Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием категорий занятости и безработицы, правовой статус безработного, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь", другие нормативные правовые акты. Необходимо отметить, что в настоящее время существует дефицит научной правовой литературы по освещаемой теме. Поэтому работа в основном построена на нормативном материалу, методических материалах по вопросам занятости Минского городского центра занятости населения, статистических данных из справочной литературы.

Содержание

Введение
1. Понятие безработицы. Правовые признаки безработного
2. Права и обязанности безработных
2.1 Обязанности безработных
2.2 Права безработных на социальные выплаты (пособие, материальная помощь)
2.2.1 Пособие по безработице
2.2.2 Оказание материальной помощи
2.3 Организация самостоятельной занятости безработных
2.4 Право безработных на трудоустройство в другой местности
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Права и обязанности безработного.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской (учебной) дисциплины и иные виновные действия, а также потери источника  дохода в результате незаконных действий;

увольнения (отчисления) с последнего места работы или  службы (учебы) по собственному желанию, отказа от направления по распределению на работу после окончания государственного учебного заведения без уважительных причин;

непредставления декларации о доходах.

В указанных  случаях с учетом материального  положения безработного и членов его семьи, наличия иждивенцев, иных уважительных обстоятельств служба занятости может назначить пособие по безработице на общих основаниях.

Безработным, зарегистрированным без права получения пособия  по безработице, могут назначаться  и выплачиваться такие пособия на общих основаниях при соблюдении следующих условий:

если безработный  выполняет обязанности, предусмотренные  Законом Республики Беларусь "О  занятости населения Республики Беларусь";

если безработный  в течение 12-месячного периода  принимал участие в оплачиваемых общественных работах и отработал на указанных работах не менее двадцати двух суммарных рабочих дней.

Пособие по безработице  выплачивается в следующем порядке: за первые 13 календарных недель в  размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов минимальной заработной платы.

Безработным (в  том числе и зарегистрированным с правом получения пособия по безработице), отработавшим на оплачиваемых общественных работах не менее 12 календарных  недель, пособия по безработице могут назначаться и выплачиваться на общих основаниях.

Для назначения пособия по безработице безработный  обращается в центр занятости  с письменным заявлением.

Безработным, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС  и находящимся на санитарно-курортном лечении, обучающимся на вечернем и заочном отделениях высших и средних специальных учебных заведений, в период лабораторно-экзаменационных сессий, защиты дипломов и сдачи государственных экзаменов выплаты пособия по безработице производится в пределах сроков определенных законодательством о занятости населения.

Безработным пособие  по безработице выплачивается и  в период военных сборов. При этом установленный срок выплаты его  продлевается на срок прохождения сборов.

Право на получение  пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами имеют женщины, зарегистрированные безработными с правом получения пособия по безработице (стипендии), а также потерявшие право на стипендию или пособие по безработице в связи с окончанием установленного срока их выплаты, - в течение 2 месяцев после прекращения выплаты пособия или стипендии.

Период получения  пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и  родами не включается в общий период выплаты пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами выплачивается безработному центром занятости по предъявлении листка нетрудоспособности, выданного и оформленного в установленном порядке.

Выплата пособия  по временной нетрудоспособности в  связи с беременностью и родами производится за счет средств государственного фонда содействия занятости. Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и  родами, выплачиваемого вместо пособия по безработице (стипендии), не может быть менее пособия, установленного законодательством о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей.

 

2.2.2 ОКАЗАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

С учетом материального  положения безработному может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.

Таблица 1. Среднедушевые  минимальные потребительские бюджеты  для различных социально-демографических групп населения в 2013 году в белорусских рублях

Социально-демографические группы населения

В ценах декабря 2012 года, действует с 1 февраля 2013

В ценах марта 2013 года, действует с 1 мая 2013

семьи из четырех человек

1 457 850

1 527 270

молодой семьи из трех человек

1 529 650

1 623 590

трудоспособного населения

1 840 970

1 955 940

пенсионеров

1 430 150

1 519 840

студентов

1 443 020

1 505 010

детей в возрасте до 3 лет

1 140 780

1 202 460

детей в возрасте от от 3 до 6 лет

1 360 090

1 443 280

детей в возрасте от 6 до 18 лет

1 629 320

1 704 280

     

 

Преимущественное  право на получение материальной помощи предоставляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении инвалидов  или несовершеннолетних детей.

Размер единовременно  оказываемой материальной помощи не может превышать, как правило, размера  минимальной заработной платы. Общий  размер материальной помощи, оказанной  безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 минимальных заработных плат. Материальная помощь может оказываться при соблюдении одновременно следующих условий:

если безработный  отнесен к категории малообеспеченных граждан в установленном порядке;

если безработный  выполняет обязанности, предусмотренные  Законом Республики Беларусь "О  занятости населения Республики Беларусь", а также месячную норму  участия в оплачиваемых общественных работах, за исключением случаев, когда  невыполнение объясняется уважительными причинами.

Назначенная материальная помощь выплачивается независимо от участия в оплачиваемых общественных работах следующим безработным:

одиноким и  многодетным родителям, воспитывающим

несовершеннолетних  детей и детей-инвалидов;

молодежи до 18 лет;

инвалидам;

гражданам, выехавшим  из зон радиоактивного загрязнения  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

лицам предпенсионного  возраста, но не ранее чем за два  года до наступления пенсионного  возраста;

женщинам, воспитывающим  детей в возрасте до 3 лет;

беременным  женщинам;

безработным, трудоустроенным  на временные работы с уведомлением государственной службы занятости.

Для получения  материальной помощи безработный обращается в центр занятости по месту  регистрации с письменным заявлением. К заявлению об оказании материальной помощи прилагаются:

справка с места  жительства о членах семьи, состоящих  на иждивении безработного;

справка местного исполнительного и распорядительного  органа об отнесении безработного к  малообеспеченным и другие документы по требованию службы занятости.

Решение об оказании безработному (членам его семьи) материальной помощи или об отказе в ней принимается  центром занятости в 7-дневный  срок со дня поступления заявления. О принятом решении безработный (члены семьи) извещается в 3-дневный срок.

Для получения  материальной помощи по причине смерти безработного члены его семьи (или  лица, организовавшие погребение) обращаются в центр занятости с заявлением, прилагая при этом копию свидетельства (справку) о смерти. Материальная помощь оказывается в размере, установленном законодательством для пособия на погребение умершего пенсионера. Решение об оказании материальной помощи по причине смерти безработного принимается центром занятости в день обращения, но не позднее года со дня смерти безработного. Выплата указанной суммы осуществляется не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения.

В исключительных случаях (стихийное бедствие, авария, продолжительная болезнь и другие) с учетом уважительных причин и представленных в центр занятости документов, подтверждающих причину обращения за оказанием материальной помощи, безработному и членам его семьи может быть оказана материальная помощь независимо от отнесения безработного к категории малообеспеченных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ

 

В блоке мероприятий государственной  службы занятости по снижению напряженности  на рынке труда все больше внимания уделяется вопросам, связанным с  оказанием практической помощи безработным  в организации собственного дела. Содействие безработным в организации самозанятости осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и исходя из принципа, что поддержка малого бизнеса – дело государственное. Ведь предприниматель начинает свое дело, подбирает персонал для работы, создает новые рабочие места, платит налоги в бюджет.

Развитие самозанятости  безработных на основе индивидуального  предпринимательства, способствует стабилизации социально-экономической ситуации в республике, снижению уровня бедности и напряженности на рынке труда, получения стабильного и долгосрочного  дохода работоспособными гражданами.

Исследования, проведенные национальными экспертами совместно со специалистами Государственной  службы занятости, показывают, что в  Республике Беларусь создана и действует  определенная правовая база для обеспечения  самозанятости безработных (Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь», Положение «О содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии» и др.).

Принятое в  новой редакции в 2000 году Положение «О содействии органами государственной службы занятости безработным в организации предпринимательской деятельности и ее дальнейшем развитии» основывается на нынешней государственной концепции развития предпринимательства и ориентировано на вовлечение в предпринимательскую деятельность безработных, в первую очередь тех, которые по тем или иным причинам не могут быть трудоустроены на имеющиеся вакантные рабочие места. Положением предусмотрено более активное использование средств государственного фонда содействия занятости на содействие безработным для организации предпринимательской деятельности в виде субсидий, а также компенсационных выплат. Данный правовой документ открывает дополнительные возможности привлечения безработных к предпринимательской деятельности.

Содействие  в организации предпринимательской  деятельности безработным осуществляется органами государственной службы занятости  с учетом социально-экономической  ситуации и положения на рынке  труда в регионах республики и  выражается в ее организационном, методическом и финансовом обеспечении.

определяет  общие организационные и методические основы содействия государственной  службы занятости безработным в  организации ими предпринимательской  деятельности и использовании в  этих целях средств Государственного фонда содействия занятости (в дальнейшем - фонд занятости);

с учетом положения  на рынке труда разрабатывает  мероприятия, направленные на повышение  заинтересованности безработных граждан  в организации предпринимательской  деятельности, и осуществляет практические меры по их реализации;

изучает, обобщает и распространяет практику предпринимательской  деятельности, организованной с использованием средств фонда занятости;

контролирует  деятельность экспертных советов управлений областных служб (Минского городского центра) занятости населения.

Управления  областных служб (Минский городской  центр) занятости населения:

определяют  приоритетные направления в организации  предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием средств  фонда занятости в городах и районах, и составляют расчеты по их финансовому обеспечению;

оказывают региональным, городским и районным центрам  занятости населения (в дальнейшем - центры занятости населения) методическую и практическую помощь в организации  предпринимательской деятельности безработных;

принимают решения  о создании экспертных советов центров  занятости населения для оценки технико-экономических обоснований (бизнес-планов) безработных;

контролируют  деятельность экспертных советов центров  занятости населения;

обеспечивают  своевременное проведение и протокольное оформление заседаний экспертных советов  управлений областных служб занятости  населения по поступившим технико-экономическим  обоснованиям (бизнес-планам) и выдачу заключений по представленным технико-экономическим обоснованиям избранных безработными видов предпринимательской деятельности;

изучают и анализируют  развитие предпринимательской деятельности, организованной с использованием средств  фонда занятости в виде субсидий, осуществляют меры по распространению положительного опыта;

Информация о работе Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь