Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:12, реферат
Лебедев К.К. определяет правовые принципы как научно-обобщенное положение, которое отражает закономерности предмета, метода и формы правового регулирования. Принципы выполняют не только гносеологическую функцию, но и регулятивную, т.е. они являются не только исходными положениями научных теорий, они выступают как активные начала.
Е.Г. Комиссарова, в свою очередь, разграничивает принципы российского гражданского права на принципы-нормы, закрепленные в законе, и принципы-идеи, не содержащиеся в нормативных правовых актах. Отсюда Е.Г. Комиссарова выделяет две группы принципов: нормативные и ненормативные. Нормативные содержатся в нормативных правовых актах, например в ст. 1 ГК РФ. Ненормативные вырабатываются наукой.
В то же время, на мой взгляд, принципы-нормы, нормативные принципы скорее возможно относить к нормам гражданского права, содержащимся в нормативных правовых актах; принципы - идеи, ненормативные принципы весьма спорно относить к разновидности гражданского права. Как представляется, во-первых, необходимо отграничивать принципы российского гражданского права от неправовых и иных, а не иных социальных явлений, неправа. Во-вторых, исходить из того, что российское гражданское право может выражаться в различных внешних формах - основополагающих принципах российского гражданского права, нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права, нормативных правовых договорах, содержащих нормы гражданского права, обычаях российского гражданского права. Отсюда, например, принципы, сформулированные в нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права, традиционно называемые принципами российского гражданского права, думаю, точнее называть принципами российских нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права. При таком подходе в зависимости от формы российского гражданского права, содержащей принципы российского гражданского права, считаю возможным выделять: во-первых, основополагающие принципы российского гражданского права, отражающие сущность всех форм российского гражданского права, во-вторых, принципы российских нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, в-третьих, принципы нормативных правовых договоров, содержащих нормы гражданского права.
В зависимости от сферы правового регулирования возможно выделять межотраслевые принципы российского (в том числе) гражданского права, отраслевые принципы российского гражданского права и принципы отдельных институтов гражданского права. По иерархии - основополагающие принципы российского гражданского права; принципы, сформулированные в российских нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права; принципы, выработанные в нормативных правовых договорах, содержащих нормы гражданского права. По форме внешнего выражения - письменные и устные принципы российского гражданского права Гражданское право. Гатин А.М.: Издательство Дашков и К, 2009 г. С. 18.
Данная классификационная группа принципов существенным образом отличается от рассмотренных нами ранее начал спецификой действия в механизме осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей. Если предыдущие начала представляют собой абстрактные цели осуществления прав и исполнения обязанностей, в которых заключены гуманистические, ценностные социальные установки, то в группе принципов-методов нашли отражение приемы и способы, пути достижения этих целей.
К числу основных начал (принципов) гражданско-правового регулирования относятся:
принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;
принцип неприкосновенности собственности;
принцип свободы договора;
принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;
принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния сторон судебной защиты;
принцип сохранения прав в случае отказа граждан и юридических лиц от этих прав.
Анализ принципов права, думаю, позволяет сделать несколько выводов. Первый: классификация принципов российского права не должна содержать в себе иных, не правовых явлений. Второй: классификация принципов российского права не может ограничиваться принципами только одной формы российского права - нормативными правовыми актами, содержащими нормы права. Ярким примером является принцип законности права во всех его формах в Российской Федерации. Третий: классификация принципов российского права не может ограничиваться их
простым перечислением.
2. Понятие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет полагать, что изъятие земельного участка путем выкупа для публичных нужд представляет процесс, элементами (стадиями) которого являются:
принятие решения об изъятии, его государственная регистрация;
уведомления об изъятии;
определение порядка выкупа и возмещения убытков;
оплата выкупной цены и предоставление компенсаций;
прекращение правообладателями соответствующих прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно правовой природы выкупа земельного участка для публичных нужд. По мнению Н.П. Кабытова, выкуп относится к правомерным действиям: юридическим актам, а именно - сделкам. При этом автор справедливо замечает, что хотя зачастую выкупу предшествуют принятие административного акта (решение об изъятии земельного участка) или судебного решения, данные юридические акты существуют наряду с юридическим фактом выкупа земельного участка; и их не следует смешивать. Выкуп земельного участка - это действия продавца (частного собственника земельного участка) и покупателя, направленные на отчуждение прежним собственником участка, приобретение его новым собственником и уплате выкупной цены Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности. - Самара, 2009. - С. 66..
Иную точку зрения высказывает В.А. Евсегнеев. Как отмечает автор, с внешней (формальной) стороны принудительный (а тем более добровольный) выкуп земли у частного собственника может и должен быть осуществлен так же, как и обычная сделка купли-продажи земли. При этом, хотя передачу частной земли в публичную собственность в порядке ее принудительного выкупа нельзя признавать сделкой, но многие общие черты позволяют считать ее квазисделкой. Такая теоретическая конструкция, по мнению В.А. Евсегнеева, полезна с той точки зрения, что помогала бы оформлению всей операции как "настоящей" сделки Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. - 2010. -N 8. - С.12..
Подобной точки зрения придерживается и Д.Б. Горохов, который делает вывод, о том, что отношения по поводу изъятия земельного участка формально не считаются сделками, так как здесь нет "автономии воли" в смысле ст. 2 ГК РФ, но по существу это сделки (квазисделки). Государство (в лице органов власти) при принудительном изъятии земельных участков распоряжается частными землями. В этом случае оно действует не в качестве собственника, а как публичная власть Горохов Д.Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками. - М., 2009. - С. 32..
