Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:34, курсовая работа
Слово "транспорт" имеет много значений. С одной стороны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определяет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.
Введение ………………………………………………. …..3
Глава I Понятие договора перевозки …………….........7
1.1 Обязаности перевозчика ..................................19
1.2 Права и обязанности пассажира ......................21
Глава II Отдельные виды перевозок ………………………...23
2.1 Перевозка транспортом пассажиров ………….23
2.2 Договор фрахтования (чартера) ……………....28
2.3 Перевозка железнодорожным транспортом….32
2.4 Перевозка речным транспортом ……………...38
2.5 Договор перевозки груза ……………………...40
Заключение ……………………………………………...45
Литература
Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не договором с перевозчиком, а законодательством, предписывающим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»).
Законом РК «О торговом мореплавании» впервые определяются периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира. Пассажир, ожидающий посадку на морском вокзале, причале или ином портовом сооружении, еще не вступил в стадию перевозки и, возможно, не вступит, если откажется от поездки или рейс не состоится по причинам, от него не зависящим. Следовательно, перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находился на морском вокзале, причале или ином портовом сооружении (п. 2 ст. 113 Закона).
На основании ст. 113 Закона «О торговом мореплавании» перевозка пассажира и багажа включает в себя следующие периоды: 1) в отношении пассажира и его каютного багажа -период посадки, высадки и нахождения пассажира, а также каютного багажа на борту судна. В перевозку пассажира и багажа включается период доставки морским путем с берега на судно, либо наоборот, если ее стоимость включена в стоимость билета или если судно для вспомогательной перевозки предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком; 2) в отношении каютного багажа, сдаваемого пассажиром для доставки на судно или на причал (вокзал) в порту (пункте) назначения, - период с момента принятия каютного багажа перевозчиком, его работником или агентом до его выдачи на борту судна или в порту (пункте) назначения; 3) в отношении багажа - период с момента принятия багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи багажа пассажиру или упомянутому на получение багажа лицу.
В ГК пассажиру как стороне в договоре предоставлен ряд прав: перевозить детей с собой бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 112 Закона РК «О торговом мореплавании», ст. 67 Закона РК «О железнодорожном транспорте», ст. 13 Закона РК «О транспорте в РК»).
Договор перевозки багажа является двусторонним и возмездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным применительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проездного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром.
Ответственность
перевозчика за перевозку багажа
и пассажира имеет существенные различия,
кроме того, при перевозках сверх установленной
бесплатной нормы провоза багажа может
выдаваться отдельная багажная квитанция.
Пассажир (отправитель) при сдаче багажа,
грузобагажа обязан объявить их ценность
(ст. 68 Закона РК «О железнодорожном транспорте»).
2.2
Договор фрахтования (чартера)
В ГК закреплен новый вид договора перевозки - договор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом торгового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевозки, который подразделялся на договоры: 1) с условием предоставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54она РК «О торговом мореплавании»). Ст. 691 ГК гласит: по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик)обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.
Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мореплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплавании»).
Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор. Сторонами этого договора являются фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщик - это сторона, предоставляющая транспортное средство на определенный срок для перевозки. Причем зафрахтованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стандартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплуатационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.
Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму. Целью договора является перевозка пассажиров, багажа и грузов. Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тарифах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чартер) транспортных средств.
Договор фрахтования (чартера) является консенсуальной разновидностью договора перевозки, так как его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распоряжаться грузом.
В числе документов, удостоверяющих договор перевозки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чартера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрахтования, а также форма договора и его виды устанавливаются законодательными актами о транспорте. Требует ответа вопрос: какими нормами законодательства следует руководство ваться при заключении договора фрахтования (чартера). Ответ на этот вопрос содержится в главе 29 "Имущественный наём (аренда)" ГК и прежде всего в параграфе 5 "Аренда транспортных средств" с предоставлением услуг по управлению и фактической эксплуатации. Но ГК в этом случае, регулируя договор аренды транспортного средства на время, не предусматривает фрахтование на один или несколько рейсов. Согласно ст. 591 ГК фрахтователь имеет право в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства без согласия фрахтовщика от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства. Статьи 125 и 134 Закона «О торговом мореплавании» предусматривают, что в случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь имеет право заключить от своего имени субтайм-чартер или суббоут-чартер.
Таким образом, специфика чартерной перевозки заключается в том, что перевозчик не получает от пассажира (грузоотправителя) никакого вознаграждения. Выдача перевозочного документа на чартерный рейс специально сопровождается отметкой на нем об отсутствии какой-либо оплаты. В данном случае пассажир (грузоотправитель) оплачивает весь пакет услуг фрахтователю. В стоимость пакета входят как перевозка, так и ряд других услуг (скажем, гостиница, питание и т.п.). Поэтому возврата каких-либо сумм пассажир может требовать лишь от фрахтователя, который оплачивает рейс или часть вместимости транспортного средства. В этом и заключается экономическая суть чартера.
Отсюда следует вывод, что перевозочные отношения возникают между фрахтователем и пассажиром (грузоотправителем). Наличие договора перевозки дает основания привлечь фрахтовщика к ответственности и одновременно дает возможность перевозчику использовать транспортное законодательство. Вот почему статья Указа Президента РК "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан" предусматривает, что осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется этим законом.
9.
В отличие от прежнего новый
ГК не содержит нормы о
Эти договоры упорядочивают отношения сторон по оказанию разнообразных транспортных услуг и создают необходимые и достаточные предпосылки для вступления его участников в перевозочные договоры имущественного характера, в частности, конкретные договоры перевозки грузов. Условия перевозок грузов, согласованные в длительном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. В случае, если условия договора перевозки груза противоречат условиям длительного договора об организации перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза. Согласно п. 3 ст. 56 Закона «О торговом мореплавании» условия длительного договора об организации морских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.
К длящимся договорам относятся: навигационные договоры на внутреннем речном и длительные - на морском транспорте; специальные договоры на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте. На основании этих длящихся договоров на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте подаются заявки (заказы) на перевозку грузов, в которых имеются сведения о транспортных потребностях в осуществлении перевозок.
10.
В статье 693 ГК определены формы
взаимоотношений между самими транспортными
организациями, которые теперь называются
договорами по обеспечению перевозок
грузов, такими договорами являются узловые
соглашения, договоры на централизованный
завоз (вывоз) грузов и другие. Например,
на практике до сих пор применяются "Правила
централизованного завоза (вывоза) грузов
автомобильным транспортом.
2.3
Перевозка железнодорожным
транспортом.
Отношения по перевозкам грузов железнодорожным транспортом регулируются Законом «О железнодорожном транспорте» от 12 января 2001г. и Временным Уставом железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.01.1996г.
Грузоотправитель
и грузополучатель обязаны
Охрана общественного порядка и борьба с преступностью на железнодорожном транспорте обеспечивается органами внутренних дел.
Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора; б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений.
Договор считается заключенным с момента выдачи грузоотправителю квитанции о приеме груза на основании железнодорожной накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Квитанция имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае Утраты груза, К числу иных перевозочных документов также относятся Дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.
Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозок РК