Политические идеологии. Основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого понятия «идеология». Однако, даже имея нейтральный взгляд на вещи, нельзя не признать, что термин «идеология» принадлежит к наиболее неясным понятиям политологии. Изменчивость данного термина лежит в основе концептуального беспорядка в его толковании, который сохраняется по сей день. Одни возводят идеологию до статуса науки, в то время как другие опускают ее до патологической позиции фанатиков. Все это не может не приводить к крайностям в ее объяснении.

Содержание

Введение

Уровни политической идеологии

Структура и функции идеологии

Основные идеологические течения в современном мире

Либерализм и неолиберализм

Консерватизм

Социализм и коммунизм

Фашизм

Метафизические корни политических идеологий

Полярно-райская идеология

Идеология «Творец - Творение»

Идеология «Мистический Материализм»

Выводы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право Политические идеологии. Основные направления.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

 Все это  позволяет, в частности, понять  логику тех, кто сближает нацизм (Абсолютно Правая) с коммунизмом  (Абсолютно Левая). Такое отождествление возможно только для человека Абсолютного Центра, сторонника концепции “Творец-Творение”. Любопытно, что такие прямо противоположные политически мыслители, как русский патриот И.Шафаревич и известный русофоб, еврей, советолог А.Безансон, несмотря на полное несовпадение практически во всех конкретных вопросах, проявляют удивительное единодушие в обоюдной ненависти к советскому социализму (Абсолютно Левая) и к германскому национал-социализму (Абсолютно Правая). Для И.Шафаревича и то и другое суть проявление суицидального, танатофильского, эсхатологического импульса в цивилизации, истоки которого он замечает уже у вавилонян.

 

другой стороны, в истории между этими тремя  типами прото-идеологий существует некоторая последовательность. Так, чем глубже в древность, тем отчетливей и “тоталитарней” тип Абсолютно Правой идеологии, полярно-райский комплекс. Позднее, хотя также в древности, начинает преобладать тип “Творец-Творение”, получивший наиболее ярко выраженную доктринальную форму в позднем Иудаизме и других авраамических религиях. (Хотя и в этот период “тотальности” структуры “Творец-Творение” циклически проступают полярно-райские тенденции, но уже как стремление к “Революции Справа”, окрашенной все повышающимся эсхатологизмом) и, наконец, в Новое и Новейшее время наибольшее распространение получили Абсолютно Левые тенденции, захлестывающие и денатурирующие рудименты предыдущих традиционных форм (космистское Христианство, космистские Индуизм и Буддизм, социал-демократия, атеистическое нео-масонство, просвещенный Иудаизм и т.д.). Но и при доминации идеи “Волшебной Материи” Абсолютный Центр и Абсолютно Правая позиции никогда не стираются окончательно, и при первом удобном случае накопленные ими оппозиционные энергии выливаются в теократическую или полярно-райскую революцию. Таким образом, несмотря на смену периодов властвования, наши три тенденции или типа мировоззрения не могут быть ни слиты, ни сокращены в числе, хотя, напротив, возможности внешних обличий, которые они могут принимать в конкретной истории в зависисмости от обстоятельств не ограничены. И однако самые сложные синкретические модели, призванные перемешать между собой элементы Абсолютно Правой, Абсолютного Центра и Абсолютно Левой, не могут избавить инициатора подобного предприятия от сущностной и неизменной принадлежности к какой-нибудь одной из прото-идеологий, чьей идео-вариацией, инобытием и будет данная синкретическая модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Если у  граждан государства не будут  формироваться общие духовные  ценности, не будет общей идеологии, которая приводит духовные приоритеты в определенную систему, никакие законодательства не смогут регулировать общественные отношения. С этой стороны она воплощает систему ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Идеология — смыслообразующая сфера общественных отношений. История духовной жизни человечества свидетельствует, что желание людей иметь идеалы и стремиться к их достижению — неистребимое свойство человека как разумного существа. Люди во все времена жили, опираясь на представления о том, что их существование имеет смысл, одновременно соединенный с ними и выходящий за их пределы. «Идеологическое» пропитывает все факторы и формы бытия: собственность и ресурсы; потребности и интересы, стимулы и мотивацию деятельности людей; доминанты, приоритеты; культуру мышления и поведения, стиль общения людей, их мировосприятие. Без идеологического нет критериев и идеалов в жизни человека и общества, не формируются призвания и настроения, ориентации и программы. Даже в сравнительно устойчивых государствах в самое спокойное и мирное время политики апеллируют к высшим ценностям. Идеологическое формирует то или иное отношение к прошлому и будущему, без чего человек теряет пространственную и временную ориентацию, не способен определить перспективу.

 

 Идеология  есть нечто большее, чем ложная  теория, а именно, учение, вызывающее  к жизни определенную политическую  практику, то, как писал У.Матц, она,  идеология, обладает функцией  наделять смыслом действие в  пределах, коими охватывается экзистенция. Во многих случаях именно данная функция идеологии придает проницательность пониманию политических событий. В сфере политики через идеологию воплощаются путем их преломления важнейшие элементы политического мировоззрения и социальной парадигмы. Через идеологию формулируются конечные основания выбора действия, связанные с философией, целями и интересами той или иной власти.

 

 Хотя идеологии  иногда предстают как жесткие  системы, которые механистически  направляют индивидуальное мышление и поведение, в более типичных случаях они являются гибкими сетями идей, открытых интерпретациям и инновациям индивидуальных и групповых действующих лиц. Двойственная природа идеологии как причинного фактора и человеческого творения означает, что идеологии могут одновременно творить и выражать настроения и предпочтения.

 

 Идеологии  не столь долговечны, как религии,  но они более лабильны. Они  рождаются жизнью и сравнительно  легко приспосабливаются к меняющейся  социальной ситуации. Они отвечают  конкретным потребностям людей в конкретных обществах и в конкретные периоды их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995, Гл.15.

 

Политические  идеологии. Сб. статей. - Кемерово: КемГУ, 1996.

 

Санистебан  Л. Политика и идеология. // Диалог, 1993, № 8 - 9.

 

Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история  и современность. // Вестник МГУ, Серия 12, 1997, № 2.

 

Идеологическое  измерение современной России. // Полис, 1997, № 3.

 

Дугин А. Консервативная революция. // Издательство Арктогея, М., 1994 «Метафизические корни политических идеологий»


Информация о работе Политические идеологии. Основные направления