Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел. Правила подведомственности и подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
В соответствии с указанной целью исследуются следующие задачи:
изучить нормативно-правовую, законодательную и дополнительную литературу по данной теме;
дать определение подсудности и подведомственности, определить содержание;
выделить виды подсудности и подведомственности, дать им характеристику;
по результатам работы сделать вывод.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел 5
1.1 Судебная подведомственность 6
1.2 Административная подведомственность 7
1.3 Общественная подведомственность 8
1.4 Исключительная (единичная) и множественная
подведомственность 8
1.5 Подведомственность гражданских дел споров судам общей
юрисдикции 10

Глава 2 Понятие и виды подсудности гражданских дел 11
2.1 Родовая подсудность 12
2.2 Территориальная подсудность 14

Глава 3 Передача дела из производства одного суда в другой 22

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе..docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение   3

 

Глава 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел   5

1.1 Судебная подведомственность   6

1.2 Административная подведомственность   7

1.3 Общественная подведомственность   8

1.4 Исключительная (единичная) и множественная

      подведомственность   8

1.5 Подведомственность гражданских дел споров судам общей

      юрисдикции 10

 

Глава 2 Понятие  и виды подсудности гражданских  дел 11

2.1 Родовая  подсудность 12

2.2 Территориальная подсудность 14

 

Глава 3 Передача дела из производства одного суда в другой 22

 

Заключение 24

 

Список использованной литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законодательство Республики Казахстан  модифицируется с каждым днем, постоянно  протекает процесс его совершенствования. В Республике Казахстан имеется  огромное количество ведомств, развита  судебная система, велик гражданско-правовой институт. Каждый орган государства, выполняя возложенные на него функции  и задачи, должен действовать в  пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию  других органов. Такое разграничение  полномочий является важным условием, обеспечивающим оптимальную, правомерную  деятельность государственного аппарата, в том числе и судов.

Значение подсудности и подведомственности, относящиеся к различным отраслям процессуального права, в настоящее  время существенно возросло и  изменилось. Более сложная система  органов гражданской юрисдикции, наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в  нормативных актах, определяют необходимость  их анализа и формулирования выводов  общего характера, которые могли  быть положены в основу совершенствования  законодательства и правореализационной  практики.

В условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев.[1]

После разрешения вопроса  о подведомственности дела суду общей  юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу). Необходимость определения конкретного суда существует и в тех случаях, когда лицо имеет намерение обжаловать судебный акт, обратиться с заявлением о его пересмотре и т.п. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.[1]

В этой работе рассматривается понятие  подсудности и подведомственности, как определенный механизм распределения  и распространения компетенции  между судебными органами.

Подведомственность и подсудность  одни из важнейших основ судопроизводства, сложная система органов контролирующих гражданско-правовые отношения, а так  же наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в  материально-правовых нормативных  актах, определяют необходимость их анализа и формулирования общих  выводов, дабы определение подсудности  и подведомственности дела, не являлись камнем преткновения перед передачей  дела в суд.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел. Правила подведомственности  и подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

В соответствии с указанной целью исследуются  следующие задачи:

  • изучить нормативно-правовую, законодательную и дополнительную литературу по данной теме;
  • дать определение подсудности и подведомственности,  определить содержание;
  • выделить виды подсудности и подведомственности, дать им характеристику;
  • по результатам работы сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел

 

Подведомственность  можно рассматривать в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма  юридических дел между различными юрисдикционными органами. [3]

Ограничение компетенции суда по рассмотрению и  разрешению гражданских дел от компетенции  других органов, законодателем и  вводится категория подведомственности.

Отмечая значение подведомственности, следует  отметить, прежде всего, то, что подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительно, одновременно определяя подведомственность каждому из органов судебной власти.[1]

Подведомственность  исковых дел суду. В п. 2 ст. 24 ГПК Республики Казахстан, сформулировано общее правило подведомственности исковых дел суду — судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и кооперативных, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таки споров отнесено законом к ведению других органов.[2] 

 Единого определения подведомственности  в процессуальной литературе нет. Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом  понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

Подведомственность  в гражданском процессе понимается как относимость гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.

Виды подведомственности гражданских  дел

Понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции. Последняя  означает определенный круг правомочий суда или иного правоприменительного органа, а подведомственность характеризует дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

В связи  с провозглашением Конституцией РК судебной власти и возведением права на судебную защиту в ранг конституционного существенно изменилась характеристика судебной подведомственности дел.

