методы используемые в данной курсовой работе приведены следующие: сравнительно-правовой, логический метод и метод критического анализа теоретического материала.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы с параграфами, заключение, список используемой литературы.
Введение………………..…………………………………………………….…...3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………….…………5
1.1. Понятие интеллектуальной собственности………………………………….....5
1.2. Основные институты права интеллектуальной собственности…………...6
1.2.1. Авторское право………………………………………………………………6
1.2.2. Смежные права………………………………………………………………11
1.2.3. Патентное право……………………………………………………………...13
1.2.4. Товарный знак и иные средства индивидуализации……………………….15
1.2.5. Ноу-хау…………………………………………………………………….20
II. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...........................................................................................22
2.1. Понятие предпринимательской деятельности и ее взаимосвязь с объектами интеллектуальной собственности…………………………….........22
2.2. Правовые формы коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности………………………………………………………………………25
2.3. Ответственность за нарушение прав объектов интеллектуальной собственности………………………………………………………………………32
Заключение………………………..…………………………………………….39Список использованной литературы……………………………...………...41
Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.
Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.
Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4): а) на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации; б) если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года; в) на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи; г) на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю; д) исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных; е) исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.
По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.
1.2.3.
Патентное право
Патентное право — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изготовление, применение, продажа, иное введение в гражданский оборот) объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентом. Упомянутые объекты интеллектуальной собственности называются также промышленной собственностью.
Российское законодательство не содержит в явном виде определения патента, но на практике под патентом понимается документ, выдаваемый от имени государства лицу, подавшему заявку в установленном законом порядке, в подтверждение его прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. «Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец». Под правом авторства понимается право признаваться автором изобретения. Под исключительным правом понимается то, что использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения.
Объектами патентного права являются:
1.2.4. Товарный знак и иные средства индивидуализации
Товарный знак — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При этом, обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, называется знаком обслуживания. В соответствии со ст. 1477 IV части ГК РФ правила кодекса о товарных знаках распространяются на знаки обслуживания.
Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться, т.е. разрешать использование на условиях, обозначенных в лицензионном договоре, обязательным к регистрации в Роспатенте и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).
Следует подчеркнуть, что право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц и предпринимателей, товаров, работ, услуг и предприятий.
Регистрация
права на товарный знак и знак обслуживания
носит территориальный
Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности: на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью; при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания); на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров; в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными (логотип), комбинированными (комбинация изобразительных и словесных элементов в товарном знаке), звуковыми (рекламный перезвон — строго зафиксированной последовательности нот может служить товарным знаком), трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.
Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Посмотрите, например, на кредитную карточку, вы увидите маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они совпадают до степени смешения. Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов.
Существует
целый ряд разнообразных
Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются: словесными; произвольными или вымышленными обозначениями; именами; слоганами; содержащими элементы; цифры; буквы; картинки или символы; звуками и др.
Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе.
Использование
вместо товарного знака
В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений, которые указаны в ст. 1483 ГК РФ.
Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован.
В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок «®», буквенные сочетания «ТM» (сокращение от trademark), «SM» (сокращение от service mark), а также слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак»2, «Marque deposee», «Marca registrada».
Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использованна только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.
Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака, что подкрепляется статьей 5D Парижской Конвенции.
Обозначение Trade mark ™, «TM» или «™», не регулируемое законодательством в России, в зарубежных странах обычно обозначает, что заявка на товарный знак уже подана и при использовании этого наименования после регистрации товарного знака можно получить претензию правообладателя.
Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.
Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.
Помимо товарного знака существуют и иные средства индивидуализации.
1.Сертификационный знак. Этот знак не является товарным знаком. Сертификационный знак указывает на то, что товары или услуги, в связи с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик. Сертификационный знак может быть использован только в соответствии с определенными стандартами. Законодательство о товарных знаках не распространяется на сертификационные знаки. Законом о техническом регулировании предусмотрена регистрация сертификационных знаков, которые указывают на установленные стандарты, соблюдаемые для товаров, снабженных знаком.
2. Фирменное наименование охраняется в соответствии со ст. 1473 IV части ГК РФ. Фирменное наименование — это наименование, под которым коммерческая организация (юридическое лицо) выступает в гражданском обороте и которое определено в его учредительных документах и было включено в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование, широко используется при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков и используется как инструмент продвижения товаров и услуг фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей и являются составляющими такого маркетингового понятия как «бренд». Юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ должно иметь полное наименование и может иметь сокращенное наименование на русском языке. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации.