Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием категорий занятости и безработицы, правовой статус безработного, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь", другие нормативные правовые акты. Необходимо отметить, что в настоящее время существует дефицит научной правовой литературы по освещаемой теме. Поэтому работа в основном построена на нормативном материалу, методических материалах по вопросам занятости Минского городского центра занятости населения, статистических данных из справочной литературы.

Содержание

Введение
1. Понятие безработицы. Правовые признаки безработного
2. Права и обязанности безработных
2.1 Обязанности безработных
2.2 Права безработных на социальные выплаты (пособие, материальная помощь)
2.2.1 Пособие по безработице
2.2.2 Оказание материальной помощи
2.3 Организация самостоятельной занятости безработных
2.4 Право безработных на трудоустройство в другой местности
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Права и обязанности безработного.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие  ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Граждане несут ответственность  за достоверность предоставляемых  при регистрации сведений об имеющемся  трудовом стаже, среднем заработке  по последнему месту работы, под  которым понимается в том числе и временная работа, работа на условиях неполного рабочего времени, предпринимательская деятельность и иных, необходимых при регистрации в качестве безработного данных. Предоставление безработными документов с заведомо неправильными сведениями, послужившее основанием незаконного получения государственных пособий, могут повлечь за собой такие последствия как привлечение к уголовной ответственности.

Также граждане несут  ответственность за сокрытие сведений об обстоятельствах, препятствующих признанию их безработными (получение пенсии, в том числе и за выслугу лет, учеба по очной форме обучения, занятие предпринимательской деятельностью, а также иной деятельностью, которая в соответствии со ст. 2 Закона свидетельствует о занятости граждан).

Безработные обязаны  информировать органы по вопросам занятости  о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности, в т.ч. и своевременно информируют службу занятости о своем трудоустройстве. Однако, практика работы службы занятости свидетельствует о том, что отдельные граждане путем сокрытия фактов трудоустройства, в том числе занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, незаконно получают пособия по безработице, что нарушает как интересы государства, так и интересы истинных безработных, которые длительное время не получают пособия. Такие действия безработных граждан влекут за собой не только взыскание незаконно полученных денежных средств и снятие с учета в качестве безработного, но также могут послужить основанием для привлечения безработных к уголовной ответственности.

К сожалению, также выявляются факты незаконного получения  пособия. Чтобы избежать подобных ситуаций, безработным необходимо сообщать работникам службы занятости о всех изменениях, связанных с начислением и  выплатой пособий по безработице  и стипендий.

Так, безработные должны сообщать работникам службы занятости:

о наступлении периодов временной нетрудоспособности; отпусков по беременности и родам (которые  должны подтверждаться больничными  листками); о любых других препятствиях к трудоустройству; о привлечении на военные сборы; об участии в учебно-экзаменационных сессиях; о выезде с места постоянного проживания; о назначении пенсии по любым основаниям; об изменениях в составе семьи, например, кто-либо из лиц, находящихся на содержании, устроился на работу, стал получать какое-либо дополнительное пособие, пенсию, выбыл из состава семьи и т.д.; поступлении в учебное заведение, о подаче заявление на получение другого пособия; назначении пенсии; осуждении к исправительным работам без лишения свободы; о выполнении работ по гражданско-правовым договорам и др.

Если безработный не уверен, надо ли сообщать службе занятости  о каком-либо изменении ситуации, лучше сообщить в любом случае, поскольку в случае сокрытия фактов, влияющих на выплату пособия, и получение  его обманным путем, к безработному могут быть приняты меры, о которых рассказывалось выше.

Безработные должны являться по приглашению в службу занятости  для получения направления на работу (учебу).

Как правило, безработные  приглашаются в центр занятости  не чаще одного раза в месяц, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы. Отказ безработного без уважительных причин явиться в центр занятости для получения направления на работу ( учебу ) может повлечь за собой применение такой меры воздействия как сокращение размера пособия.

Закон обязывает безработных  являться на переговоры о трудоустройстве  с работодателем в течение  трех дней со дня направления центром  занятости.

Соблюдение указанного требования безработными имеет немаловажное значение, т.к. в условиях дефицита вакансий их заполняемость происходит очень быстро, и если безработный является на переговоры позже указанного в направлении срока, вакансии, зачастую уже заняты. Нарушение безработным срока явки на переговоры с работодателем влечет аналогичные последствия, размер пособия может быть сокращен

Безусловное выполнение безработными гражданами всех возложенных  на них законом обязанностей является одним из определяющих условий обеспечения  их работой в наиболее краткие сроки..

 

 

2.2 ПРАВА БЕЗРАБОТНЫХ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ПОСОБИЕ, МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ)

 

Государство содействует  безработным в начале или возобновлении  их трудовой деятельности и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

- предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций; пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; уволенным с военной службы без права на пенсию;

- выплату стипендии  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

- выплату в установленном  порядке пособия по безработице;

- оказание материальной  помощи безработному и членам  его семьи;

- возмещение расходов  и получение иных компенсаций  в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;

Рассмотрим их виды.

