Особенности правового регулирования договора перевозок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Слово "транспорт" имеет много значений. С одной стороны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определяет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.

Содержание

Введение ………………………………………………. …..3
Глава I Понятие договора перевозки …………….........7
1.1 Обязаности перевозчика ..................................19
1.2 Права и обязанности пассажира ......................21
Глава II Отдельные виды перевозок ………………………...23
2.1 Перевозка транспортом пассажиров ………….23
2.2 Договор фрахтования (чартера) ……………....28
2.3 Перевозка железнодорожным транспортом….32
2.4 Перевозка речным транспортом ……………...38
2.5 Договор перевозки груза ……………………...40
Заключение ……………………………………………...45
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

     В ст. 688 ГК впервые вводится понятие "перевозчик" взамен "транспортной организации", под которой понималась специализированная транспортная организация, входящая в тот или иной вид единого социалистического транспорта.

     В ГК понятие "перевозчик" претерпело значительную эволюцию. Такой процесс происходил и в законодательстве зарубежных государств. Например, по англо-саксонскому, французскому и немецкому праву только собственник транспортного средства заключал договор перевозки (shipowner - англ., Ship Herr - нем.; le bourgeois de Navire - фр.). Затем терминология частично изменилась. Как во французском, так и в немецком праве наряду с "судовладельцем" (armateur, Reeder) появился термин "фрахтователь" (freteur, Verfracht). Сходные изменения произошли в большинстве государств Северной Европы, в том числе и в Голландии. В США они назывались freight/contractors, на Европейском континенте -Transportubernem. Указанные лица занимались выполнением перевозок. В ряде случаев они не имели собственных транспортных средств, но они фрахтовали их у других судовладельцев, получая при этом разницу от фрахтовых ставок.

          В Гаагских правилах 1921 г. был впервые введен термин "перевозчик" (transporteur - франц., carrier - англ.,  transportowiec - польск.). А в Брюссельской конвенции 1924 г. о коносаментах (ст. 1, п. "а"), содержалось следующее определение: "термин "перевозчик" означает собственник (судна) либо фрахтователь, который заключает договор перевозки с отправителем".   Из этого определения следует, что любое лицо, которое заключило договор перевозки груза с отправителем либо берется за выполнение перевозки, является перевозчиком независимо от того, принадлежит ли транспортное средство ему на праве собственности либо он пользуется транспортным средством на основе иного правового титула.

        Итак, понятие "перевозчик", употребляемое в ГК, соответствует термину, применяемому в международном транспортном праве, то есть означает лицо, которое от своего имени обязуется осуществить перевозку грузов, пассажиров и багажа.

         Согласно ст. 1 Закона о транспорте в РК перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это лицензию или соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

           На основании ст. 1 Закона о транспорте в качестве общего правила для перевозчиков, за исключением автоперевозчиков, введена система лицензирования деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров, багажа.

            Так, Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» предусматривает обязательное лицензирование в сфере гражданской авиации следующих видов деятельности: 1) перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом; 2) авиационные работы; 3) услуги по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники; 4) аэропортовская деятельность; 5) перевозка опасных грузов (ст. 9). Закон РК «О железнодорожном транспорте» также говорит, что отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте осуществляются на основе лицензии (ст. 10).

     Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства от 29 декабря 1995 г. «О реализации постановления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г.». Так, применительно к конкретным видам транспорта действуют: «Правила лицензирования перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом в Республике Казахстан» от 29 июля 1998 г., «Положение о порядке и условиях лицензирования международных перевозок пассажиров и грузов, опасных грузов автомобильным транспортом» от 25 декабря 1996 г.; «Положение о порядке и условиях лицензирования перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом и аэропортовской деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Республики Казахстан» от 23 июля 1997 г.; а также ст. 9 Закона РК «О государственном регулировании гражданской авиации».

     Выдача  лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов отдельными видами транспорта производится Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

     Субъектами  лицензирования являются граждане, юридические лица Республики Казахстан, иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства и международные организации.

     Указом  Президента РК «Об использовании  воздушного пространства и деятельности авиации» наравне с понятием «перевозчик» введено понятие «эксплуатант» - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области, а также понятие «фрахтователь» - физическое или юридическое лицо, заключившее за плату договор с воздушным перевозчиком о передаче в его пользование всей вместимости или части вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, груза, почты или других целей.

     В Законе РК «О государственном регулировании гражданской авиации» предусматриваются следующие виды перевозчиков: национальный, назначенный, флагманские перевозчики. Национальный перевозчик - воздушный перевозчик, зарегистрированный в РК и имеющий лицензию эксплуатанта и лицензию на осуществление международных и (или) внутренних воздушных перевозок. Назначенный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от РК для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего соглашения о воздушном сообщении. Флагманский перевозчик РК определяется Правительством республики из числа назначенных перевозчиков на конкурсной основе, которому предоставляется приоритет при эксплуатации международных авиамаршрутов.

