Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 01:22, реферат
В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.
Введение
1. Понятие коммерческой тайны
1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
2. Правовое регулирование коммерческой тайны
2.1. Установление режима коммерческой тайны
2.2. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны
Заключение
1. специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм
2. специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности
3. специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров
4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.
С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.
Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространению коммерческой тайны.
Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:
выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.
Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.
В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.
Так, для сведений научного характера - это, как правило:
идеи, изобретения, открытия
отдельные формулы
новые технические проекты
новые методы организации труда и производства
программное обеспечение ЭВМ
результаты научных исследований.
Для сведений технологического характера:
конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
описания технологических испытаний
"ноу-хау"
точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)
сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.
Для сведений делового характера:
сведения о заключенных или планируемых контрактах
данные о поставщиках и клиентах
обзоры рынка, маркетинговые исследования
информация о конфиденциальных переговорах
калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли
планы развития предприятия и его инвестиций.
Если в выделении узловых сведений возникают проблемы, то можно изучить рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом случае полезными будут аналогичные примеры организации защиты секретов западными фирмами.
Так, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы "Кока-Кола" и "Пепси-Кола" выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.
Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.
Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию.
При этом надо учитывать, что нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.
Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.
Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.
Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф "коммерческая тайна"), документов и изделий.
Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.
При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, "коммерческая тайна".
Руководитель составить списки сотрудников, которые допущены к такой информации. Этот список директор также утверждает своим распоряжением. В трудовые договоры со всеми работниками администрации следует добавить запись о неразглашении коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии, а также после увольнения (обычно в течение трех лет).
Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.
В основе этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ, как в выявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального момента снятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.
В тех случаях, когда публикация необходима для закрепления приоритета или поддержания престижа отечественной науки, вместо конкретных приводятся сведения более общего характера. Например, точные значения характеристик и параметров могут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.
При открытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламной привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем объем публикуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения без дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите.
2. Правовое регулирование коммерческой тайны
2.1. Установление режима коммерческой тайны
Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х годов XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона "О коммерческой тайне", который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны "ноу-хау" в режиме коммерческой тайны).
Информация является коммерческой тайной, если в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Чтобы установить такой режим, работодатель должен принять следующие организационные, правовые и технические меры.
Организационные меры включают в себя:
1. Отнесение конкретной информации к коммерческой тайне, определение перечня и состава такой информации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ не могут являться коммерческой тайной сведения:
содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Любая другая информация исходя из интересов конкретной организации может быть отнесена работодателем к коммерческой тайне.
К сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться:
сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства,
планы инвестиций, закупок или продаж,
партнеры (систематизированные сведения о заказчиках, клиентах, потребителях, покупателях и др.),
сведения о подготовке и результатах проведения переговоров,
финансы (сведения о обороте средств, финансовых операциях, сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах организации),
содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (согласно ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за ее соблюдением.
Порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, может быть прописан в локальном акте организации о коммерческой тайне.
3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
Для этого целесообразно составить список сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне. Список следует формировать с учетом трудовой функции работника и тех ценных сведений, которые необходимы для ее осуществления.
Правовые меры заключаются в том, что работодатель устанавливает в трудовых договорах обязанность по соблюдению конфиденциальности информации. В связи с этим кадровик должен знать, какие именно условия можно включить в типовой трудовой договор организации.
К техническим мерам следует отнести мероприятия, препятствующие разглашению ценной для работодателя информации, в том числе нанесение на материальные носители (документы) грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения).