Понятие и виды юридических лиц. Порядок их организации и ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в его развитие законодательные акты ввели в имущественный оборот целый ряд видов и разновидностей юридических лиц. Большинство из этих организационно-правовых форм хорошо известны как российскому, так и зарубежному праву. Однако некоторые конструкции являются для нас непривычными и еще должны быть осмыслены с точки зрения их практического применения. Кроме того, законодательство о юридических лицах содержит множество новелл, которые позволяют в некоторой степени уменьшить степень коммерческого риска и снизить налоговое бремя.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право.docx

— 177.48 Кб (Скачать файл)

Действующими в настоящее время  являются ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, посвященные порядку государственной  регистрации предприятий, а также  основаниям отказа в регистрации (данные статьи единственные из этого акта, сохранившие свою силу в соответствии со ст. 2 Вводного закона), а также  утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года N 1482 Положение о порядке  государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности<80>. Нормы Положения имеют более широкую сферу действия по сравнению с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, поскольку распространяются как на коммерческие, так и некоммерческие организации, если в соответствии с их уставом последним предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. За пределами Положения остается создание предприятий в процессе приватизации (регистрация последних осуществляется в особом порядке). На случаи создания предприятий с иностранными инвестициями действие Положения хотя и распространяется, но с учетом особенностей, предусмотренных Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях".

В Положении содержится перечень документов, которые необходимо представлять для  государственной регистрации, - устав, утвержденный учредителями, решение  о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов  уставного капитала предприятия, а  также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов. Положением определен размер уставного капитала (фонда) предприятия, который должен составлять не менее 1000-кратной величины размера минимальной оплаты труда, установленного законодательством на дату представления устава для регистрации.

Положение запрещает органу, который  осуществляет государственную регистрацию, требовать представления документов, подтверждающих место нахождения предприятия, указанного в учредительном документе. В этой связи третьи лица не вправе предъявлять указанному органу требования о возмещении ущерба, причиненного недостоверностью информации об указанном  в учредительном документе месте  нахождения юридического лица.

Статьи 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности и Указ предусматривают различные  последствия установления регистрирующим органом нарушения установленного порядка создания юридических лиц  и несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства. Указ предусматривает, что в таких  случаях регистрирующий орган ставит в известность обо всем этом предприятие, а при его отказе устранить  обнаруженные недостатки сам регистрирующий орган обращается в суд. В отличие  от этого Закон считает, что указанные  обстоятельства служат достаточным  основанием для отказа в регистрации. А если предприятие с этим не согласно, именно оно вправе обратиться с жалобой на действия органа в суд. Учитывая, что Закон является актом более высокого уровня по отношению к Указу, необходимо руководствоваться в соответствующих случаях порядком, предусмотренным ст. 35 Закона.

Заинтересованные  лица вправе обращаться в арбитражный  суд с требованием признать запись о произведенной государственной  регистрации полностью или в  определенной части недействительной. При удовлетворении этого требования арбитражным судом запись о регистрации  аннулируется либо в нее вносятся соответствующие изменения. Юридическое лицо признается созданным с момента включения его в единый государственный реестр. Сведения о включении юридического лица в реестр, а равно об исключении из него должны быть опубликованы в установленном порядке.

 

 

 

Ликвидация  юридического лица

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК). Тем самым предполагается, что  с момента ликвидации права и  обязанности юридического лица к  другим субъектам не переходят.

Ликвидация может быть добровольной или принудительной. В  первом случае она производится по решению учредителей (участников) или  органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Сам  Кодекс (п. 2 ст. 61) содержит примерный  перечень обстоятельств, при которых  возникает потребность в такой  ликвидации: истечение срока, на который  создано юридическое лицо, и достижение поставленной при его создании цели. Особо выделена принудительная ликвидация, осуществляемая по решению суда. В п. 2 ст. 61 названы лишь некоторые из оснований принудительной ликвидации: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо без необходимого разрешения (лицензии), иное систематическое, неоднократное или даже однократное, но грубое нарушение закона либо иных правовых актов, признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Отдельно отмечено в той же статье такое основание, как систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Указанная статья подчеркивает возможность принудительной ликвидации "также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". Примером может служить ликвидация юридического лица вследствие банкротства, которому посвящена ст. 65 ГК. За пределами Кодекса установление новых оснований для принудительной ликвидации, в том числе на уровне закона, не допускается.

С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный  суд могут обратиться государственные  органы или органы муниципального самоуправления (п. 3 ст. 61 ГК). Необходимо, чтобы право  на такое обращение было предусмотрено  законом. В качестве примера можно  указать на Закон о страховании. Статья 30 (п. 4) этого Закона предусматривает  право Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью  обращаться в арбитражный суд  с иском о ликвидации организации-страховщика, неоднократно нарушавшей законодательство РФ, а также юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность без лицензии. Органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитраж с подобными  исками не могут. В этой связи Высший арбитражный суд отклонил требование налоговой инспекции о ликвидации предприятия, которое не представило  бухгалтерскую отчетность и уклонилось от уплаты налогов.

Ликвидация начинается с  того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее  решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей  ликвидации органу, который осуществляет государственную регистрацию юридических  лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Указанное сообщение  является основанием для внесения в  единый государственный реестр записи о том, что данное юридическое  лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку этот реестр в силу п. 1 ст. 51 открыт для всеобщего ознакомления, такая запись может побудить к  необходимым действиям кредиторов юридического лица. Одновременно она  служит предупреждением для потенциальных  контрагентов ликвидируемого юридического лица.

Те, кто выступили с  инициативой ликвидации, сами же назначают  ликвидационную комиссию или наделяют ее функциями, так называемого ликвидатора. Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки  проведения ликвидации должны быть согласованы  с органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц. В  случаях, когда ликвидация производится по судебному решению, им может быть предусмотрено возложение соответствующих  обязанностей на самих учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен  на проведение ликвидации учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК).