     Закон РК «О торговом мореплавании» вводит термин «фактический перевозчик», то есть перевозчик, который фактически осуществляет перевозку пассажиров, багажа и груза или ее часть (ст. 1). Данный термин является новеллой для транспортного законодательства РК. Введение этого термина связано с тем, что на морском транспорте в роли перевозчика может выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арендующий судно с экипажем (тайм-чартерный владелец) и без экипажа (бербоут-чартер).

     В советской транспортно-правовой литературе многие считали, что транспортировка не входит в состав транспортной экспедиции, так как при этом якобы происходит смешение двух самостоятельных договоров. Данное утверждение в настоящее время не соответствует законодательству РК. Конвенция КДПГ имеет силу закона и в РК. Согласно этой конвенции экспедитор, организующий дорожные перевозки, может быть перевозчиком и нести всю меру ответственности.

     Таким образом, перевозчик - это не обязательно  транспортное предприятие, имеющее основной целью своей деятельности осуществление перевозок. Им может быть и гражданин (индивидуальный предприниматель), а также, например, общественная организация, не имеющая в качестве своей цели извлечение прибыли, но осуществляющая предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых такая некоммерческая организация была создана.

     Второй  стороной в договоре перевозки груза, т.е. контрагентом (партнером) перевозчика, является отправитель. Отправитель по ГК выступает в трех качествах: во-первых, как контрагент перевозчика, т.е. лицо, которое заключило с перевозчиком договор на перевозку грузов; во-вторых, - лицо, которому выдается транспортная накладная (коносамент, товарно-транспортная накладная или иной документ на груз, предусматриваемый законодательными актами о транспорте), независимо от того, кто фактически осуществляет отправку и погрузку груза, и, в-третьих, - лицо, имеющее право распоряжения грузом.

     Получателем является лицо, уполномоченное на получение груза, т.е. имеющее право требовать, чтобы ему в пункте назначения был выдан груз. Таким лицом, которое может требовать, чтобы ему был выдан груз, и, следовательно, кто может называться получателем, будет тот, кто указан получателем в транспортной накладной. Получателю еще до получения груза известно, что груз будет следовать к нему, так как отправитель и получатель связаны между собой другим договором (обязательством). Этим особенностям правового положения получателя в большей степени соответствует конструкция договора перевозки как договора в пользу третьего лица, не участвовавшего в его заключении, но имеющего право самостоятельно требовать исполнения по нему (ст. 391 ГК).

 

      Заключение

     В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена  целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечисляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об организации перевозок (ст. 692); договоры между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор прямого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

     Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся правового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель -регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

     ГК  предусматривает виды договоров  перевозки, определяя для них специальный правовой режим. Исходя из момента перехода прав и обязанностей, договоры перевозки подразделяются на реальные и консенсуальные.

     По  предмету договоры перевозки делятся: на договоры перевозки пассажира (перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также отправить багаж в пункт назначения); на договоры перевозки груза (объектом реального договора является конкретный груз, а объектом консенсуального договора является объем перевозок); договор фрахтования (чартер) (предмет - предоставление всей или части вместимости транспортного средства).

     По  субъективному составу различаются: договор перевозки пассажиров, где контрагентом перевозчика является пассажир; договор перевозки груза - контрагентом перевозчика является грузоотправитель; договор об организации работы по обеспечению перевозок - контрагентом являются транспортные организации.

     Исходя  из цели, к договорам перевозки  можно отнести:

а) договоры, направленные на организацию перевозок, где целями являются определение объемов, сроков, качества перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; б) договоры, направленные на обеспечение перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие);     в) договоры, предусматривающие целью доставку грузов пассажиров и багажа в пункт назначения. 

     По  форме договоры перевозки дифференцируются на договоры, оформленные транспортной накладной или коносаментом; договоры в виде конклюдентных действий (принятие перевозчиком заявки или оплата от грузовладельцев, непосредственное приобретение билетов в пассажирских транспортных средствах и т.д.); договоры, заключаемые в устном и общем порядке.

 

      Литература

     Нормативные источники:

1. Конституция РК от 30.08.1995 г.

2. Гражданский кодекс РК от 01.07.1999 г.

3.Закон  РК «О торговом мореплавании» от 17.01.2002 г.

4. Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 08.12.2001 г.

5. Указ Президента РК, имеющий силу Закона "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 16 января 2002 г.)

6. Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 г.

 7. Устав автомобильного транспорта Казахской ССР, утвержденный постановлением Совета Министров Казахской ССР от 18 июня 1970 г.

 8. Устав внутреннего водного транспорта СССР от 15 октября 1955 г.

9. Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 27 января 1996 г., 8 декабря 1998 г., 24 декабря 2001 г.). 
 

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозок РК