Политические идеологии. Основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого понятия «идеология». Однако, даже имея нейтральный взгляд на вещи, нельзя не признать, что термин «идеология» принадлежит к наиболее неясным понятиям политологии. Изменчивость данного термина лежит в основе концептуального беспорядка в его толковании, который сохраняется по сей день. Одни возводят идеологию до статуса науки, в то время как другие опускают ее до патологической позиции фанатиков. Все это не может не приводить к крайностям в ее объяснении.

Содержание

Введение

Уровни политической идеологии

Структура и функции идеологии

Основные идеологические течения в современном мире

Либерализм и неолиберализм

Консерватизм

Социализм и коммунизм

Фашизм

Метафизические корни политических идеологий

Полярно-райская идеология

Идеология «Творец - Творение»

Идеология «Мистический Материализм»

Выводы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право Политические идеологии. Основные направления.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Структура  и функции идеологии

 

 

 В рамках  любой идеологии, любого идеологического  учения выделяются следующие  структурные компоненты или уровни:

 

1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения,  раскрывающие ценности и идеалы  определенного общественного класса, нации или государства, либо  группы приверженцев определенного  направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

 

2) Программно - политический, на котором социально  - философские принципы или идеалы  преобразуются политической элитой  в конкретные программы, лозунги  и требования, способствуя принятию  политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

 

3) Актуализированный,  которые составляют осознанные  гражданами конкретные политические  цели, а также их реализация  с помощью конкретных методов  и действий.

 

 Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.

 

 К числу  общих функций идеологии политическая  наука обычно относит: 

 

1) Ориентационную - идеология включает в себя  основные представления об обществе  и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

 

2) Мобилизационную  - предлагая обществу определенную  модель (идею, программу) более совершенного  состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

 

3) Интегративную  - она стремится сформулировать  общенациональные и общегосударственные  ценности и цели, предлагает их  обществу, объединяя на их основе  людей; 

 

4) Амортизационную  (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;

 

5) Функцию выражения  и защиты интересов определенной  социальной группы или класса - например, марксистская идеология  претендует на отстаивание интересов  пролетариата, либеральная - слоя  предпринимателей и собственников, и т.д.

 

 

 Основные  идеологические течения в современном  мире 

 

 

 а) Либерализм  и неолиберализм.

 

 В историческом  плане первым оформившимся идеологическим  учением был либерализм, идейной  основой которого послужила политическая  философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено. Дать ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах: 1) В попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка; 2) В стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т.н. минимальный социальный стандарт); 3) В признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества; 4) В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия; 5) Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

 

 б) Консерватизм

 

 Консерватизм  является одним из первых, изначальных  типов политической идеологии,  на природу которого существует  немало точек зрения в политической  мысли и в политической науке.  Наиболее содержательные и важные  определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных "правых". Другие же идеи, высказанные консервативными мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора государственной власти на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). К.Манхейм рассматривал консервативную идеологию как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).

 Для пояснения  этого различия приведем два  конкретных примера: если до  Великой Французской революции  защищавшие абсолютизм монархисты (роялисты) являлись консерваторами (защищали статус - кво), то уже после революции - традиционалистами, стремящимися вернуть ушедший в прошлое идеал. В современном конфликте на Северном Кавказе сторонники сформировавшейся там в течение веков формы ислама (тесно переплетен с домусульманскими горскими обычаями и традициями (адатом)) выступают как консерваторы, а стремящиеся силой насадить там "чистый ислам" (каким он был после своего возникновения в 7 в.) ваххабиты - традиционалистами.

 В основе  консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

 Само возникновение  консерватизма как идеологии,  как уже говорилось, является  реакцией на результаты Великой  Французской революции, на провозглашенные  ею идеи свободы, равенства,  братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.

 

 Основные  идеи классического консерватизма сводятся к следующему:

 

1) Ограниченность  возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность  создания нового общественного  устройства по заранее разработанному  плану "с листа", без опоры  на исторические традиции и институты;

2) Любое поспешное  и радикальное (революционное  либо форсированно - реформаторское) изменение общественного порядка  неразумно и противоестественно;

3) Незыблемость  устоявшегося социального порядка  (в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);

4) Незыблемость  институтов, лежащих в основе "здорового и естественного" социального порядка - семьи, религии и частной собственности;

5) Допущение  только постепенного, эволюционного  и ненасильственного изменения  уклада общественной жизни и  политического устройства.

 Современный  консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение  к сильному государству как  гаранту общественного порядка  и целостности общества, обеспечивающему  в нем действие законов и  сохранение моральных устоев;

2) Уважение  к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая  формально - юридическое, он однозначно  выступает против экономического  и социального равенства людей; 

4) Признание  обязанности государства охранять  общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;

5) Требование  взаимного доверия и взаимопомощи  граждан и государства, без  чего невозможно поддержание  социального порядка. 

 Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:

1) Национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше  всего ставятся интересы нации,  народа и национальной государственности,  сохранение национального духа, национальной культуры и единства. При этом ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам.

 К числу  приверженцев "национал - консерватизма" может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и "просвещенных патриотов" до расистов и даже неофашистов, а также "промежуточные" политические направления. Среди известных примеров можно назвать европейских "новых правых" (А. де Бенуа, Р.Стойкерс и др.), "Национальный фронт" Ж. - М. Ле Пена во Франции, праворадикальную Национал - республиканскую партию Г.Фрея в Германии, Сербскую радикальную партию В.Шешеля в Югославии.

2) Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:

 а) против  экономического равенства и стремления  государства к социальной "уравниловке", а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской  политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;

 б) за неприкосновенность  частной собственности, стихийного "саморегулирующегося" рынка и свободной конкуренции;

 в) против  левой, коммунистической и социал-демократической  идеологии, поскольку считают,  что ее распространение и любые  попытки реализации "социалистической  модели" представляют угрозу для  базовых ценностей западного  общества и цивилизации;

 

 в) за создание  условий и гарантий, при которых  демократия и власть большинства  должны быть ограничены законом,  и большинство общества не  имело бы права и возможности  покушаться на частную собственность,  права и свободы отдельных  личностей.

Информация о работе Политические идеологии. Основные направления