Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:01, дипломная работа
Краткое описание
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: • рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации; • дать ключевые легальные понятия; • исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет; • определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации; • проанализировать специфику назначения пенсии за выслугу лет, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….......2 Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии за выслугу лет………………………………..…………….…….4 1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : Основные понятия……………………..………..…..………...4
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет…………………………………………...…...…16 Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет…………………..24 2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе Пенсионного обеспечения в Российской Федерации понятие, значение специфик……………………..…………...24 2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет……….….28
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет…………..35 Заключение.......................................................................................................45
Список использованных источников и литературы…………….……….….51
Также подчеркнем, что вопросы,
связанные с назначением и выплатой пенсии
за выслугу лет федеральных служащих,
не урегулированные Правилами Минтруда
«Об обращении за пенсией за выслугу лет
федеральных государственных служащих,
ее назначения и выплаты», разрешаются
применительно к Правилам обращения за
пенсией, назначения пенсии, перехода
с одной пенсии на другую в соответствии
с федеральными законами "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" и "О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации", утвержденными
постановлением Минтруда России и Пенсионного
фонда Российской Федерации от 27 февраля
2002 г. №17/19 п.б (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 31.05.02. г.
№3491)[24, С.12].
Заключение
В последнии годы , а в 2002-2003
в особенности , в пенсионном законодательство
Российской Федерации неоднократно вносились
изменения, затрагивающие все его стороны:
круг обеспечиваемых пенсиями, условия
их предоставления и размеры.
Существенно расширился и продолжает
расширяться перечень источников законодательства.
Основными источниками пенсионного
законодательства являются Федеральные
Законы от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ
“О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации” и от 17 декабря
2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсия в Российской
Федерации”.
Основные направления пенсионной
системы определены в соответствующей
концепции, одобренной Правительством
Российской Федерации, которая предполагает
формирование трехканальной будущей пенсионной
системы при ведущей роли государственного
пенсионного страхования. Наряду с этим
будет усовершенствовано государственное
пенсионное обеспечение, охватывающее
отдельные категории граждан в связи с
особенностями прохождения ими государственной,
включая военную службу, а также лиц , которые
в силу различных причин не приобрели
права на “страховую” пенсию. Проведение
пенсионной реформы предполагает формирование
обширной законодательной базы.
Принятие Федеральных Законов
от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации” и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
“О трудовых пенсия в Российской Федерации”
предполагает плавный переход к новым
принципам предоставления пенсий и не
приведет к ухудшению норм пенсионного
обеспечения для нынешних пенсионеров,
а , напротив, позволяет существенным образом
повысить их пенсии.
Для устранения
несоответствия механизмов
пенсионной системы развивающимся
рыночным отношениям,
создания заинтересованности
и мотивации к полной уплате страховых
взносов работающим населением от, которых
зависит размер назначаемой пенсии, с
вкладом конкретного лица в бюджет
пенсионной системы. Создание информационной
основы для такой связи предусмотрено
Федеральным законом “О индивидуальном
(персонифицированном)учете в системе
государственного пенсионного страхования”.
Законом предусмотрена фиксация и сохранение
Пенсионным фондом пенсионных прав работающих,
т.е. сведения о стаже и заработке каждого,
в течении его активной деятельности.
При наступлении пенсионного возраста
на основании этих сведений будут назначаться
пенсии.
В заключение работы подведем
итоги проделанному исследованию:
1. Трудовая пенсия - ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации
гражданам заработной платы или
иного дохода, которые получали
застрахованные лица перед установлением
им трудовой пенсии либо утратили
нетрудоспособные члены семьи
застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц.
Лицам, имеющим право на трудовую
пенсию, могут быть установлены следующие
виды пенсий по старости и по инвалидности,
которые состоят из базовой, страховой
и накопительной частей, а также по случаю
потери кормильца, состоящей из базовой
и страховой частей.
Одним из важнейших
юридических фактов, с которыми
законодатель связывает возникновение
большинства правоотношений в
сфере социального обеспечения ,
является трудовой стаж. Его наличие
существенно влияет на объем
прав нетрудоспособных граждан
в сфере социального обеспечения.
Под трудовым стажем понимается
суммарная продолжительность трудовой
деятельности, как оплачиваемой , так
и не оплачиваемой.
Трудовой стаж - учитываемая
при определении права на отдельные виды
пенсий по государственному пенсионному
обеспечению суммарная продолжительность
периодов работы и иной деятельности,
которые засчитываются в страховой стаж
для получения пенсии.
Страховой стаж – учитываемая
при определении права на трудовую
пенсию суммарная продолжительность
периодов работы и/или
иной деятельности, в течение
которых уплачивались
страховые взносы в Пенсионный
Фонд России , а также
иные периоды, засчитываемые в страховой
стаж.
2. Одним из базисных
институтов социального обеспечения
- пенсия за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет не носит
самостоятельного характера. По сути,
она является дополнением к трудовой пенсии
по старости (инвалидности) и отдельно
от трудовой пенсии по старости (инвалидности)
не устанавливается.
Пенсией за выслугу лет признается
выплата, устанавливаемая дополнительно
к трудовой пенсии по старости (инвалидности),
назначенной в соответствии с Законом
о трудовых пенсиях.
Выслуга лет установленной
продолжительности служит юридическим
фактом, дающим право на пенсию
(независимо от возраста при
условии увольнения с работы, в
связи с которой назначается пенсия).
Правовое регулирование назначения
и выплаты пенсии за выслугу лет строится
на десятках разноуровневых нормативных
актов. Ключевой из них - Федеральный закон
от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации". Иерархию актов направленных
на правовое регулирование назначения
и выплаты пенсии за выслугу лет можно
представить следующим образом. Это: во-первых,
международные акты, во-вторых, федеральные
законодательные акты, в-третьих, подзаконные
нормативные акты.
Круг субъектов, имеющих право
на пенсию за выслугу лет, довольно широк.
В него входят: работники, занятые на работах
с особыми условиями труда; работники
гражданской авиации; лица, занятые лечебной
и иной работой по охране здоровья населения;
артисты и другие категории творческих
работников; военнослужащие; государственные
служащие.
3. Возникновение права
на пенсию по выслуге лет
законодатель связывает с наличием
у работника (служащего) необходимого
стажа. Как правило, на практике,
основная сложность заключается в подсчете
стажа для назначения пенсии за выслугу
лет. Так, если для государственных служащих
такой стаж установлен в срок не менее
15 лет, то для работников летно-испытательного
состава он составляет не менее 25 лет.
Сотрудники таможенных органов должны
иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.
Отдельными законодательными
актами может устанавливаться льготное
исчисление стажа для пенсии за выслугу
лет.
В заключение подчеркнем, что
условия, и порядок назначения пенсии
за выслугу лет во многом зависит от специфики
пенсионного обеспечения конкретных категорий
служащих.
Список использованных источников
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 года - СПб.:
Литера, 2005.- 47 с.
2. Федеральный Закон от
15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации.-2001.-№ 51.-С.4831.
3. Федеральный Закон от
17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2001.-№ 52 (Часть I).-С.4920.
4. Федеральный Закон от
1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1996.-№ 14.-С.1401.
5. Федеральный Закон от
16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах
обязательного социального страхования"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1999. - №29. - С. 3686 .
6. Федеральный Закон от
31 июля 1995 г. № 119-ФЗ “Об основах
государственной службы Российской
Федерации” // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1995 . - № 31. –
С. 2990.
7. Федеральный Закон от
21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в
таможенных органах Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1997. - №30.
– С. 3586 .
8. Федеральный Закон
от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ "О борьбе
с терроризмом" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1998. -№31.
– С.3808 .
9. Федеральный Закон
от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ "О дополнительном
социальном обеспечении
членов летных экипажей
воздушных судов гражданской
авиации " //
Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2001 . -№49. –
С.4561 .
10. Закон Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. №4468-1 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей" // Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -
1993 . - №9. – С. 328 .
11. Указ Президента Российской
Федерации от 10 ноября 2000 г. №1864 "Об
особенностях применения Указа
Президента Российской Федерации
от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых
социальных гарантиях лицам, замещавшим
государственные должности Российской
Федерации и государственные
должности федеральной государственной
службы" при определении размера
ежемесячной доплаты к государственной
пенсии лицам, замещавшим должности
помощника члена Совета Федерации
и помощника депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2000 . - №46.
– С. 4545 .
12. Указ Президента Российской
Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы
Службы специальных объектов
при Президенте Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1999 . - №12. – С. 1453 .
13. Указ Президента Российской
Федерации от 16 августа 1995 г. №854 "О
некоторых социальных гарантиях
лицам, замещавшим государственные
должности Российской Федерации
и государственные должности
федеральной государственной службы"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995. - №34. – С. 3442 .
14. Указ Президента Российской
Федерации от 29 марта 2001 г. №374 "О
пересчете размера ежемесячной
доплаты к государственной пенсии
лицам, замещавшим государственные
должности Российской Федерации,
государственные должности федеральной
государственной службы, и лицам,
замещавшим должности в органах
государственной власти и управления
Союза ССР и РСФСР" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2001 . - №14. -
С. 1329 .
15. Указ Президента Российской
Федерации от 15 июня 1999 г. № 755 “О
внесении изменений и дополнений
в Указ Президента Российской
Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 ”О
некоторых социальных гарантиях
лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации
и должности федеральных государственных
служащих” // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1999 . - №
25. – С.3089 .
16. Указ Президента от
13 декабря 2000 г. № 2005 “О внесении
изменений в Указ Президента
Российской Федерации от 16 августа
1995 г. № 854 “О некоторых социальных
гарантиях лицам, замещавшим государственные
должности Российской Федерации
и государственные должности
федеральной государственной службы”
// Собрание законодательств Российской
Федерации. – 2000 . - № 51 .- С. 4984 .
17. Постановление Правительства
Российской Федерации от 24 июля 2002
г. № 555 “Об утверждении Правил
подсчета и подтверждение страхового
стажа для установления трудовых
пенсий ” // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002 . -№ 31. –
С.3110 .
18. Постановление Правительства
Российской Федерации от 2 февраля
1998 г. №103 "О порядке исчисления
выслуги лет для назначения
и выплаты пенсий и пособий
лицам, проходившим службу (работавшим)
в таможенных органах Российской
Федерации, и их семьям" // Собрании
законодательства Российской Федерации.
- 1998 . - №6. - С. 737 .
19. Постановление Правительства
Российской Федерации от 20 февраля
1995 г. №155 "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий и пособий лицам, проходившим
службу в федеральных органах
налоговой полиции, и их
семьям" //
Собрание законодательства
Российской 1995 . - №9. – С. 752 .
20. Постановление Правительства
Российской Федерации от 28 апреля
2003 г. №247 "Об организации назначения,
перерасчета размера, выплаты и
доставки пенсии за выслугу
лет федеральных государственных
служащих, ежемесячных доплат к
пенсиям отдельным категориям
граждан" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2003 . - №18.
– С. 1719 .
21. Постановление Правительства
Российской Федерации от 29 октября
2002 г. №781 "О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений,
с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия
по старости в соответствии
со статьей 28 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", и об утверждении
правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со
статьей 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002 . - №44.
– С. 4393 .
22. Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 марта
2002 г. №141 "О некоторых вопросах
реализации Федерального закона
"О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2002 . -№10. - С. 1002 .