Подведомственность  подразделяется на следующие виды:

  1. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров, можно выделить следующие виды подведомственности:
  • Судебную;
  • Административную (комитеты, комиссии, органы местного самоуправления);
  • Общественную (третейский суд).
  1. В зависимости от того относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на
  • Единичную (исключительную);
  • Множественную.
  1. Подведомственность гражданских споров судам общей юрисдикции.[3]

 

1.1 Судебная подведомственность

 

Ранее судебная подведомственность определялась характером дел (гражданские, семейные, трудовые и  др.), составом участников дел (хотя бы одной из сторон подлежащего разбирательству  дела должен быть гражданин), отсутствием  установленных в законе исключений из судебной подведомственности.[6]

В связи  с тем, что суд вправе рассматривать  все без исключения, так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, отпала надобность в дробной регламентации права на судебную защиту.[7]

В действующим законодательстве все судебные дела целесообразно подразделять на две группы – исковые и неисковые. Первые связывают и объединяют споры о праве, вторые – иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными правилами (его принципами) можно  признать следующие:

  • судебная юрисдикция законна и юридически значима только в отношении подведомственных дел, в противном случае судебная деятельность и судебные постановления ничтожны в правовом отношении. Судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления. Если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению. Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства;
  • стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда, для чего составляют так называемую третейскую запись. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, – они подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции;
  • при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - третейскому суду (арбитражному суду), все требования подлежат рассмотрению в суде.[6]

Таким образом, институт судебной подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильности рассмотрения дел.

 

1.2 Административная подведомственность

 

Государственный аппарат в целом состоит из большого числа органов, их структурных  подразделений. Очень многие структурные  единицы аппарата наделены властными  полномочиями.

Подведомственность  - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.

Определение подведомственности можно понимать как средство распределения труда  по осуществлению государственных  и иных дел. Ее четкое распределение  позволяет избежать дублирования в  деятельности разных органов, служащих.

Правила подведомственности важны для всех ветвей государственной власти, поэтому  законодательство о гражданском  судопроизводстве четко регулирует  подсудность, подведомственность судебных дел.[7]

Особенно  важна административная подведомственность - распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти.

Аппарат исполнительной власти чрезвычайно  велик, он состоит из очень большого числа ведомств, органов, служащих, а в его непосредственном ведении  находится огромное число организаций, материальных ресурсов, информационных систем и т.д.

Шесть уровней административной подведомственности:

Во-первых, государственная подведомственность - законодательное решение вопросов о том, органы какого государства вправе решать дела (о взыскании ущерба, алиментов, если стороны живут в разных странах, о выдворении иностранного гражданина и др.).

Во-вторых, родовой подведомственность - распределение полномочий между разными видами государственной власти: судебная подведомственность, административная подведомственность и другие.

В-третьих, видовая подведомственность. Правила  видовой подведомственности определяют, какой вид органов ведает делами (органы определенного ведомства, административные комиссии, районные, городские, комиссии по делам несовершеннолетних).

В-четвертых, территориальная подведомственность, правила которой устанавливают, какой из органов данного вида ведает делами (по месту жительства).

В-пятых, в некоторых случаях, исходя из важности дела, законодатель устанавливает правила  иерархической подведомственности, т. е. поручает дела вышестоящему органу или предоставляет ему право  брать дела у нижестоящих органов  и принимать их к своему производству.

В-шестых, существует еще и должностная  административная подведомственность, т. е., иными словами, в рамках органа ведать (контролировать, решать и т. д.) могут разные должностные лица.[5]

 

1.3 Общественная подведомственность

 

Разрешать юридические дела, то есть споры о праве и иные правовые вопросы индивидуального характера, в соответствии с действующим законодательством обладает большое количество органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций.

Каждый  из этих органов должен действовать  в пределах предоставленных ему  полномочий и не вторгаться в компетенцию  других органов.

Такое разграничение  полномочий является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную  деятельность всего государственного аппарата.

В ряде случаев  закон допускает возможность  рассмотрения гражданских дел не только в суде, но и в другом  юрисдикционном органе (альтернативная подведомственность). Выбор между  несколькими органами, которым, согласно закону, подведомственно дело, в  одних случаях предоставляется  истцу, в других - определяется соглашением  сторон.[5]

Информация о работе Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе