Ответственность в сфере деятельности депутата Тюменской областной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить ответственность в сфере деятельности депутата Тюменской областной Думы. Для этого мы дадим определение термину "депутат" рассмотрим его правовой статус, изучим условия, формы и гарантии депутатской деятельности, раскроем подробно тему "ответственности в сфере депутатской деятельности".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3
Глава 1. Депутатская деятельность, условия, формы, гарантия.........5
Деятельность депутата областной думы и ее условия...................5
Формы депутатской деятельности...................................................6
Гарантии депутатской деятельности...............................................10
Глава 2. Ответственность в сфере деятельности депутата Тюменской областной Думы.......................................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство то.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)
  • в депутатском индемнитете. Депутат не может быть привлечен, в том числе по истечении срока полномочий, к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, соответствующие статусу депутата. Исключение составляют случаи, когда со стороны депутата были допущены оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным или областным законодательством;

2. право депутата на  отказ от свидетельских показаний.  Депутат вправе отказаться от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу по обстоятельствам, которые стали ему известны в связи с осуществлением им своих полномочий;

3. депутатский запрос. Депутат, группа депутатов вправе обратиться с депутатским запросом:

а) к Губернатору области  и его заместителям, руководителям  структурных подразделений администрации  области;

б) прокурору области, руководителям  федеральных органов власти, расположенных  на территории области;

в) руководителям органов  местного самоуправления, руководителям  предприятий и организаций всех форм собственности.

Запрос вносится на заседание  Думы в письменной форме, и решение  по нему принимается большинством голосов  от установленного числа депутатов  областной Думы.

4. право депутата на  безотлагательный прием должностными  лицами. По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории области предприятий и организаций независимо от их правовых форм, областных, окружных учреждений и органов местного самоуправления, а также правом безотлагательного приема их руководителями, а при отсутствии - другими должностными лицами. Порядок посещения воинских формирований, федеральных органов государственной власти, расположенных на территории области, регулируется федеральным законодательством.

5. обращение депутата. Депутат вправе обращаться в органы государственной власти на территории области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов. Органы государственной власти и должностные лица обязаны дать ответ депутату на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении - не позднее чем в месячный срок. Федеральные органы государственной власти, расположенные на территории области, обязаны дать ответ в срок, предусмотренный федеральным законом.

6. право депутата на  получение и распространение  информации. Депутат в установленном Регламентом Думы порядке обеспечивается документами, принимаемыми федеральными органами, областной Думой, Губернатором области, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми областными органами государственной власти. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации по вопросам компетенции областной Думы должностные лица безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию. Предоставление информации и документации, составляющих государственную тайну, регулируется федеральным законодательством.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской  деятельности в государственных  средствах массовой информации. При  этом материалы, предоставляемые депутатом, подлежат обязательному опубликованию  или распространению через государственные  средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения;

7. освобождение депутата  областной Думы от призыва  на военную службу и на военные  сборы. Депутат областной Думы освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок депутатских полномочий;

8. охрана трудовых прав  депутата областной Думы:

-депутат областной Думы, работающий на постоянной основе, не может быть по инициативе  администрации органа, назначившего  его на должность, уволен с  работы, исключен из учебного  заведения понижен по должности  без предварительного согласия  областной Думы;

-депутату областной Думы, работающему на постоянной основе, по истечении срока полномочий  предоставляется прежняя работа, а при ее отсутствии - другая, равноценная  работа;

-время работы депутата в областной  Думе засчитывается в общий  и непрерывный стаж работы  по специальности. При этом  непрерывный трудовой стаж сохраняется  при условии поступления на  работу или на службу в течение  одного месяца после прекращения  депутатских полномочий;

-за депутатом областной  Думы, работающим на постоянной  основе, и супругой (супругом), уволенной  (уволенным) в связи с переездом,  сохраняются: стаж работы, дающий  право на установление процентных  добавок (в том числе районных  коэффициентов) к заработной плате,  на установление процентных надбавок  и получение единовременного  вознаграждения за выслугу лет,  на пенсию на льготных условиях  и в льготных размерах, если  лицо на момент переезда занимало  должность, работало по профессии  либо работало (служило) в местности,  которые предусматривают предоставление  данной льготы;

-депутату областной Думы, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодно оплачиваемый  отпуск согласно трудовому законодательству  РФ;

-в случае участия депутатов  областной Думы во время отпуска  в работе областной Думы (органов  областной Думы) отпуск ему продляется  на количество дней, затраченных  для участия в данных мероприятиях;

-депутату областной Думы  ежегодно предоставляются оплачиваемые  путевки на санаторно-курортное лечение, а также оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно. Порядок и условия оплаты определяются председателем областной Думы5.

 

ГЛАВА.2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ.

Информация о нарушениях депутатом областной Думы законодательства Российской Федерации, законов и  правовых актов областной Думы, о  недобросовестном выполнении своих  обязательств, о досрочном прекращении  полномочий депутата областной Думы подлежит освещению в официальных  государственных средствах массовой информации по решению областной  Думы.