Следует отметить, что в ГК РФ, ЗК РФ и ФЗ N 310-ФЗ отсутствует единообразие в использовании термина "выкуп" и названии вида иска в случае принудительного изъятия земельного участка на основании решения суда.
Исходя из положений статей 279-283 ГК РФ, статей 45, 46, 49, 55, 63 ЗК РФ, выкуп земельного участка и расположенных на нем иных недвижимых объектов для государственных или муниципальных нужд представляет собой действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его собственника для удовлетворения возникших публичных нужд, и заключение соглашения с собственником о выкупной цене в соответствие со ст. 281 ГК РФ. Следовательно, выкуп одна из форм изъятия земельного участка, которая применяется только к собственнику земельного участка и находящихся на нем иных недвижимых объектов.
Изъятие земельного участка, который принадлежит правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или аренды - действия уполномоченного органа власти, направленные на прекращение прав на земельный участок у его землевладельца, землепользователя, арендатора для удовлетворения возникших публичных нужд, и возмещение указанным лицам убытков в соответствие со ст. 283 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ. В случае если на земельном участке расположены иные недвижимые объекты, принадлежащие правообладателю на праве собственности, такие объекты выкупаются у собственника.
По нашему мнению, следует различать выкуп как процесс, а соглашение о выкупе как двух- или многостороннюю сделку (договор). Договорные отношения, связанные с выкупом, могут строиться различно, в зависимости от согласия правообладателя на изъятие, вида вещных прав на земельный участок и расположенные на нем иные недвижимые объекты.
В случае согласия собственника земельного участка на его изъятие, соглашение о выкупе может строиться по типу купли-продажи либо по типу договора мены земельными участками, если по желанию собственника ему взамен предоставляется равноценный земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену, а также путем заключения соглашения, содержащего условия, характерные для договора купли-продажи и договора мены (смешанное соглашение) Горина Е. Выкуп земельных участков// Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2009.- № 36. - С.7..
Более сложные ситуации возникают при отсутствии согласия собственника земельного участка. Согласно ст. 282 ГК РФ при отсутствии согласия собственника на изъятие земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления может предъявить иск о выкупе земельного участка в течение 3-х лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка и находящихся на нем недвижимых объектов.
В соответствии с названием статьи 282 ГК РФ выкуп осуществляется по решению суда. Несмотря на то, что содержание указанной статьи не предполагает установление исключений из общих правил, вместе с тем ФЗ N 310-ФЗ устанавливает изъятия из общих правил на период до 1 января 2014 года. Согласно п. 31 ст. 15 Закона, если соглашение о выкупе не заключено в течение 2-х месяцев со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования "город - курорт Сочи" вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных недвижимых объектов. Таким образом, устанавливается специальный короткий срок, который, в отличие от общих правил, предусмотренных ст.ст. 282 и 283 ГК РФ, исчисляется с момента, когда заинтересованному лицу предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения.
Анализ законодательства и правоприменительной практики по некоторым регионам позволяет сделать вывод о том, что реально может сложиться несколько ситуаций:
собственник не согласен с изъятием земельного участка (но решение уполномоченного органа власти не обжаловал), выкупной ценой, сроками и другими условиями выкупа;
собственник согласен с изъятием участка, выкупной ценой, но не согласен с другими условиями выкупа;
собственник согласен с изъятием земельного участка, но не согласен с выкупной ценой, сроками выкупа Дихтяр А.И. Практическое пособие "Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд: вопросы теории и практики". - Гарант, 2010..
Для разрешения возникших спорных вопросов целесообразно рассматривать их не только с позиций норм материального (ГК РФ, ЗК РФ и др.), но и норм процессуального права (ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ ( ред.от 09.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532, АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-Ф ( ред.от 19.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012), включая вопросы исполнения судебного решения, вступившего в законную силу. Принципиальное значение в таких делах имеет правильное определение предмета иска управомоченным органом власти при обращении в суд. Такой подход в конечном итоге позволит определить момент отчуждения недвижимого имущества в публичную собственность, прекращения прав собственника и иных правообладателей на земельный участок и расположенные на нем недвижимые объекты. Необходимо учитывать, что момент передачи земельного участка и момент его отчуждения могут не совпадать. Представляется, что в указанных ситуациях с учетом положений ст. 282 ГК РФ предмет иска, а в дальнейшем и резолютивная часть судебного решения будут различными.
Изъятие земельного участка может осуществляться и у лица, не являющегося его собственником. Статья 283 ГК РФ применительно к таким случаям не употребляет понятие "выкуп", а предусматривает прекращение прав владения и пользования на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования земельным участком, но применительно к правилам, предусмотренным для выкупа участка у собственника. ФЗ N 310-ФЗ расширяет перечень прав, которые прекращаются при изъятии земельных участков для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к ним. Кроме прав, указанных в статье 282 ГК РФ, при изъятии прекращаются право безвозмездного срочного пользования и аренды земельного участка (п. 2 ст. 15 Закона).
Таким образом, соглашение о выкупе и соглашение о возмещении убытков - это гражданско-правовые сделки, которым предшествует принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на них иных недвижимых объектов, принятое уполномоченным органом власти. В законодательстве присутствует пробел относительно урегулирования порядка подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для публичных нужд и определения федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных принимать такие решения.
Информация о работе Понятие и признаки принципов гражданского права