Особенности мировой юстиции в уголовном судопроизводстве Российской
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 23:39, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. Происшедшие в последнее время изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни общества привели к смене приоритетов социальных ценностей и совершенствованию законодательства. Демократические преобразования, осуществляемые в России, нацелены на построение правового государства, основанного на общечеловеческих ценностях, приоритетной охране прав и свобод человека. Процессы демократизации и проявляемое в таких условиях внимание к отдельной личности с неизбежностью потребовали соответствующих законодательных реформ с целью создания реального механизма обеспечения прав человека и гражданина.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ. 1.1. История развития законодательства, регулирующего деятельность мировых судей. 1.2. Становление и развитие мирового суда в зарубежных странах. 1.3. Организационно-правовая характеристика института мировых судей в Российской Федерации. ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ. 2.1. Особенности судебного разбирательства у мирового судьи по делам частного обвинения. 2.2. Компетенция мирового судьи при рассмотрении дел публичного и частно-публичного обвинения. 2.3. Обжалование судебных решений, вынесенных мировыми судьями: понятие, порядок, сроки и последствия обжалования.
по специальности "Уголовный
процесс, криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность",
Исаева, Анна Владимировна, Санкт-Петербург
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренный перечень проблем
становления, организации и деятельности
мирового судьи, пересмотра его судебных
постановлений позволяет сформулировать
следующие выводы и рекомендации.
1) Сущность современных
мировых судей в России состоит
в том, что они являются должностными
лицами, носителями судебной власти,
судьями судов общей юрисдикции,
судьями и судом субъекта РФ,
низшим звеном единой судебной
системы, наделяемым полномочиями
в особом, более демократичном
порядке, имеющим специальную ограниченную
юрисдикцию.
2) Действующее федеральное
законодательство не 'отразило тех
целей и задач, которые стоят
перед мировыми судьями. Указанное
обстоятельство негативно сказывается
на качестве судебной власти,
в том числе на судоустройстве
и судопроизводстве в России.
Мировым судьям, как и другим
судам российской судебной системы, свойственны
сходные черты: единство в процессуальной
форме рассмотрения дел (подсудность и
т.д.), наличие общих принципов (независимость
судей, гласность процесса, равноправие
и состязательность сторон и др.), единство
судебных функций (они созданы для выполнения
единой функции — осуществления правосудия,
вправе пересматривать свои решения в
порядке вновь открывшихся обстоятельств),
финансирование из федерального бюджета.
Мировые судьи находятся в тесной связи
с иными элементами судебной системы,
имея общую природу.
3) Анализ законов о
судоустройстве и судопроизводстве
в других странах позволяет
сделать вывод, что все многообразие
форм, которые принимал мировой
суд в различных государственно-правовых
системах, способствует вычленению
наиболее общих признаков, характеризующих
его как государственно-правовой
институт. Эти признаки затрагивают
вопросы не только судоустройства,
но и судопроизводства:
- статус местного (локального)
суда;
- выполнение функции низшего
звена судебной системы;
- особый, более демократичный
порядок наделения властными
полномочиями;
- небольшие сроки осуществления
своих полномочий (сменяемость);
- специальная ограниченная
юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских
и уголовных дел о малозначительных
спорах, правонарушениях, административных
проступках);
- осуществление судопроизводства
единолично;
- активное использование
примирительных процедур;
- использование отдельных
упрощений юридических процедур
(суммарный процесс) для сокращения
сроков рассмотрения дел;
- оказание помощи сторонам
в собирании доказательств;
- наличие апелляционного
порядка пересмотра судебных
решений.
4) Возрождение в России
мирового суда во многом было
обусловлено экономическими и
социально-политическими предпосылками,
призванными решить назревшие
в обществе проблемы, обеспечив
доступность, простоту и быстроту
уголовного судопроизводства, реализовать
те общие тенденции в развитии
уголовного судопроизводства, которые
наметились в конце XX в. и были
позднее закреплены в Конституции
РФ.
5) Правовой статус мировых
судей в России определяется:
- их местом в системе
органов государства;
- требованиями, предъявляемыми
к кандидатам на занятие должности
мирового судьи;
- порядком занятия должности
и смещения с нее;
- правами и обязанностями,
установленными законами о судоустройстве
и судопроизводстве;
- гарантиями реализации
этих прав;
- этическими правилами
поведения.
6) Расширение прав личности
в уголовном процессе происходит
при осуществлении правосудия
не только федеральными судьями,
в том числе с привлечением
присяжных заседателей, но и мировыми
судьями. Причем при судопроизводстве
у мирового судьи существенно
расширяются права не только
лиц, привлекаемых к уголовной
ответственности, но и потерпевших,
что является актуальным и
перспективным в настоящий период
развития российского государства,
когда оно неспособно эффективно
противодействовать преступности,
охватившей все сферы человеческой
деятельности и приобретшей ужасающие
организационные формы. Отличительные
признаки судопроизводства у
мирового судьи — активное
использование примирительных процедур,
оказание сторонам помощи в
сборе доказательств со стороны
мирового судьи - соответствуют общей
тенденции развития судопроизводства,
наметившейся в последние годы.
7) Рекомендованный законодателем
единый принцип определения количества
судебных участков и числа
мировых судей в субъекте Федерации
в зависимости от количества
населения, проживающего на территории
судебного участка, не оправдал
себя. Он не учитывает особенностей
судебных участков, связанных с
географическим положением, нахождением
на обслуживаемой мировыми судьями
территории учреждений и организаций
органов местного самоуправления,
федеральных органов исполнительной
власти, банков и т.п. , которые часто
выступают в качестве ответчиков по гражданским
делам, рынков, на территории которых совершается
большее число преступлений.
8) Анализ правоприменительной
практики и нового уголовно-процессуального
закона приводит к выводу о
том, что вместо упрощения процедуры
по делам о преступлениях, не
представляющих повышенной общественной
опасности, происходит ее усложнение.
В связи с этим отечественный
уголовно-процессуальный закон нуждается
в совершенствовании. Необходимость
усиления процессуальных гарантий
путем повышения внимания к
состязательности, равноправию сторон,
гласности при судопроизводстве,
введения апелляционного порядка
пересмотра судебных решений, постановленных
местными судьями, во многом предопределила
возрождение института мировых
судей в России.
9) Основные полномочия
мирового судьи осуществляются
в том же порядке, что и полномочия
федерального судьи, исходя из
общих для всех судов принципов
судопроизводства. В то же время
особенности статуса отечественного
мирового судьи обусловили определенные
особенности его компетенции
при осуществлении своей деятельности.
10) Особая юрисдикция мирового
судьи обусловливает специальные
процедуры, которые могут использоваться
для разрешения уголовных и
гражданских дел. Среди особенностей
судебного разбирательства у
мирового судьи могут быть
упрощенные формы судопроизводства,
сокращение процессуальных сроков,
частичное сокращение числа судебных
инстанций (обжалования), институт заочного
рассмотрения уголовных дел.
11) Особенности судопроизводства
у мирового судьи образуют
свою достаточно стройную систему
отличительных признаков, характеризующих
в целом институт мирового
судьи. Анализ действующего российского
процессуального законодательства
позволяет сформулировать следующий
перечень особенностей судопроизводства
у мирового судьи:
- специальная ограниченная
юрисдикция (дела о незначительных
правонарушениях и небольших
суммах иска);
- единоличное рассмотрение
дел;
- использование упрощенных
процедур;
- активное использование
примирительных процедур для
ликвидации споров и конфликтов;
- сокращенные сроки рассмотрения
дел;
- оказание помощи сторонам
в собирании доказательств в
силу расширения принципа состязательности
сторон;
- пересмотр судебных решений
мировых судей в апелляционном
порядке.
Эти признаки, к сожалению, не
содержатся в специальных главах УПК или
ГПК РФ, регулирующих судопроизводство
у мировых судей.
12) Проверка законности, обоснованности
и справедливости судебных решений
вышестоящими судебными инстанциями
осуществляется не только с
целью выявления ошибок, допущенных
при рассмотрении и разрешении
дела, но и для осуществления
предоставленных вышестоящим судам
полномочий по их устранению.
Выявление и устранение ошибок,
допущенных в ходе судебного
разбирательства у мирового судьи
возможно в суде апелляционной
инстанции. Деятельность суда апелляционной
инстанции направлена не только
на восстановление нарушенных
прав лиц, участвующих в процессе,
но и на устранение нарушений
процессуальных норм, определяющих
процессуальную форму судопроизводства.