На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданского права, которым управляет ликвидационная комиссия, и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК). Имея в  виду это обстоятельство, Высший арбитражный  суд РФ признал, что предприятие  и после начала его ликвидации вправе предъявлять различные требования в арбитражный суд, в том числе  и о признании недействительным самого акта государственного органа о ликвидации юридического лица.

Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей  ликвидации, которое должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Извещение необходимо поместить  в том печатном органе, который  обычно публикует сообщения о  государственной регистрации юридических  лиц (п. 1 ст. 63 ГК).

Задача комиссии состоит  в том, чтобы собрать долги  юридического лица и рассчитаться с  его кредиторами. В этой связи, не ограничиваясь общим извещением, комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам, включая и тех, у кого срок требования не наступил.

После истечения указанного в извещении срока (он не может  быть менее двух месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный  баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим  решение о ликвидации, по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию юридических  лиц.

Промежуточный баланс должен содержать данные о том, что представляет собой имущество юридического лица, какие именно требования кредиторов удалось выявить и каков результат  их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК). Последнее  имеет весьма важное значение, поскольку помимо прочего подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с его требованием. Имеется в виду, что указанные кредиторы пользуются определенными преимуществами, так как их требования удовлетворяются впереди тех кредиторов, которые заявили свои требования хотя и в период работы ликвидационной комиссии, но после указанного в извещении срока.

Требования кредиторов удовлетворяются  за счет имеющихся у юридического лица денежных средств, а при недостаточности  этих средств - из сумм, вырученных от продажи  принадлежащего юридическому лицу имущества. Такая продажа производится с  публичных торгов в порядке, предусмотренном  для исполнения судебных решений  процессуальным законодательством. Правило  об обязательной продаже имущества  должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические  лица, кроме учреждений и казенных предприятий.

Выплата кредиторам производится, начиная со дня утверждения учредителями (участниками) юридического лица либо органом, который принял решение  о ликвидации, согласованного с органом, в функции которого входит осуществлять государственную регистрацию, промежуточного баланса (п. 2 ст. 63 ГК). И только требования тех, кто не пользуется привилегиями, должны быть удовлетворены спустя месяц  со дня утверждения промежуточного баланса (п. 4 ст. 63 ГК).

После погашения долгов юридического лица комиссия составляет ликвидационный баланс, которым завершает расчеты  с кредиторами. Баланс должен быть утвержден  собственником имущества или  органом, принявшим решение о  ликвидации, и, кроме того, согласован с органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 63 ГК).

После утверждения ликвидационного  баланса в единый государственный  реестр вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого  момента юридическое лицо признается прекратившим свое существование в  качестве субъекта гражданского права (п. 8 ст. 63 ГК). До учинения указанной  записи кредиторы, чьи требования ликвидационная комиссия отказалась рассматривать  или рассмотрела, но отказала в удовлетворении, вправе обратиться с иском в арбитражный  суд. В случаях, когда арбитражный  суд признает эти требования обоснованными, взыскание обращается на оставшееся имущество юридического лица. Если же кредиторы не обращались в арбитражный  суд или обращались, но решением арбитражного суда им было отказано в  иске, соответствующие требования считаются  погашенными. Такими же погашенными  признаются требования кредиторов, которые  не были удовлетворены из-за недостаточности  имущества у ликвидированного юридического лица.

Исключение из приведенного правила предусмотрено, в частности, п. 6 ст. 63. Речь идет о казенных предприятиях и учреждениях, по долгам которых, как  уже отмечалось выше, несут субсидиарную ответственность их собственники. С учетом особенностей ответственности по долгам казенных предприятий, с одной стороны, и учреждений - с другой, указанная норма предусматривает: если у учреждения не хватает принадлежащих ему денежных средств для расчетов со всеми кредиторами, а у казенного предприятия - денежных средств и иного имущества, то тогда оставшиеся неудовлетворенными требования могут быть заявлены кредиторами соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию (то есть тому из них, кто является собственником принадлежащего ликвидированному юридическому лицу имущества).

Свои требования кредиторы  могут адресовать и другим лицам, которые в соответствии с законом  или учредительными документами  ликвидированного юридического лица также  несут субсидиарную ответственность  по его долгам. В частности, имеются  в виду участники полного товарищества (ст. 75 ГК) и полные товарищи в товариществе на вере (п. 2 ст. 82 ГК). В установленных пределах ответственность по долгам ликвидированного юридического лица несут также участники общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 88 и п. 1 ст. 95 ГК), акционеры (п. 1 ст. 96 ГК), члены производственного кооператива (п. 2 ст. 107 ГК) или потребительского кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Учредители (участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, которые имеют право давать обязательные для организации указания, несут ответственность по ее долгам, если банкротство произошло по их вине (п. 3 ст. 56 ГК). В случае признания дочернего общества несостоятельным (банкротом) по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (п. 2 ст. 105 ГК).

Имущество, оставшееся после  удовлетворения всех требований кредиторов, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами, должно быть передано тем  юридическим или физическим лицам, которые имеют на него вещные или  обязательственные права (п. 7 ст. 63 ГК). Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества (товарищества), производственного или потребительского кооператива оставшееся имущество  распределяется между учредителями (участниками), а при ликвидации государственных  или муниципальных предприятий  и учреждений, казенных предприятий  имущество передается его собственникам - соответственно Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию. Что касается общественных организаций и фондов, то их уставы должны в обязательном порядке предусматривать  судьбу оставшегося после ликвидации имущества (применительно к фондам соответствующее требование содержится в п. 4 ст. 118 ГК).

Информация о работе Понятие и виды юридических лиц. Порядок их организации и ликвидации