Структура
и функции идеологии
В рамках
любой идеологии, любого идеологического
учения выделяются следующие
структурные компоненты или уровни:
1) Теоретико-концептуальный,
который образуют основные положения,
раскрывающие ценности и идеалы
определенного общественного класса,
нации или государства, либо
группы приверженцев определенного
направления политического развития
(например, реформаторы, консерваторы
или революционеры);
2) Программно -
политический, на котором социально
- философские принципы или идеалы
преобразуются политической элитой
в конкретные программы, лозунги
и требования, способствуя принятию
политическим руководством определенных политических
решений и осуществлению связанных с ними
действий;
3) Актуализированный,
которые составляют осознанные
гражданами конкретные политические
цели, а также их реализация
с помощью конкретных методов
и действий.
Одновременно идеология как важнейший
ключевой элемент политической системы
и политической жизни общества выполняет
в нем целый ряд значимых функций. При
этом связь идеологии с политикой носит
двойственный характер: идеология направляет
политическую деятельность и политическое
развитие общества, но при этом политическая
практика и политическая реальность проверяют
реалистичность и силу того или иного
политического учения. В результате образуется
своего рода "замкнутый круг" или
цикл: конкретная общественная ситуация
порождает определенную отвечающую потребностям
времени идеологию - та, в свою очередь,
овладевает массами, становится материальной
силой и изменяет политическую жизнь -
в итоге же сложившаяся новая политическая
ситуация приводит к переоценке первоначального
содержания идеологического учения, его
возможностей и достоверности.
К числу
общих функций идеологии политическая
наука обычно относит:
1) Ориентационную
- идеология включает в себя
основные представления об обществе
и политической системе, о политике и власти, помогает человеку
ориентироваться в политической жизни
и осуществлять осознанные политические
поступки;
2) Мобилизационную
- предлагая обществу определенную
модель (идею, программу) более совершенного
состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов
общества на их воплощение в жизнь;
3) Интегративную
- она стремится сформулировать
общенациональные и общегосударственные
ценности и цели, предлагает их
обществу, объединяя на их основе
людей;
4) Амортизационную
(т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая
в глазах людей существующую политическую
систему и политическую реальность, идеология
тем самым способствует снятию социального
напряжения, смягчению и разрешению кризисных
ситуаций, когда у государственной власти
нет материальных либо организационных
возможностей общества и граждан;
5) Функцию выражения
и защиты интересов определенной
социальной группы или класса
- например, марксистская идеология
претендует на отстаивание интересов
пролетариата, либеральная - слоя
предпринимателей и собственников,
и т.д.
Основные
идеологические течения в современном
мире
а) Либерализм
и неолиберализм.
В историческом
плане первым оформившимся идеологическим
учением был либерализм, идейной
основой которого послужила политическая
философия английских просветителей
17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По
своему духу либерализм изначально являлся
идеологией утверждавшейся в экономической
и политической жизни в эпоху буржуазных
революций буржуазии. Главный и исходный
пункт либерального учения - положение
о священном характере и неотчуждаемости
естественных прав и свобод личности -
прав на жизнь, свободу и собственность,
их преимуществе перед правами и интересами
общества и государства. Основные экономические
принципы либеральной идеологии - свободная
конкуренция, рынок, частное предпринимательство.
Основные политические принципы либерализма
- верховенство закона, правовое равенство
все граждан, договорная природа государства
(основано на общественном договоре) с
регламентацией его полномочий и ограничением
его возможностей вмешиваться в жизнь
общества (экономическую, культурную и
частную сферы), политический плюрализм
- т.е. закрепленное законом равноправие
участвующих в политической жизни политических,
профессиональных, экономических, культурных,
религиозных и иных гражданских ассоциаций,
терпимость к противоположным и оппозиционным
взглядам и убеждениям, веротерпимость.
Основные проблемы и противоречия, существующие
в рамках идеологии либерализма - отношение
к государству, определение пределов его
возможного вмешательства в частную жизнь
граждан с целью поддержания общественного
порядка (особенно в кризисные периоды),
совмещение демократии и индивидуальной
свободы (вполне возможно возникновение
тирании или диктата большинства, ущемляющих
права отдельной личности), существующие
противоречие между свободой и неравенством
(например, свободная конкуренция в экономике
неизбежно ведет к неравенству и социальному
расслоению), индивидуальными свободами
и общественной моралью, патриотизмом
и универсальными (общечеловеческими)
правами и свободами человека. Помимо
этого, остается серьезным вопросом, являются
ли ценности либерализма универсальными,
общими для всех стран, культур и народов
(прежде всего неевропейских) - либо это
ценности, присущие только западной цивилизации,
а утверждение их на иной "культурной
почве" затруднено. Дать ответ на все
эти вопросы была призвана оформившаяся
в середине ХХ века идеология неолиберализма.
Ее принципиальная новизна в сравнении
с "классическим либерализмом" состоит
в следующих моментах: 1) В попытке соединить
базовые ценности либерализма (права и
свободы граждан) с принципом сильного
правового государства, являющегося гарантом
соблюдения прав и законов, а также поддержания
общественного порядка; 2) В стремлении
совместить принципы индивидуальной свободы,
рыночной конкуренции и неприкосновенности
частной собственности с социальной ориентацией,
с признанием ответственности общества
за экономическое благополучие всех или
большинства своих членов (т.н. минимальный
социальный стандарт); 3) В признании необходимости
достижения консенсуса (согласия) в отношениях
между управляющими и управляемыми, элитой
и большинством общества; 4) В признании
необходимости равноправного и активного
участия широких масс в общественной жизни
(в качестве избирателей, партийных активистов,
участников гражданских объединений)
- без чего невозможна демократия; 5) Рассмотрение
морали и морального облика не как личного
дела каждого гражданина, а как обязательного
условия нормального развития общества.
б) Консерватизм
Консерватизм
является одним из первых, изначальных
типов политической идеологии,
на природу которого существует
немало точек зрения в политической
мысли и в политической науке.
Наиболее содержательные и важные
определения консерватизма предложены американскими
политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном,
а также английским социологом германо-венгерского
происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен
определяет его как определенную систему
идей и ценностей, которые те или иные
слои общества стремятся сохранить в противовес
нововведениям. Однако оказалось, что,
поскольку в разные эпохи набор консервативных
принципов менялся, таких принципов оказалось
всего два: отказ от революции и неприятие
любых отвлеченных и утопических теорий,
предполагающих радикальное переустройство
общества. Две этих идеи роднят консерваторов
всех времен: от консервативных критиков
Великой Французской революции до современных
"правых". Другие же идеи, высказанные
консервативными мыслителями в разное
время - приверженность идеям аристократии
и монархии, опора государственной власти
на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому
рынку, промышленному развитию и урбанизации
- отошли в прошлое. Поэтому, в отличие
от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать
консерватизм более широко - не как набор
идей, а как возникающее каждый раз в ситуации
перемен стремление сохранить и укрепить
некоторые важнейшие институты и принципы
общественной жизни (в разные эпохи они
могут быть различными). К.Манхейм рассматривал
консервативную идеологию как конкретное
историческое явление, ставшее реакцией
на идеи Просвещения и Великую Французскую
революцию. Одновременно Манхейм предлагает
отличать консерватизм от традиционализма
(который часто служит его истоком): если
консерватизм - это теоретически оформленное
учение, то традиционализм - подсознательное
психологическое (аффективное) отрицание
всяких нововведений и изменений (т.е.
особое настроение); если консерватизм
стремится сохранить от разрушения существующие
общественные институты и ценности, то
традиционализм - вернуться к первоначальному
идеальному состоянию ("золотой век"
и т.п.).
Для пояснения
этого различия приведем два
конкретных примера: если до
Великой Французской революции
защищавшие абсолютизм монархисты
(роялисты) являлись консерваторами (защищали статус
- кво), то уже после революции - традиционалистами,
стремящимися вернуть ушедший в прошлое
идеал. В современном конфликте на Северном
Кавказе сторонники сформировавшейся
там в течение веков формы ислама (тесно
переплетен с домусульманскими горскими
обычаями и традициями (адатом)) выступают
как консерваторы, а стремящиеся силой
насадить там "чистый ислам" (каким
он был после своего возникновения в 7
в.) ваххабиты - традиционалистами.
В основе
консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические
установки, как приоритет охранительного
сознания, предпочтение старого новому
в общественном развитии, а также идеи
общественного порядка и социально - политической
стабильности, уважения к национальным,
историческим, культурным и религиозным
традициям.
Само возникновение
консерватизма как идеологии,
как уже говорилось, является
реакцией на результаты Великой
Французской революции, на провозглашенные
ею идеи свободы, равенства,
братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному,
научному плану. Первыми идеологами консерватизма
как направления выступили видные французские
и английские политические мыслители
- критики Великой Французской революции
- Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.
Основные
идеи классического консерватизма
сводятся к следующему:
1) Ограниченность
возможностей человеческого разума,
которая предопределяет невозможность
создания нового общественного
устройства по заранее разработанному
плану "с листа", без опоры
на исторические традиции и институты;
2) Любое поспешное
и радикальное (революционное
либо форсированно - реформаторское)
изменение общественного порядка
неразумно и противоестественно;
3) Незыблемость
устоявшегося социального порядка
(в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность
привилегий высших слоев общества (дворянства
и духовенства), неизбежность наличия
в обществе социальной иерархии, его деления
на высших и низших (т.е. сословной системы);
4) Незыблемость
институтов, лежащих в основе "здорового и естественного" социального
порядка - семьи, религии и частной собственности;
5) Допущение
только постепенного, эволюционного
и ненасильственного изменения
уклада общественной жизни и
политического устройства.
Современный
консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся
в конце 19 - начале 20 вв., признал многие
ценности эпохи, наступившей после буржуазных
революций - рыночную экономику, свободную
конкуренцию, индивидуальные права и свободы,
правовое равенство граждан, но при этом
сохранил твердую приверженность следующим
принципам:
1) Уважение
к сильному государству как
гаранту общественного порядка
и целостности общества, обеспечивающему
в нем действие законов и
сохранение моральных устоев;
2) Уважение
к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям
- семье, религии, частной собственности;
3) Признавая
формально - юридическое, он однозначно
выступает против экономического
и социального равенства людей;
4) Признание
обязанности государства охранять
общественный порядок и поддерживать моральные устои,
но недопущение его вмешательства в рыночную
экономику и препятствования свободной
конкуренции;
5) Требование
взаимного доверия и взаимопомощи
граждан и государства, без
чего невозможно поддержание
социального порядка.
Среди основных разновидностей и
направлений современного политического
консерватизма исследователи обычно выделяют:
1) Национал - консерватизм
- в рамках этой идеологии превыше
всего ставятся интересы нации,
народа и национальной государственности,
сохранение национального духа, национальной
культуры и единства. При этом ценность
институтов частной собственности, свободного
рынка, конкуренции, индивидуальных прав
и свобод не отрицаются, но требуется их
подчинение национальным интересам.
К числу
приверженцев "национал - консерватизма"
может быть отнесен достаточно широкий
спектр политических сил - от умеренных
националистов и "просвещенных патриотов"
до расистов и даже неофашистов, а также
"промежуточные" политические направления.
Среди известных примеров можно назвать
европейских "новых правых" (А. де
Бенуа, Р.Стойкерс и др.), "Национальный
фронт" Ж. - М. Ле Пена во Франции, праворадикальную
Национал - республиканскую партию Г.Фрея
в Германии, Сербскую радикальную партию
В.Шешеля в Югославии.
2) Либеральный консерватизм - направление
политической и экономической мысли, приверженцы
которого выступают:
а) против
экономического равенства и стремления
государства к социальной "уравниловке",
а также против преждевременного
(до овладения нормами гражданской
политической культуры) распространения
политических прав на широкие слои общества,
т.к. их могут получить социально безответственные
и неготовые к демократии группы и субъекты;
б) за неприкосновенность
частной собственности, стихийного
"саморегулирующегося" рынка и свободной конкуренции;
в) против
левой, коммунистической и социал-демократической
идеологии, поскольку считают,
что ее распространение и любые
попытки реализации "социалистической
модели" представляют угрозу для
базовых ценностей западного
общества и цивилизации;
в) за создание
условий и гарантий, при которых
демократия и власть большинства
должны быть ограничены законом,
и большинство общества не
имело бы права и возможности
покушаться на частную собственность,
права и свободы отдельных
личностей.