Особенности и эффективность перевозки грузов при прямом смешанном сообщении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является научно-методический анализ организации систем транспортировки грузов в смешанном сообщении на основе четкого взаимодействия и координации разных видов транспорта.
Для достижения этой цели в рамках данной работы поставлены следующие основные задачи:
- исследовать основные понятия и структуру внешнеторговых грузопотоков смешанного сообщения, вопросам организации и управления доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении;
- проанализировать виды соглашений, договоров и документации, относящейся к перевозке грузов при прямом смешанном сообщении;
- проанализировать эффективность грузоперевозок в различных видах транспорта в смешанном сообщении (в железнодорожном, автомобильном, и водном транспорте);
- разработать рекомендации по улучшению качества и повышению эффективности осуществления перевозки грузов при прямом смешанном сообщении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Основные особенности и принципы перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
1.1. Основные правовые положения перевозки грузов в прямом смешанном сообщении…………………………………………………………………..…….6
1.2 Договор перевозки в прямом смешанном сообщении……………….….…9
1.3 Особенности оформления перевозки грузов при прямом смешанном сообщении…………………………………………………………………..……11
Глава 2. Эффективность перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в различных видах транспорта
2.1 Железнодорожно-автомобильные перевозки и их эффективность….…..18
2.2 Смешанные перевозки "река—море" и их эффективность………………..20
2.3 Железнодорожно-водные перевозки и их эффективность………………….22
2.4 Меры по повышению эффективности перевозке грузов при прямом смешанном сообщении……………………………………………………….…26

Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………...……...…….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.12 Кб (Скачать файл)

Как было сказано ранее заключение договоров перевозки в прямом смешанном сообщении регулируется ст. 788 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК), главой XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ), главой V Устава железнодорожного транспорта РФ (далее – УЖТ). Несколько норм, касающихся данного вида перевозок, содержатся в Кодексе торгового мореплавания РФ (далее – КТМ).7

В соответствии с указанными нормами  договор перевозки в прямом смешанном  сообщении представляет собой соглашение, по которому груз, отправленный грузоотправителем, перевозится в пункт назначения двумя или большим количеством  перевозчиков и выдается уполномоченному  на его получение грузополучателю. На всем пути следования груза его сопровождает единственный транспортный документ (транспортная накладная), оформленный на весь маршрут (ст. 104 КВВТ, ст. 65 УЖТ). Срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки всех видов транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов (ст. 109 КВВТ, ст. 75 УЖТ). За утрату или порчу или иное ненадлежащее состояние полученного груза грузополучатель предъявляется претензии к последнему перевозчику, который выдал ему груз (ст. 403 КТМ).

Обязанности по обеспечению сохранности  груза, перевозимого в прямом смешанном  сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие  в его перевозке. Имущественная  ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ, п. 1 ст. 114 КВВТ). Охрана грузов в портах (пунктах) перевалки согласно ст. 79 УЖТ осуществляется портами, тогда как п. 1 ст. 114 КВВТ предусматривает, что эта обязанность лежит на организации, осуществляющей перевалку грузов, что свидетельствует об очередной ведомственной неразберихе и необходимости скорейшего принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Плата за перевозку груза в прямом смешанном сообщении взимается: в пункте отправления - с грузоотправителей; в пункте перевалки - с грузоотправителей  или грузополучателей; в пункте назначения - с грузополучателей или грузоотправителей (ст. 113 КВВТ, ст. 76 УЖТ).

Расходы, понесенные транспортными организациями  в связи с оборудованием вагонов, речных и морских судов для  многоярусного размещения грузов, а  также в связи с размещением  тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и креплением их в вагонах, на морских и речных судах, осуществленными  в пунктах перевалки, относятся  на грузополучателя. С грузоотправителя может быть также взыскан штраф  за задержку по его вине вагонов  или контейнеров в пунктах  перевалки.