Невыполнение органами государственной  власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами законных требований депутата в связи с выполнением  им депутатских обязанностей либо создание препятствий в осуществлении  депутатской деятельности, а равно  непредоставление или предоставление заведомо ложной информации, а также  несоблюдение установленных законом  сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы  и обращения депутата влекут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации и Тюменской  области.

Неправомерное воздействие, выраженное в виде физического или  психического насилия, а равно угрозы применения такого насилия на депутата, членов его семьи, оказанное в  связи с осуществлением им депутатских  обязанностей либо в целях прекращения  депутатской деятельности или изменения  ее характера, влечет ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации и Тюменской  области.

Оскорбление депутата в связи  с его депутатской деятельностью, а также клевета в отношении  депутата либо распространение искаженной информации о его депутатской  деятельности влечет ответственность, установленную федеральным и  областным законодательством.

Нарушение положений федерального и областного законодательства, регулирующих вопросы неприкосновенности депутата областной Думы, влечет ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации и Тюменской  области6.

Длительная дискуссия  юристов о содержании самого понятия  « ответственность» оказалась весьма плодотворной. Она, во-первых, показала, каким многофакторным феноменом  является ответственность. Во-вторых, помогла выявить разнообразные  черты содержания различных видов  юридической ответственности. В-третьих, привела к выводу о необходимости  дифференцированного подхода к  ответственности в зависимости  от сферы социальных отношений и  социальной роли субъектов ответственности. Было бы ошибкой игнорировать высказанные  в процессе полемики взгляды, руководствуясь лишь тем, что они не отвечают представлениям автора, и пытаться с нуля разрабатывать  концепцию ответственности. Ответственность  принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном). Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности  в публичном праве, условно можно  разделить на две группы: сторонников  только негативной ответственности  и сторонников ответственности  «двухаспектной», включающей как негативную, так и позитивную.

Позитивная ответственность  есть осознание и воспроизведение  личностью в своем поведении  необходимости выполнения долга. Юридическая  ответственность представляет собой  разновидность негативной ответственности. Это реагирование государства в лице должностных лиц или органов на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия.

Согласно этому подходу, ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления реализуется, во-первых, как позитивная ответственность, т. е. ответственная деятельность по решению вопросов местного значения; во-вторых, как негативная ответственность - ответственность депутатов перед  населением в результате утраты доверия, перед государством - в случае нарушения  действующего законодательства, перед  физическими и юридическими лицами - в порядке, предусмотренном действующим  законодательством.

В юридической литературе остается спорным вопрос о том, является ли депутат должностным лицом. По моему мнению является, т.к. при избрании его населением наделяется определенными  властными полномочиями по решению  вопросов местного значения. Кроме  того, принимает участие в решении  вопросов местного значения и несет  как коллективную, так и индивидуальную ответственность за принимаемые  решения.

Однако существует и иная точка зрения, при которой выборным должностным лицом депутат является только в том случае, если он занимает должность в представительном органе и работает на постоянной основе.

Депутат, будучи выборным должностным  лицом представительного органа местного самоуправления, предпринимающим  в соответствии со своими функциями  определенные действия, которые могут  повлечь за собой не только позитивные, но и негативные последствия, должен быть поставлен в условия, которые  бы минимизировали возможность нарушения  интересов населения, физических лиц, то есть влекли ответственность за нарушение этих интересов.

Рассматривая механизм реализации муниципально-правовой ответственности  депутата представительного органа местного самоуправления, следует отметить, что, народный избранник ответственен, прежде всего, перед населением его избравшим. По нашему мнению формулировка статьи Федерального закона в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления не точна. Депутат, ответственен не перед всем населением, а непосредственно перед своими избирателями, и только они могут создать инициативную группу по его отзыву.

Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, установлена  в статье 71 Федерального закона и  предусматривает, что основание  наступление ответственности и  механизм ее реализации определяются в уставах муниципальных образований. Кроме того, указано, что население  муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». Часть 2 статьи 24 закрепляет, что основанием для  отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных  лиц устанавливаются уставами муниципального образования. Основаниями для отзыва указанных лиц могут служить  только их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить этим лицам возможность дать избирателям  объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых  в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное  лицо местного самоуправления считается  отозванным, если за отзыв проголосовало  не менее половины избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования (избирательном округе).

Рассматриваемая норма является отсылочной т.к. для решения вопросов муниципально-правовой ответственности необходимо обратиться к уставам муниципальных образований. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия. Однако не конкретизировалось, что понимает законодатель под термином «утрата доверия», поэтому конкретизация этого понятия осуществлялось в законах субъектов Российской Федерации и нормативных актах муниципальных образований.

Информация о работе Ответственность в сфере деятельности депутата Тюменской областной Думы