Понятие и признаки товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

Главной целью данной работы является рассмотрение того, как
действующее законодательство регулирует отношения, связанные с
использованием товарных знаков. Исходя из этой цели можно поставить
следующие задачи:
- раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки;
- рассмотреть виды товарных знаков;
- уточнить вопросы, касающиеся использования товарных знаков

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.38 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, в зависимости от признака классификации товарные знаки

могут разделяться:

   - по форме своего выражения - на словесные, изобразительные, объемные,

комбинированные, звуковые, световые и др.

   - по количеству владельцев прав на товарный знак - на индивидуальные и

коллективные.

   - по степени известности - на обычные и общеизвестные.

 

 

                                 Использование товарного знака.

 

     Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать их на всей территории РФ. Данное право действует в течении 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться.

     Заявление о продлении срока охраны, каждый раз на десять лет, должно

быть подано обладателем  свидетельства в течении последнего года его

действия. По ходатайству  заявителя для продления срока  действия

свидетельства ему может  быть предоставлен шестимесячный срок после

истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной

пошлины.

     Заявление вместе с приложенными к нему документами (подлинник

свидетельства, документ об уплате пошлины) рассматривается в  течении трех месяцев с даты поступления в Патентное ведомство. Сведения о продлении срока действия регистрации вносятся в соответствующие Государственные реестры и свидетельства, а также публикуются для всеобщего сведения в официальном бюллетене Патентного ведомства.

Сущность права на пользование  товарным знаком состоит в возможности  их

неограниченного хозяйственного использования для обозначения  производимых и реализуемых ими товаров. Использование товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован и (или) на их упаковке. Лицом, применяющим товарный знак может быть как сам его владелец, так и лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. При наличии уважительных причин неиспользование товарного знака в такой форме использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ.

   Достаточно сложным представляется вопрос об объеме использования

товарного знака, достаточном для поддержания его регистрации в силе. Как и в ранее действовавшем. Так и в нынешнем законодательстве данный вопрос не решен. В литературе обычно предлагается различать две его стороны - количественную и качественную. В частности. Применение товарного знака на одном или очень ограниченном числе изделий может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы или оборудование, либо изделия. Пользующиеся ограниченным спросом.

   Напротив, если товарный знак был предназначен для обозначения серийно

выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске опытных

образцов, это может быть квалифицированно как недостаточное  его

использование.

   Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака

обычно связывается с  оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу, эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике , однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначатся товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение товарного знака считается неправомерным и , соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация. Когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне. Но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. С другой стороны,

товарный знак часто фактически используется для обозначения более  узкого

круга товаров, чем ото указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не

производятся владельцем товарного знака и (или) по каким то причинам не

маркируются товарным знаком.

   При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с

указанным обозначением предупредительную  маркировку. Она указывает на то , что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную так и патентно-правовую функции. С одной стороны она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспортировки и т.п.). Благодаря такому «обособлению» внимания покупателей обращается на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания данной маркировки и способствует тем самым ее лучшему запоминанию. Предупредительная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товарный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность.  Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака и маркируемых им товаров, что способствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции.

   С другой стороны, благодаря предупредительной маркировке становится

возможным оперативное установление факта регистрации товарного знака.

Наличие специальной маркировки предостерегает третьих лиц от нарушения

исключительных прав владельца  товарного знака и является важным аргументом при разрешении патентно-правовых споров.

   Действующее законодательство не содержит специальных норм,

регламентирующих нанесение предупредительной маркировки. Она наносится исключительно по усмотрению владельца прав на товарный знак и в любой момент может быть снята. Владелец товарного знака сам избирает вид и форму предупредительной маркировки.

   Предупредительная маркировка также может быть в виде специальной

изобразительной отметки  в виде звездочки с последующей  расшифровкой в

тексте или в сноске.

   Итак, право на товарный знак действует в течении 10 лет и может

неоднократно продлеваться. Использование товарного знака  является не только правом, но и обязанностью его владельца. При использовании товарного знака их обладатели могут проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку. Она выделяет товарный знак среди других обозначений и облегчает защиту прав на товарный знак в случае их нарушения.

 

 

Защита прав на товарный знак.

 

    Защита прав на товарный знак осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур.

   Понятие «юрисдикционная  форма» означает, что лицо, права которого

нарушены, обращается за защитой  к государственным или иным компетентным органам, которые  уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

   Административно-правовая  защита нарушенных или оспариваемых прав

сводится:

  1) к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в

Апелляционную палату Патентного ведомства РФ с правом последующего

обжалования принятого по возражению решения в Высшей патентной  палате РФ и в суде;

2) к обращению с заявлением  о нарушении правил добросовестной

конкуренции в федеральный  антимонопольный орган (территориальный  орган);

3) к подаче жалобы в  вышестоящий орган организации-нарушителя, если таковой у последнего имеется.

   Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган), установив

факт нарушения, выдает нарушителю предписание о его прекращении, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. Указанное предписание является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания выдавший его орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф, который взыскивается в без акцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании. К оответствующей административной ответственности в виде штрафа может быть привлечен и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания. Защита права на товарный знак в административном порядке является специальным порядком защиты.

    Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак считается их

гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т.е. судебного

порядка. В настоящее время все споры, связанные с нарушением рассматриваемых прав относятся к компетенции арбитражных судов, разрешающих все споры, связанные с предпринимательской деятельностью. По соглашению сторон возможна передача спора на разрешение третейского судьи.

      Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак.

1. Владелец права на  товарный знак, права которого  оспариваются или не

признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания

этих прав. Споры такого рода возникают на базе реорганизации  юридических

лиц, если в ходе нее нечетко  определены права и обязанности  вновь

возникших юридических образований. Кроме того, иск о признании  права на

товарный знак может быть заявлен также лицом. Претендующим на

предоставление охраны его  знаку в силу общеизвестности  последнего на

территории РФ.

2. Наиболее распространенным  способом защиты, вытекающим из  нарушения прав на товарный знак, является требование о прекращении их дальнейшего использования. Данное требование может быть заявлено и целях предотвращения готовящегося нарушения. Например, когда маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.

3. К вышесказанному способу  защиты близко примыкает требование  об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожение изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Иногда это сделать невозможно без причинения существенного вреда самому товару. Представляется ,что по смыслу закона в этом случае подлежит уничтожению (переработке) сам товар.

4. В качестве особого способа защиты прав на товарный знак (ст.46 Закона РФ

о товарных знаках) выделяется опубликование судебного решения  в целях

восстановления деловой  репутации потерпевшего. Такого рода публикация,

текст, место и время  опубликования которой во избежание  дальнейших споров должны быть определены самим судом, подлежит оплате нарушителя.

   В тех случаях, когда вследствие незаконного использования товарного

знака у их обладателей  возникли убытки, последние подлежат возмещению

нарушителем в полном объеме. В качестве потерпевшего выступает прежде всего владелец торгового знака. Лица, пользующиеся торговыми знаками на основании лицензионных договоров, также рассматриваются как потерпевшие и имеют право на возмещение вреда.

Доходы, полученные лицом, незаконно  использовавшим принадлежащий

потерпевшему товарный знак, могут рассматриваться в качестве упущенной

выгоды и должны быть переданы потерпевшему. Объем нанесенного  вреда кроме упущенной выгоды включает в себя и другие убытки, которые также должны быть возмещены за счет нарушителя.

Использование чужого товарного  знака может рассматриваться  и как

уголовно наказуемое деяние. Для квалификации данного деяния как преступления необходимы такие признаки, как неоднократность или причинение крупного ущерба.

      Защита прав на товарный знак осуществляется в основном в

юрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной защиты выделяют общий и специальный порядки защиты нарушенного права. Общий порядок защиты – это защита прав в суде (в данном случае - в арбитражном).

 

 

Зарубежный опыт. Мировой рынок и интеллектуальная собственность.

 

   Право интеллектуальной собственности в России принято совсем недавно, в то время как в Европе и США оно функционирует уже десятки лет. Например в Германии законодательство о товарных знаках существует с 1902 года. Безусловно, новоиспеченные российские законы, касающиеся товарных знаков, проигрывают при сравнении с отшлифованным десятилетиями законодательствами, регулирующие аналогичные проблемы в других странах. Однако, преимущество России заключается в возможности изучить богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой в сфере регулирования вопросов , касающихся интеллектуальной собственности вообще и товарных знаков в частности. В интересах нашей страны не упускать такую возможность. Более того, изучение зарубежного законодательства о интеллектуальной собственности необходимо для успешного функционирования на мировом рынке.

   В наши дни происходит процесс интеграции мировой экономики, углубления экономической взаимозависимости стран. Конечная цель этого процесса - устранение препятствий на пути перемещения товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, капиталов и рабочей силы. Последним крупным событием в сфере международного сотрудничества стало завершение процесса, начатого еще в 1947-1948 г. с создания Бреттонвудской системы и заключения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Речь идет об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) на Уругвайском раунде ГАТТ, которая призвана регулировать международную торговлю товарами, услугами, а

также внешнеторговые аспекты  инвестиций и прав интеллектуальной

собственности.

  Российская федерация имеет в ВТО статус наблюдателя и в 1993 г. подала

официальное заявление о  намерении присоединиться на условиях полноправного членства. Для того, чтобы стать членом ВТО, Россия должна присоединиться ко всем  соглашениям, подписанным в ходе Уругвайского раунда ГАТТ, в том числе и к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Информация о работе Понятие и признаки товарных знаков