Вопрос субъектного состава  договора перевозки в прямом смешанном  сообщении долгое время является предметом научных споров, в то время как его решение позволило  бы усовершенствовать схему заключения договора перевозки в прямом смешанном  сообщении и облегчить разрешение ряда проблем, связанных с ответственностью перевозчиков перед клиентами –  грузоотправителем и грузополучателем.8

 
1.3 Особенности перевозки грузов  при прямом смешанном сообщении

Важное  значение при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении имеют сроки начала приема грузов в перевалочных пунктах при открытии навигации и сроки прекращения приема грузов перед закрытием навигации. Своевременное уведомление об этом способствует своевременной доставке грузов по назначению. Правила перевозок грузов обязывают транспортные организации, в ведении которых находятся перевалочные пункты, сообщать об этом соответствующим транспортным организациям, которые вправе предъявлять грузы к передаче не позднее чем за 20 суток до наступления этих сроков. Указанные сроки объявляются в сборниках правил перевозок и тарифов соответствующих видов транспорта. Их публикация связана со своевременным оповещением грузоотправителей и других железных дорог о сроках начала и окончания приема грузов к перевозке в прямом смешанном сообщении. Эти сроки имеют немаловажное значение для транспортных организаций, отгружающих грузы, и нарушение их (преждевременная отгрузка, отгрузка после закрытия навигации) приводит, как правило, к правовым последствиям - грузы задерживаются в пути, сроки их доставки удлиняются, нередко происходит порча груза.

После получения  извещения о сроках начала приема грузов в портах от железных дорог  порты перевалки принимают к  перевозке лишь те грузы, которые  могут быть согласно срокам, действующим  на железнодорожном транспорте, доставлены в пункты перевалки к началу срока  приема грузов, объявленному портами. По получении извещения о сроках окончания приема грузов железные дороги принимают к перевозке лишь те грузы, которые могут быть доставлены в пункты перевалки не позднее  сроков окончания приема ими грузов. Грузы, которые должны быть доставлены железными дорогами ранее наступления  или позднее окончания этих сроков, к перевозке не принимаются. Это  делается для того, чтобы в пунктах  перевалки не создавалось скопления  грузов, ожидающих открытия или окончания  навигации, и не нарушались при этом установленные сроки доставки. Вместе с тем законодательство, регулирующее перевозки грузов в прямом смешанном  сообщении, допускает в отдельных  случаях досрочный прием и  хранение грузов до открытия навигации. Это делается для того, чтобы накопить грузы и обеспечить ими первые рейсы судов речных и морских пароходств.

На практике иногда возникают ситуации, когда  грузы, принятые речными или морскими перевозчиками от железной дороги, не могут быть доставлены по назначению в связи с прекращением навигации. В этом случае перевозчик должен потребовать  от грузоотправителя указания о переадресовке  груза или о сдаче его на месте в порту (пристани) перевалки. Грузоотправитель обязан в десятидневный  срок с момента получения извещения  о невозможности дальнейшей перевозки  водным транспортом дать указание о  том, как поступить с грузом. На практике нередки случаи, когда перевозчик железнодорожного транспорта доставляет вверенный ему груз после наступления  объявленного срока окончания приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Все последствия  такой доставки возлагаются на этого  перевозчика. В соответствии с Правилами  перевозок грузов в прямом смешанном  сообщении грузы, принятые железной дорогой к перевозке с нарушенными  сроками и доставленные в пункты перевалки после объявленного срока  прекращения приема, при следовании их в железнодорожные пункты направляются станцией перевалки по назначению в  прямом железнодорожном сообщении.

 Изменение  маршрута допускается лишь с  письменного согласия грузоотправителя. В случаях, когда груз следует  в водный пункт, где железнодорожной  станции не имеется, он может  быть передан порту, с его  согласия, на хранение. При этом  железная дорога пункта перевалки  запрашивает грузоотправителя, как  поступить с грузом. Грузоотправитель  обязан дать ответ в пятидневный  срок с момента получения запроса.  Хранение этих грузов в портах  в пределах срока, необходимого  для получения указания от  грузоотправителя, оплачивается железной  дорогой. Взысканная портом с  железной дороги плата за хранение  свыше десяти дней включается  железной дорогой в накладную  для взыскания с получателя  при выдаче груза, если от  грузоотправителя не было получено  своевременного указания, как поступить с грузом. При сдаче груза к перевозке в прямом смешанном сообщении грузоотправитель обязан вручить пункту отправления накладную, которая сопровождает груз на всем пути его следования.

Особенностью  перевозок грузов в прямом смешанном  сообщении является то, что эта  перевозка осуществляется по единому  перевозочному документу, составленному  на весь путь следования, хотя в этом виде перевозки участвуют несколько  видов транспорта. Это означает, что правоотношение, участниками  которого являются различные виды транспорта, возникает на основании единого  договора перевозки, который заключает  грузоотправитель с перевозчиком в  пункте отправления.

Накладная составляется на имя определенного  грузополучателя и подписывается  грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Она является товаросопроводительным документом и письменным доказательством  как факта заключения договора перевозки  в прямом смешанном сообщении, так  и его содержания. Содержание накладной  не может быть доказано никакими другими  документами, кроме как самой  накладной. Поэтому при ненадлежащем исполнении транспортным предприятием своих обязанностей по перевозке  грузов в прямом смешанном сообщении  грузоотправитель либо грузополучатель вправе предъявить какие либо требования к перевозчику лишь при наличии накладной.

Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, стоимости  перевозки, степени использования  грузоподъемности, скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке, времени передачи груза с одного вида транспорта на другой. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки. Помимо накладной  грузы в прямом смешанном сообщении  сопровождаются на всем пути следования передаточной (дорожной) ведомостью, которая составляется железнодорожной станцией (либо пристанью) отправления груза. Подлинная ведомость всегда следует вместе с грузом до станции или порта (пристани) назначения, а копия остается в пункте перевалки у сдающей стороны.

Кроме того, передаточная ведомость  выполняет и другую важную функцию. Она является документом, в соответствии с которым каждый последующий  соперевозчик, подписывая ее, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучателя.

Помимо этого в передаточной ведомости дается краткая характеристика самого груза. Передаточные ведомости, свидетельствующие о фактической передаче груза, имеют большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, так как именно с момента подписания передаточной ведомости ответственность за сохранность груза возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки. Ответственность за груз до оформления передачи лежит на сдающей стороне. Вместе с тем при перевалке грузов с водного транспорта на железнодорожный возникает любопытная ситуация. Порожние вагоны подаются на территорию порта (пристани), и последний, разгружая судно, производит перегрузку груза в вагоны, т.е. все перевалочные работы в этом случае выполняются портом. На железную дорогу возлагается обязанность пломбирования вагонов, которые были загружены в портах.

Таким образом, железная дорога пломбирует вагоны, которые не были ею загружены, и с этого момента несет  ответственность за несохранность груза перед грузополучателем.

Такая же ситуация наблюдается при  перевалке грузов с железной дороги на автомобильный транспорт, где  перевалочные работы осуществляет железная дорога.

Указанный порядок пломбирования  грузов находится в противоречии с правилом, когда обязанность  пломбировать транспортные средства возлагается  на того, кто должен их загружать. Действующий  порядок способствует возложению ответственности за фактически неисправную перевозку на железные дороги и в случаях отсутствия их вины.

Следует отметить, что все проблемы, связанные с сохранностью грузов, которые возникают при перевалке  грузов с водного транспорта на железнодорожный  или автомобильный, исчезают в случаях, когда груз следует в контейнерах. Особенностью перевалки грузов в  контейнерах с водного транспорта на железнодорожный или автомобильный  является то обстоятельство, что контейнеры с грузом сдаются портам и принимаются  от них железной дорогой или автомобильным  транспортом без перевески, по внешнему осмотру состояния контейнеров  и пломб.

В настоящее время на транспорте используются 10, 20 и 30-тонные контейнеры, что позволяет значительно расширить  применение контейнерных перевозок. А  это, в свою очередь, играет важную роль в обеспечении сохранности грузов при перевозках в прямом смешанном  сообщении. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении у соперевозчиков возникает обязанность по своевременной передаче перевозимых ими грузов. Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении предусмотрено, что передача грузов в пунктах перевалки производится по передаточным ведомостям. Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, последовательное начисление причитающихся водному и железнодорожному транспорту сборов и платежей, время фактического приема груза принимающей стороной.9

Сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне  только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны поставить календарные штемпели дня предъявления передаточных ведомостей.

Передавая груз транспортной организации, грузоотправитель лишен возможности обеспечить сохранность  этого груза в пути. В связи  с этим перевозчикам необходимо проводить  мероприятия, которые осуществил бы в данных условиях собственник, и, более  того, проявлять заботу, свойственную организациям, занимающимся хранением  товаров и других вещей. Расходы, связанные с приведением тары в надлежащее состояние, во всех случаях  относятся на счет грузоотправителя, за исключением тех случаев, когда  неисправность тары является результатом  небрежного отношения к ней перевозчика.

Информация о работе Особенности и эффективность перевозки грузов при прямом смешанном сообщении