Апелляцию следует рассматривать
значительно шире, чем она представлялась
ранее, обращая особое внимание
на новые явления в уголовном
процессе, усматривая в апелляции:
1) форму обжалования судебных
решений; 2) процедуру пересмотра
судебных решений; 3) стадию уголовного
процесса.
13) Для апелляции характерно,
что:
- апелляционные жалобы
приносятся на судебные решения,
постановленные судьей по первой
инстанции;
- обжалуются не только
приговоры, но и иные судебные
постановления, не вступившие в
законную силу;
- поводом к пересмотру
дела служит жалоба (представление),
к форме и содержанию которой
закон предъявляет определенные
требования;
- законом установлены
сроки апелляционного обжалования;
- подача апелляционной
жалобы приостанавливает вступление
в законную силу обжалуемого
судебного решения;
- в суде апелляционной
инстанции проверяются не только
вопросы права (законность), но и
вопросы факта (обоснованность) судебных
решений суда первой инстанции;
- суд апелляционной инстанции
непосредственно исследует доказательства,
в том числе дополнительные, проводя
судебное следствие;
- суд апелляционной инстанции
вправе не только оставить
приговор суда первой инстанции
без изменения, но и постановить
новый приговор, отличающийся от
первоначального;
- решения апелляционной
инстанции не являются окончательными
и могут быть обжалованы в
вышестоящие судебные инстанции.
14) Для более рационального
осуществления судопроизводства
в целях защиты прав и интересов
личности следует восстановить
существовавший ранее в России
в качестве самостоятельной процедуры,
со свойственными ей особенностями,
процесс рассмотрения частных
жалоб и представлений на постановления
мировых судей по различным
вопросам.
15) Перечисленные выше
выводы указывают на необходимость
выработки предложений по усовершенствованию
действующего законодательства, регулирующего
судоустройство и судопроизводство
относительно мировых судей. Данные
предложения указаны в тексте
диссертационного исследования.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Особенности мировой
юстиции в уголовном судопроизводстве
Российской Федерации»
1. Международное законодательство
2. Всеобщая декларация
прав человека. Принята резолюцией
217 А (111) Ген. Ассамблеи ООН 10.12.1948 г. // Российская
газета. 1995. 5 апреля; Российская газета.
1998. 10 декабря.
3. Европейская Конвенция
о защите прав человека и
основных свобод. Принята Советом Европы
04.11.1950 г. // Государство и право. 1990. - №
4. - С. 2-16
4. Международный Пакт
о гражданских и политических
правах. Принят Ген. Ассамблеи ООН 16.12.1996
г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994.-№
12.-С. 12-32.
5. Законодательные и подзаконные
нормативные акты Российской
Федерации и зарубежных стран
6. Конституция Российской
Федерации. Принята 12.12.1993г. //Российская
газета. 1993. 25 декабря.
7. Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации. Принят
Государственной Думой 23.10.2002 г. М.: Изд.
«Проспект». -2003. 2.5.
8. Основы уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик.
Утверждены Законом СССР от 25.12.1958
г. // Ведомости Верховного Совета
СССР. 1959.-№ 1. Ст. 15.
9. Уголовный кодекс Российской
Федерации. Принят Государственной
Думой РФ 24.05.1996 г. // Собрание законодательства
РФ. 1996. - № 25. -Ст. 2954.
10. Уголовно-процессуальный
Кодекс РСФСР. Утвержден Законом
РСФСР от 27.10.1960г. Официальный текст
с изм. и доп. на 20.03.2001 г. -СПб.: Изд. «Виктория
плюс», 2001. 254с.
11. Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации. Принятый
Государственной Думой РФ 22.11.2001
г. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2005.-512 с.
12. Уголовно-процессуальный
кодекс ФРГ с изменениями и
дополнениями на 1 января 1993 года. М.,
1994. 234 с.
13. УПК Франции 1958 года., Прогресс.
1967
14. Федеральный конституционный
закон «О судебной системе
в Российской Федерации». Российская
газета, 1997, 6 января
15. Федеральный закон «О
мировых в Российской Федерации»
11 ноября 1998 г. Собрание законодательства
№ 57 1998 г. - 2112
16. Федеральный закон Российской
Федерации № 188 ФЗ от 17.12.1998 г. «О
мировых судьях в Российской
Федерации» // Собрание законодательства
РФ от 21.12.2001 г. № 51. Ст. 6270.