Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 01:22, реферат
В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.
Введение
1. Понятие коммерческой тайны
1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
2. Правовое регулирование коммерческой тайны
2.1. Установление режима коммерческой тайны
2.2. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны
Заключение
Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.
При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, "коммерческая тайна".
Руководитель составить списки сотрудников, которые допущены к такой информации. Этот список директор также утверждает своим распоряжением. В трудовые договоры со всеми работниками администрации следует добавить запись о неразглашении коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии, а также после увольнения (обычно в течение трех лет).
Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.
В основе этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ, как в выявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального момента снятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.
В тех случаях, когда публикация необходима для закрепления приоритета или поддержания престижа отечественной науки, вместо конкретных приводятся сведения более общего характера. Например, точные значения характеристик и параметров могут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.
При открытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламной привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем объем публикуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения без дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите.
2. Правовое регулирование коммерческой тайны
2.1. Установление режима коммерческой тайны
Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х годов XX в. и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона "О коммерческой тайне", который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны "ноу-хау" в режиме коммерческой тайны).
Информация является коммерческой тайной, если в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Чтобы установить такой режим, работодатель должен принять следующие организационные, правовые и технические меры.
Организационные меры включают в себя:
1. Отнесение конкретной информации к коммерческой тайне, определение перечня и состава такой информации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ не могут являться коммерческой тайной сведения:
содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Любая другая информация исходя из интересов конкретной организации может быть отнесена работодателем к коммерческой тайне.
К сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться:
сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства,
планы инвестиций, закупок или продаж,
партнеры (систематизированные сведения о заказчиках, клиентах, потребителях, покупателях и др.),
сведения о подготовке и результатах проведения переговоров,
финансы (сведения о обороте средств, финансовых операциях, сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах организации),
содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (согласно ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за ее соблюдением.
Порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, может быть прописан в локальном акте организации о коммерческой тайне.
3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
Для этого целесообразно составить список сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне. Список следует формировать с учетом трудовой функции работника и тех ценных сведений, которые необходимы для ее осуществления.
Правовые меры заключаются в том, что работодатель устанавливает в трудовых договорах обязанность по соблюдению конфиденциальности информации. В связи с этим кадровик должен знать, какие именно условия можно включить в типовой трудовой договор организации.
К техническим мерам следует отнести мероприятия, препятствующие разглашению ценной для работодателя информации, в том числе нанесение на материальные носители (документы) грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения).
1. Понятие коммерческой тайны
1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - это информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной. Коммерческая тайна не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит. В связи с этим, коммерческая тайна имеет коммерческую ценность и выступает предметом адекватных мероприятий по сохранению ее секретности, применяемых лицом, которое законно контролирует эту информацию.
Коммерческая тайна может включать в себя сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, за исключением тех, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Таким образом, коммерческая тайна - это информация, которой присуща совокупность следующих признаков:
она не является государственной тайной;
коммерческая тайна имеет непосредственное отношение к уставной деятельности предприятия;
ее разглашение может причинить предприятию существенный материальный убыток;
на предприятии действует адекватная система мероприятий по ее защите.
Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:
о нерациональном природопользовании
о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)
о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны
о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы
о фактах проявления недобросовестной конкуренции
о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов
о причинах и фактах невыполнения договоров и др.
Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.
При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в "Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне», в которой оговорены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.
Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить: