Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием категорий занятости и безработицы, правовой статус безработного, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем. При этом использовалась Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь", другие нормативные правовые акты. Необходимо отметить, что в настоящее время существует дефицит научной правовой литературы по освещаемой теме. Поэтому работа в основном построена на нормативном материалу, методических материалах по вопросам занятости Минского городского центра занятости населения, статистических данных из справочной литературы.

Содержание

Введение
1. Понятие безработицы. Правовые признаки безработного
2. Права и обязанности безработных
2.1 Обязанности безработных
2.2 Права безработных на социальные выплаты (пособие, материальная помощь)
2.2.1 Пособие по безработице
2.2.2 Оказание материальной помощи
2.3 Организация самостоятельной занятости безработных
2.4 Право безработных на трудоустройство в другой местности
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Права и обязанности безработного.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

На переселение  направляются безработные в возрасте: мужчины от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и их семьи.

Наниматели, желающие пригласить на работу граждан и членов их семей, проживающих в другой местности, письменно обращаются в центры занятости  населения по месту своей юридической  регистрации, с указанием наличия  свободных рабочих мест (вакансий), условий труда и оплаты, условий приема граждан и членов их семей на работу и постоянное место жительства.

Центры занятости  населения анализируют, обобщают представленные нанимателями материалы и через  управления областных служб занятости  направляют их в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь для формирования общереспубликанского банка данных о возможностях и условиях переселения безработных на новое место жительства и работы (далее - банк данных).

Государственная служба занятости обеспечивает широкое информирование населения республики о возможностях и условиях переселения безработных и членов их семей в другую местность на новое место жительства и работы через средства массовой информации, центры занятости населения. Центры занятости обеспечивают безработным беспрепятственный доступ к банку данных.

Безработный, изъявивший желание переселиться на новое место  жительства и работы, обращается в  центр занятости населения по месту своей регистрации и  заполняет анкету-заявление о  переселении в трех экземплярах.

Центр занятости  населения, рассмотрев поступившие  анкеты-заявления, в 5-дневный срок со дня их поступления оформляет  и направляет один экземпляр анкеты-заявления  безработного непосредственно в  адрес нанимателя, второй - в центр  занятости населения по месту нахождения предприятия.

Наниматель  рассматривает поступившую анкету-заявление  и о результатах ее рассмотрения, в 15-дневный срок со дня получения, письменно информирует центр  занятости по месту своего нахождения и центр занятости населения по месту регистрации безработного, который в 3-дневный срок письменно информирует безработного. При положительном решении о приеме безработного и членов его семьи на работу центр занятости населения и безработный оформляют в четырех экземплярах трехсторонний договор между центром занятости, нанимателем и безработным о переезде безработного в другую местность на новое место жительства и работы1 и в 5-дневный срок со дня его оформления направляет четыре экземпляра данного договора непосредственно нанимателю.

Наниматель  в 5-дневный срок подписывает четыре экземпляра договора о переселении  и возвращает три экземпляра договора в адрес центра занятости по месту  регистрации безработного, один из которых передается безработному.

При необходимости  проведения личного собеседования с безработным у нанимателя и заключения договора на переселение центр занятости по месту регистрации безработного передает 4 экземпляра договора на руки безработному для подписания нанимателем и командирует безработного к нанимателю, в согласованные с ним сроки. Расходы, связанные с командировкой безработного к нанимателю, компенсируются безработному центром занятости населения из средств государственной службы занятости по предъявлении соответствующих документов, по нормам и в размерах, установленных действующими нормативными документами, но не более, чем за четверо суток поездки. При этом, безработному может выплачиваться аванс на командировочные расходы.

Переезд и трудоустройство  безработного осуществляются в согласованные  с нанимателем сроки, предусмотренные договором на переселение.

При переезде безработного на новое место жительства и работы центр занятости населения снимает  его с учета и выдает справку  с указанием даты регистрации  в качестве безработного, размера  и периода выплаты пособия по безработице, а также произведенных выплат пособия по безработице за данный 12-месячный период.

Одновременно  центр занятости населения направляет в адрес центра занятости населения  по новому месту жительства безработного копию личного дела безработного с экземпляром договора.

Безработный обязан в 5-дневный срок после прописки обратиться в центр занятости населения  по новому месту жительства и представить  центру занятости населения экземпляр  договора.

Пособие по безработице  по новому месту жительства выплачивается со дня снятия безработного с учета по прежнему месту жительства до его трудоустройства.

Наниматель  в 5-дневный срок со дня трудоустройства  безработного информирует об этом местный  центр занятости населения, который  исключает заявку о вакансии нанимателя из банка данных.

Для исключения реализованной заявки нанимателя о  вакансии из банка данных центр занятости  информирует управление областной  службы занятости, а Управление - Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Безработным, получившим направления государственной службы занятости на новое место жительства и работы (в другую местность), производится выплата единовременной помощи в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума. Кроме того, безработному дополнительно выплачивается единовременная помощь в размере величины бюджета прожиточного минимума за каждого члена его семьи, переезжающего совместно с безработным.

При переселении  на новое место жительства и работы безработного, в составе семьи  которого несколько безработных, единовременная помощь в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения договора о переселении и предоставлении гарантированного рабочего места с каждым из них. При этом анкету-заявление заполняет один из безработных, как правило, глава семьи.

При расчете  размера единовременной помощи принимается  величина утвержденного Советом  Министров Республики Беларусь бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения и действующего на дату заключения договора о переселении безработного и членов его семьи.

Выплата единовременной помощи безработному осуществляется центрами занятости населения по месту  регистрации безработного в 5-дневный  срок со дня снятия его с учета. Возмещение расходов на переезд безработного и членов его семьи (стоимость проезда, перевозка имущества, суточные за время нахождения в пути) осуществляется центром занятости населения по месту нахождения нанимателя по фактическим расходам безработного, подтвержденным соответствующими документами. Выплата производится после трудоустройства безработного в соответствии с договором переселения в 5-дневный срок со дня их представления в центр занятости по месту переселения. В случае оплаты расходов на переселение безработных и членов их семей нанимателем возмещение расходов производится непосредственно нанимателю по предоставлении подтверждающих документов. Стоимость проезда, перевозки имущества оплачивается по тарифам для расчета стоимости перевозок. Суточные за время нахождения в пути оплачиваются в размерах, установленных нормативными актами.

Наниматели  могут предоставлять дополнительные льготы безработным и членам их семей  на условиях, предусмотренных в договорах  на переселение.

Наниматель, заключивший  с гражданином договор о переселении, отказавшийся от исполнения указанного договора, возмещает центру занятости, направившему безработного, все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы (в том числе и выплаченную центром занятости безработному и членам его семьи материальную помощь), если это оговорено договором.

Безработный, отказавшийся от выполнения подписанного им договора о переселении без уважительных причин, обязан возместить центру занятости, направившему его, все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы (в том числе и выплаченную центром занятости безработному и членам его семьи материальную помощь), если это оговорено указанным договором.

Договор о переселении заключается по дату истечения годичного срока после поступления безработного на работу к нанимателю.

Необходимо  отметить, что в настоящее время  Департаментом по занятости населения  при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Департаментом по занятости населения г. Санкт-Петербурга проводится эксперимент по предоставлению работы безработным гражданам Республики Беларусь на предприятиях, учреждениях и организациях Санкт-Петербурга. Социологические опросы безработных показатели, что безработные граждане заинтересованы в предоставлении такой работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная  защита безработных и членов их семей  основана на Конституции, Трудовом кодексе  Республики Беларусь, Законе “О занятости  населения Республики Беларусь”  и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в  частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

Таким образом, в стране назрела необходимость  увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего обще принятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и  финансироваться работодателями и  работниками в соответствии со специальной  шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения негативных последствий  перехода страны к рыночной экономике  социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что  для преодоления негативных последствий  безработицы требуются усиление мер государственного регулирования  рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

В соответствии с прогнозными показателями Минского городского центра занятости населения  уровень безработицы в 2003 году увеличится на 0,06 процентных пункта к численности экономически активного населения.

Анализ процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение  дел в сфере занятости, дает основание полагать, что в 2003 году конъюнктура рынка труда будет по-прежнему оставаться трудоизбыточной, и напряженность на нем будет возрастать.

По прогнозным расчетам число лиц, которые выйдут на рынок труда в 2003 году, составит 188,4 тысячи человек. Продолжится процесс высвобождения рабочей силы с предприятий и организаций города, связанный как с приведением в соответствие с экономическим положением численности работников субъектов хозяйствования, так и с экономической несостоятельностью и реорганизацией производств. В 2003 году численность уволенных по причинам текучести кадров составит 11,6 тысячи человек. Число молодежи, окончившей учебные заведения, и нуждающейся в трудоустройстве достигнет 12 тысяч человек.

Прогнозируется, что 25,5 тысячи человек, из числа вышедших на рынок труда, зарегистрируются безработными в службе занятости. Из них 32,5 процента составят уволенные по причинам текучести кадров, 14,9 процента - выпускники учебных заведений, 14,1 процента - высвобожденные, 2,7 процента - освобожденные из мест лишения свободы, 1,6 процента - уволенные с военной службы, 34,1 процента - прочие категории граждан, среди которых значительную часть составят лица, ранее занятые в домашнем хозяйстве и имеющие длительный перерыв в работе.

Информация о работе Понятие безработного. Его права и обязанности по законодательству Республики Беларусь