Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подведомственности и подсудности гражданских дел. Правила подведомственности и подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
В соответствии с указанной целью исследуются следующие задачи:
изучить нормативно-правовую, законодательную и дополнительную литературу по данной теме;
дать определение подсудности и подведомственности, определить содержание;
выделить виды подсудности и подведомственности, дать им характеристику;
по результатам работы сделать вывод.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел 5
1.1 Судебная подведомственность 6
1.2 Административная подведомственность 7
1.3 Общественная подведомственность 8
1.4 Исключительная (единичная) и множественная
подведомственность 8
1.5 Подведомственность гражданских дел споров судам общей
юрисдикции 10

Глава 2 Понятие и виды подсудности гражданских дел 11
2.1 Родовая подсудность 12
2.2 Территориальная подсудность 14

Глава 3 Передача дела из производства одного суда в другой 22

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе..docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

Такая подведомственность предусмотрена, в частности, для  гражданско-правовых споров, разрешаемых  третейскими судами.

Имущественные споры могут также быть переданы третейскому суду по соглашению сторон, если это не противоречит законодательству.

 

1.4 Исключительная (единичная) и множественная подведомственность

 

Исключительная (иногда ее называют единичной), предусматривающая возможность рассмотрения определенных категорий дел только какими-либо одними указанными в законе органами (только судебными, только административными, только общественными), исключая возможность обращения в другой орган. Большинство споров, которые вытекают из гражданских, семейных, жилищных, экологических, земельных, трудовых, налоговых и других правоотношений, рассматриваются только судами общей юрисдикции и не могут разрешаться по существу другими органами.

В зависимости  от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к  ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную.

Вследствие  этого исключительная подведомственность означает, что закон  относит разрешение определенной категории дел к  ведению только одного юрисдикционного  органа. Например: споры о лишении  родительских прав, трудовые споры  разрешаются только судами общей  юрисдикции.

Напротив, значительная часть имущественных  споров между гражданами, между организациями  имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться  не только государственными (общей  юрисдикции), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность означает, что закон  относит разрешение дел определенной категории к компетенции нескольких юрисдикционных органов.

Множественная подведомственность в зависимости  от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно  по закону, может быть подразделена на:

  • договорную;
  • императивную;
  • альтернативную;
  • смешанную.[8]

Договорной  является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, граждане по взаимному соглашению вправе передать любой возникший между ними спор на разрешение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.

Альтернативная  подведомственность – это спор правового характера, может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом).[1]

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного  лица или определяется соглашением  сторон, выраженным как в отдельном  документе, так и в тексте гражданско-правового договора.

Закон допускает  разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов по выбору лица, права и законные интересы которого, по его мнению, нарушены и ущемлены.

Разновидностью  альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для  передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной письменной форме.

Под императивной подведомственностью понимается последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными  органами, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих  в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими  органами. Выделяют еще смешанную подведомственность, в которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

Подведомственность  дел, определяемая по связи исковых  требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - третейскому (арбитражному) суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

 

1.5 Подведомственность гражданских споров судам общей юрисдикции

 

Судебная  подведомственность гражданских дел - это относимость круга гражданских  дел к разрешению суда.

Согласно  ст. 24 ГПК РК суды рассматривают следующие  категории гражданских дел:

  • о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, если в соответствии с ГПК и другими законами их защита не осуществляется в ином судебном порядке;
  • об оспаривании акта, принятого государственным органом или его должностным лицом;
  • о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений, в том числе отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой;
  • дела особого искового производства, круг которых определен законом;
  • дела особого производства;
  • бесспорные требования. Перечисленные в статье 140 ГПК РК, в порядке приказного производства.[2]

Суды рассматривают также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных  организаций, иностранных юридических  лиц, организаций с иностранным  участием, а также международных  организаций, если иное не предусмотрено  международным договором, законодательством  РК или соглашением сторон.

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и виды подсудности гражданских дел

 

Подсудность является очень важным институтом в  гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление и определяя, что гражданское дело подведомственно  судам общей юрисдикции, судья  должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между  конкретными судами судебной системы.

Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит  отличие подсудности от подведомственности.[8]

Определить  подсудность дела, значит выяснить, в каком из многочисленных судов  первой инстанции, в зависимости  от тех или иных признаков, должно быть рассмотрено конкретное дело.

Если  подведомственность означает распределение  дел для рассмотрения между различными юрисдикционными органами, то подсудность  – это распределение внутри  судебной системы, т.е. между судами.

Каждый  суд правомочен рассматривать и  разрешать по существу определений  круг гражданских дел из числа  тех дел, которые отнесены к ведению  судов. Понятие «подведомственность» определяет границы судебной юрисдикции в целом, а «подсудность» применяется  для обозначения юрисдикции конкретного  суда по рассмотрению и разрешению дел по существу.

В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и  статусе судей Республики Казахстан» судебную систему Республики Казахстан  составляют Верховный суд Республики Казахстан и местные суды.

К местным  судам относятся:

  • областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд – Военный суд войск Республики Казахстан и т.д.);
  • районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд – военный суд гарнизона и другие).

Каждый из судов, входивших в  судебную систему РК, вправе рассматривать  и разрешать только подсудные  ему дела. При этом речь идет о  компетенции судов, рассматривающих  гражданские дела первой инстанции.

В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую (предметную) и территориальную (пространственную).

Виды подсудности гражданских  дел

В теории гражданского процессуального  права подсудность определяется как совокупность правовых норм, определяющая, какой конкретно суд должен рассматривать  подведомственное ему дело как суд  первой инстанции.

Подсудность, в свою очередь, подразделяется на родовую и территориальную. Когда речь идет о подсудности гражданских дел судам одноименного уровня судебной системы, то говорят о родовой подсудности, если же о распределении гражданских дел между судами одного звена в зависимости от территории, на которой функционирует суд, - о территориальной подсудности.[5]

В гражданском  судопроизводстве все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские  дела распределены между судами различных  звеньев (уровней) судебной системы. Так, одни гражданские дела отнесены законом  к ведению верховных судов, другие - районных (городских) и т. д. Однако критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня является характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

 

2.1 Родовая подсудность

 

Подсудность, определяющая компетенцию судов  различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции, называется родовой, или предметной.

По родовой  подсудности определяется, суд какого должен рассмотреть спор по существу.

На сегодняшний  день в подсудность районных (городских) и приравненных к ним судов  входит рассмотрение дел в первой инстанции гражданской, административной и другой направленности.

Районные  суды рассматривают наиболее сложные  гражданские споры, которые вытекают из имущественных, семейных, жилищных и других отношений затрагивают  различные гражданско-правовые институты  и земельные отношения и т.д.[2]

Подсудность районных (городских) и приравненных к ним судов определяется территорией  проживания ответчика или местом нахождения основного имущества  организации (юридического лица). А  также подсудность зависит от выбора истца, например, при алиментных обязательствах.

Изменение подсудности гражданского дела, следовательно, полномочий районного (городского) и  приравненных к ним судов возможна в случае принятия к рассмотрению дела вышестоящим судом.

Районные (городские) и приравненные к ним  суды также решают вопрос по применению принудительных мер медицинского характера  и их отмены.

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются  районными (городскими) и приравненными  к нему судами, исключения составляют дела, предусмотренные:

  1. Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» предусмотренные пунктом 8 статьи 59, в котором говориться об отказе Центральной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата в Президенты или об отмене решения о регистрации, которые могут быть обжалованы в десятидневный срок лично кандидатом либо выдвинувшим его общественным объединением в Верховный Суд, который рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее подачи. Решение Верховного Суда является окончательным. А также пунктом 3 статьи 66 - решение Центральной избирательной комиссии может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия кандидатом в Президенты в Верховный Суд, который рассмотрит его в десятидневный срок и принимает окончательное решение.
  2. Конституционным законом Республики Казахстан «О республиканском референдуме», а именно пунктом 5 статьи 13, которая содержит, что в регистрации может быть отказано, если нарушены требования Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме». А также отказ Центральной избирательной комиссии о регистрации инициативной группы и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум, может быть обжалован в десятидневный срок в Верховный Суд Республики, который рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее подачи. Решение Верховного Суда является окончательным.[8]

Подсудность гражданских дел специализированным судам регулируется статьей 30 Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.[2]

Статья 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан включает следующие специализированные суды:

  • Специализированные межрайонные экономические суды; 
  • Специализированные районные и приравненные к ним административные суды:
  • Военные суды;
  • Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних;
  • Специализированный финансовый суд;
  • Другие специализированные суды.[2]

Специализированный межрайонный экономический суд рассматривает и разрешает гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам являются сторонами в этих делах.

Информация о работе Понятие подведомственности и подсудности в гражданском процессе