 

2.2.1 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

По данным Министерства труда и социальной защиты, численность  безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец февраля нынешнего года составила 26,2 тыс. человек. Это на 16,7% меньше, чем на конец февраля 2012 года (31,5 тыс.), и на 0,9% меньше, чем на конец января 2013 года (26,5 тыс.). Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2013 года составил 0,6% экономически активного населения.  
         В январе—феврале 2013 года на учет было поставлено 39,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 30,2 тыс., или 76,8% обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве 26,5 тыс. человек, в том числе 21 тыс. безработных, или 79,1% всех трудоустроенных.  
         На оплачиваемые общественные работы в январе—феврале было привлечено 8,8 тыс. человек, из них 6,2 тыс. безработных, или 70,3% привлеченных.  
На конец февраля 2013 года в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 45,3%.  
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец февраля нынешнего года условно приходилось 0,4 безработных. Из общего числа вакансий 77,8% предназначены для трудоустройства рабочих. 

В соответствии со ст. 18 Закона право на пособие по безработице предоставляется безработным, не получающим пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо сумм возмещения ущерба, нанесенного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, Для назначения пособия по безработице безработный обязан представить в государственную службу занятости декларацию о доходах.

Выплата пособия  по безработице производится со дня  регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в  период его временной работы, о  которой он обязан уведомить центр занятости, а также оплачиваемой общественной работы по направлению указанного центра.

 Если безработный  не уведомил центр занятости  о трудоустройстве на временную  работу в период получения  пособия по безработице, то  данный центр вправе приостановить выплату пособия на срок до трех месяцев (с включением этого срока в общий срок выплаты пособия по безработице) либо сократить его размер, но не более чем на 50 процентов.

Выплата пособия  по безработице приостанавливается в случае невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлениям органа государственной службы занятости в порядке.

Под приостановлением указанной выплаты понимается невыплата  безработному месячной суммы пособия  по безработице, установленного в соответствии с Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь.

При направлении  безработного, получающего пособие  по безработице, на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации выплаты его прекращается на время обучения. В случае не трудоустройства безработного после завершения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации назначение и выплата пособия по безработице осуществляется на общих основаниях в пределах сроков, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь".

 Безработным,  получающим пособия по безработицы  или стипендии, в трудовых книжках  производится с их согласия  запись либо выдается справка  соответствующего содержания по форме, устанавливаемой Министерством труда и социальной защиты.

 В трудовой  книжке безработного, занятого на  общественных работах, нанимателем  производится соответствующая запись. При трудоустройстве безработного  на общественные работы на срок менее 5 рабочих дней наниматель выдает безработному соответствующую справку.

Безработным, которые  не представили справки о средней  заработной плате (доходе) с последнего места работы, пособие по безработице  выплачивается в размере и  порядке, предусмотренных для безработных, имевших оплачиваемую работу (доход) менее 12 недель в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы.

 В случае  невыполнения безработным месячной  нормы, установленной на текущий  месяц, решение о приостановлении  выплаты пособия по безработице на последующий месяц принимается не позднее дня вызова, установленного центром занятости для безработного в последующем месяце. При этом документы, свидетельствующие об уважительных причинах невыполнения месячной нормы, представляются безработным в центр занятости не позднее первого рабочего дня последующего месяца.

 К уважительным  причинам невыполнения месячной  нормы относятся:

временная нетрудоспособность безработного, если количество дней трудоспособности менее месячной нормы (при наличии подтверждающих документов);

противопоказания  для безработного ко всем видам общественных работ, предлагаемых в центре занятости (при наличии подтверждающих документов);

необеспечение безработного объемом оплачиваемых общественных работ для полного  выполнения месячной нормы;

необеспечение центром занятости безработному транспортной доступности места  выполнения общественных работ;

срок нахождения безработного в текущем месяце на учете в данном центре занятости  менее месяца;

прохождения безработным  в текущем месяце профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению центра занятости;

прохождение безработным  в текущем месяце воинских сборов или других государственных обязанностей.

Пособия по безработице  выплачиваются независимо от участия в оплачиваемых общественных работах следующим безработным:

одиноким и  многодетным родителям, воспитывающим

несовершеннолетних  детей и детей-инвалидов;

молодежи до 18 лет;

инвалидам;

 гражданам,  выехавшим из зон радиоактивного  загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

лицам пред-пенсионного возраста, но не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста;

женщинам, воспитывающим  детей в возрасте до 3 лет;

гражданам, высвобожденным в связи с ликвидацией предприятий, организаций и учреждений или по сокращению штатов и имевшим в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), в течение первых трех месяцев со дня регистрации в центре занятости.

беременным  женщинам;

безработным, трудоустроенным  на временные работы с уведомлением

государственной службы занятости;

Безработным, отработавшим в текущем месяце на общественных работах количество рабочих дней, превышающих месячную норму, эти  дни засчитываются в выполнение месячных норм в последующих месяцах.

Пособие по безработице, как правило, не назначается в случаях:

Информация о работе Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь