Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:01, контрольная работа
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
Вследствие такого разделения круг субъектов на рынке железнодорожных перевозок расширился. Теперь это перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (оператор железнодорожного подвижного состава), пользователь услуг железнодорожного транспорта (грузоотправитель, пассажир). Каждый из двух указанных процессов деятельности железнодорожного транспорта будет опосредоваться своим договором: договором железнодорожной перевозки груза, пассажира, багажа, грузобагажа и договором оказания услуг по использованию инфраструктуры. Договор железнодорожной перевозки груза, в отличие от перевозки пассажира и багажа, является реальным. О его правовой природе как договоре об оказании услуги по перевозке сказано ранее. Договор же оказания услуг по использованию инфраструктуры имеет консенсуальный характер. Он сочетает элементы аренды имущества (инфраструктуры) и оказания услуг по использованию инфраструктуры ее владельцем для обеспечения перевозки.
3. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
В транспортных уставах и кодексах порядок установления сроков доставки груза определен по-разному. Так, согласно ст. 33 УЖТ "сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов".
На морском транспорте перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон; при отсутствии соглашения сторон - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).
В соответствии со ст. 76 КВВТ в случаях внутренней водной перевозки сроки доставки груза и правила их исчисления определяются правилами перевозок грузов.
Сроки доставки груза воздушным транспортом определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).
При автомобильных перевозках сроки доставки груза установлены только для перевозок груза в междугороднем сообщении. Они устанавливаются Правилами перевозки груза автомобильным транспортом (п. 69 УАТ).
За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа (пени), размер которого зависит от длительности просрочки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате (минимальному размеру оплаты труда - ст. 120 ВК). Взыскание штрафа (пени) возможно при наличии вины перевозчика, но при этом его вина в допущенной просрочке предполагается.
4. Договор перевозки груза
относится к категории
Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа. Следовательно, по своей правовой природе такой штраф должен быть отнесен к законной исключительной неустойке.
Рассматриваемая ответственность представляет собой предусмотренное в нормативном порядке отступление от принципа вины. Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие ("замкнутые") перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное количество (ст. 115 КВВТ, п. 127 УАТ, Положение об ответственности за невыполнение плана перевозок, действующее на морском транспорте) либо в определенной части минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или каждый контейнер (ст. 94 УЖТ). Этот размер регулярно пересматривается (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995г. N 433). С неисправного участника экспортной перевозки взыскиваются установленные штрафы.
В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. 793, 794 ГК обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.
Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, представляет собой только право отправителя, но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).
6. После подачи транспортных
средств и предъявления груза
отношения сторон вступают в
следующую фазу - погрузка, размещение,
укладка (разравнивание) груза. Обязанности
погрузки (выгрузки) груза распределяются
между перевозчиком и
Особенно детально регламентированы отношения перевозчика и грузовладельца, связанные со сроками погрузки-выгрузки и ответственностью за их несоблюдение, на морском транспорте. Они определяются соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения применяются сроки, обычно принятые в портах погрузки-выгрузки. Такого рода обычаи кодифицируются и издаются в виде свода обычаев соответствующего порта.
На морском транспорте по окончании срока, в течение которого груз должен быть погружен-выгружен, называемого сталийным временем (сталией), начинается дополнительное время ожидания (контрсталийное время). За время ожидания судном окончания погрузки-выгрузки в течение контрсталии выплачивается специальная неустойка (демередж). Если же грузовые операции закончены досрочно (до истечения сталийного времени), грузовладелец имеет право на получение от перевозчика вознаграждения (диспача). Размер демереджа и диспача определяется договором или ставками, обычно принятыми в соответствующем порту (ст. 130 - 133 КТМ).
Если погрузка (выгрузка) груза входит в обязанности перевозчика, время, затраченное на грузовые операции, включается в срок доставки груза. Следовательно, ответственность за просрочку таких операций возможна, когда просрочка приводит к несоблюдению срока доставки груза.
Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику. Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.
7. Одна из основных
обязанностей перевозчика
ГК определяет период ответственности перевозчика. Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.
ГК устанавливает и основания ответственности перевозчика. Он несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта формулировка означает, что ответственность перевозчика основана на принципе вины. Примерно так же сформулированы основания ответственности перевозчика в транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, п. 1 ст. 117 КВВТ, ст. 118 ВК, п. 132 УАТ). В ст. 166 КТМ прямо указывается на отсутствие вины перевозчика, его работников или агентов.
Основанием ответственности сторон за неосуществление разовой перевозки в каждом случае будет служить конкретный договор перевозки груза. Подобная ответственность наступает для сторон безотносительно к тому, был ли ими заключен договор об организации перевозок. Таким образом, этот договор представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку, не совпадающую по значению и правовым последствиям с договором о конкретной перевозке груза.