Отчет по практике в прокуратуре Вилейского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:15, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики явилось:
 повышение эффективности и качества деятельности прокуратуры;
 рациональное сочетание теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
 повышение уровня подготовки кадров.
Для выполнения цели практики, было необходимо осуществить следующие задачи:
изучить нормативную базу, регламентирующую деятельность прокуратуры;
ознакомиться с организацией работы в прокуратуре;
изучить формы взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
1. Прокуратура как отдельный орган государства. Ее основные направления деятельности 4
2. Структура прокуратуры 8
3. Взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами. Организациями деятельности прокуратуры 11
4. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания как форма надзора за деятельностью следственного аппарата уполномоченных органов 17
Заключение 22
Приложение 24

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике МНЮИ № 3931 в райпрокуратуре г. Вилейка.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Практика, предусмотренная  учебным планом была пройдена мною c 1 апреля 2010 г. в прокуратуре Вилейского района.

Целью практики явилось:

    • повышение эффективности и качества деятельности прокуратуры;
    • рациональное сочетание теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
    • повышение уровня подготовки кадров.

Для выполнения цели практики, было необходимо осуществить следующие  задачи:

изучить нормативную  базу, регламентирующую деятельность прокуратуры;

ознакомиться с организацией работы в прокуратуре;

изучить формы взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами и их должностными лицами.

 

 

 

1. Прокуратура как отдельный  орган государства. Ее основные  направления деятельности

 

Согласно ст. 125 Конституции  Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при  расследовании преступлений, соответствием  закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Соответственно основным направлением деятельности прокуратуры является надзор за законностью. В этом состоит ее существенное отличие от других органов власти и управления, осуществляющих контроль за законностью (местные Советы, министерства и ведомства, всякого рода государственные, внутриведомственные и межведомственные инспекции и др.).

Прокурорский надзор обладает верховенством по отношению  к любым формам контроля, поскольку  осуществляется от имени государства, высшего органа власти - главы государства. Кроме того, он имеет самые широкие  границы, так как распространяется на все министерства и ведомства, местные органы власти и управления, субъекты хозяйствования, предприятия и организации, должностные лица и граждан. Прокуратура осуществляет надзор даже за теми органами и организациями, которые сами, согласно закону, в пределах своей компетенции призваны осуществлять контроль за законностью.

В ст. 4 Закона «О Прокуратуре  Республики Беларусь» от 08.05.2007 сказано,  что задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- за точным и единообразным  исполнением законов органами  власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

- за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

  • за соответствием закону судебных решений;
  • за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В случаях, предусмотренных  законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений.

Прокуроры участвуют  в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.

Эти направления деятельности прокуратуры принято именовать  отраслями прокурорского надзора.

Под отраслью прокурорского  надзора понимается такое направление  деятельности прокуратуры, которое обусловлено спецификой правового статуса поднадзорных органов, организаций, должностных лиц и характеризуется своеобразными полномочиями, методами и формами деятельности прокуроров.

Задачи каждой отрасли  прокурорского надзора вытекают из целей деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона, укреплению законности для защиты прав и законных интересов граждан и государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Специфичны методы надзора и формы реагирования прокурора на нарушения законов. Например, прокурор сам непосредственно не проводит ревизий поднадзорных организаций и предприятий, он не отменяет незаконные акты, а реагирует лишь на те указания, распоряжения и действия, которые противоречат закону, путем принесения протеста, представления, предписания и предостережения. Прокурор не обладает административными полномочиями. Его деятельность носит надведомственный характер. Своими действиями он предупреждает нарушение закона, выявляет его нарушение, устраняет выявленные нарушения и принимает меры по привлечению виновного к юридической ответственности.

Прокурор может возбудить  уголовное дело против любого лица, совершившего преступление. Однако он не подменяет и не заменяет судебную власть. Организуя раскрытие и расследование преступлений, прокурор не вправе сам применять уголовные наказания. Единственное право и обязанность прокурора – передать дело на решение суда, поскольку, кроме надзорной функции, прокурор иных функций не выполняет.

Основанием для вмешательства  прокуратуры является нарушение  закона. Только с этой точки зрения прокуратура оценивает действия других государственных органов, должностных  лиц и организаций.

Деятельность прокурора  по осуществлению общего надзора  является наиболее многогранной, охватывающей надзор за соблюдением законности различными государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами: республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной  безопасности,   внутренних дел  и  милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими  партиями,  иными общественными  и  религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

При осуществлении общего надзора прокуратура не вмешивается  в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений, а также  других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования.

 

 

2. Структура прокуратуры

 

Органы прокуратуры  образуют единую республиканскую систему, построенную в основном по административно-территориальному признаку, во главе которой стоит  Генеральный прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики (ст. 126 Конституции) сроком на 5 лет и осуществляющий надзор за законностью независимо от каких-либо местных и иных органов.

Генеральный прокурор имеет  первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Президентом Республики Беларусь.

Генеральная прокуратура  Республики Беларусь является центральным  органом системы органов прокуратуры. В состав Генеральной прокуратуры входят структурные подразделения (согласно организационной структуре, утверждаемой Генеральным прокурором), управления и отделы.

Генеральная прокуратура  Республики Беларусь:

- контролирует работу  органов прокуратуры, обеспечивает  координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

- анализирует практику  прокурорского надзора и состояние  законности в Республике Беларусь;

- взаимодействует с  другими государственными органами  в обеспечении законности и  правопорядка;

- организует и проводит  повышение квалификации прокурорских  работников;

- участвует в нормотворческой  деятельности;

- представляет органы  прокуратуры в международных  отношениях;

- выполняет иные функции,  предусмотренные настоящим Законом  и иными законодательными актами.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью  органов прокуратуры, образуется и  действует Научно-консультативный  совет при Генеральной прокуратуре  Республики Беларусь.

Прокуратуры областей и  приравненные к ним прокуратуры, а также районные, городские и межрайонные прокуратуры, осуществляют надзор за законностью в пределах своей компетенции и полномочий на своей территории или в своих отраслях. Структура их построена в основном по отраслевому принципу. Прокуроры всех звеньев назначаются Генеральным прокурором Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Работники органов прокуратуры, в соответствии с занимаемыми  ими должностями, имеют классные чины и воинские звания, в которых  они состоят пожизненно и за которые  устанавливается доплата к должностному окладу, приравненная к доплате, существующей в Вооруженных Силах. Положение о прохождении службы в органах прокуратуры предусматривает периодическую аттестацию кадров органов прокуратуры, регулирует вопросы, связанные с поощрением и дисциплинарной ответственностью прокурорских работников и др.

В прокуратурах различных  уровней имеется свой следственный аппарат.

Следственный аппарат  Генеральной прокуратуры Республики Беларусь состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.

Следственные аппараты прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.

Следственные аппараты прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур состоят из старших следователей и следователей.

 

 

3. Взаимодействие органов  прокуратуры с другими правоохранительными  органами. Организациями деятельности прокуратуры

 

В соответствиями со ст. 12 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее - координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

В целях обеспечения координации  правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:

проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью  и коррупцией, обязательные для исполнения;

заслушивает отчеты руководителей  государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;

истребует статистическую и иную необходимую  информацию;

представляет в установленном  порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;

информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Вилейского района