Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Цели:
1. Дать определение понятию «свобода совести».
2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ………………………………………6
1.1. Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах………………………………………………………………………………6
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации…………………………………………………………………………..12
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………18
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений…...........................................................................................................18
2.2. Гарантии свободы совести……………………………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………..……33
ВВЕДЕНИЕ
Религия и право являются мощнейшими регулятивными системами, взаимодействие которых проявляется в общественной жизни людей весьма рельефно и многопланово. Аспекты религиозной и правовой жизни часто пересекаются, образуя особую и сложную сферу интересов, вовлекая в нее множество людей.
На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры, культуры и права. Считалось, что общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служила связующим звеном и создавала главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Однако декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г. Русская православная церковь была отделена от государства, а в п. 3 Декрета было закреплено право на свободу совести. 1
Идеал религиозной свободы завоевал чрезвычайно широкое признание во всем мире и в Российской Федерации, в частности, и в настоящее время он признается не только всеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека, но и подавляющим большинством конституций стран мира и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, ― провозглашает статья 2 Конституции РФ ― Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».2
В свете данной конституционной нормы изучение всех аспектов реализации свободы совести представляется не только научно актуальной, но и важной социальной, государственно-значимой задачей, так как защита права на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира, а также отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации.
В отечественной
историографии проблемам
Актуальность темы определяется прежде всего ролью религиозного фактора и прав человека в таких важнейших сферах человеческой жизнедеятельности как политика, экономика, право, образование и культура в целом. Всплеск религиозной активности, появление многих ранее неизвестных конфессий, политизация деятельности многих религиозных объединений, активизация межрелигиозных контактов обострили интерес к таким реалиям и понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский характер образования», и так далее. Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе.
Объектом данной работы является конституционное право на свободу совести в РФ.
Предметом исследования является реализация права на свободу совести в Российской Федерации.
С учетом актуальности темы в данной работе ставятся следующие цели:
І. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
1.1. Анализ содержания понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах.
Совесть – категория этики. Она характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В конституционном
праве свобода совести
Понятие "свобода" употребляется в двух значениях: одно употребляется как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению. И другое – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право". 4 Субъективное право - комплексное понятие, охватывающее все виды прав. Их объединяет то, что они принадлежат субъектам позитивного права данного государства, зависят от их воли и сознания, предоставляют им определенные юридические возможности, гарантируемые государством. Конституции всех государств мирового сообщества, международные нормативно-правовые акты о правах человека именуют их именно правами и свободами.5
Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий «свобода» и «право» пишет B.C. Нерсесянц: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право – это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права».6
По времени
возникновения право на свободу
совести и вероисповедания
По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями, (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка.7
Выделение индивидуального
характера права на свободу совести
в качестве критерия, отличавшего
ее от остальных прав и свобод, нередко
приводило к автономному
Необходимо отметить, что в ходе длительной истории развития человечества существенно изменялось не только смысловое содержание свободы совести, но и правовой механизм ее реализации. В зависимости от смены исторического этапа изменялся и объем понятия «свобода совести».
Первоначально свобода совести означала веротерпимость, т.е. право исповедовать любую другую религию наряду с господствующей. Затем, в результате демократизации общества после буржуазных революций данный термин стал обозначать свободу вероисповедания, т.е. право на свободный выбор религии. Далее в содержание понятия «свобода совести» на законодательном уровне был включен помимо свободы вероисповедания качественно новый элемент – свобода атеизма.8
Безусловно, сложный, комплексный характер свободы совести затруднял попытки дать исчерпывающее определение данному институту. Так, предлагалось рассматривать свободу совести в «широком» (через общефилософские и общесоциальные категории) и «узком» (через совокупность демократических прав и свобод) смыслах. В ходе дискуссии «широкий» смысл трансформировался в предложение понимать свободу совести как свободу убеждений в целом, «узкий» же смысл предполагал осмысление ее через отношение к религии и атеизму.9
Объем и содержание понятия «свобода совести» органически включают в себя свободу вероисповедания, которая трактуется как право человека на выбор религиозного учения, отправление обрядов и культов в соответствии с ним.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Право на свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы, регламентирующие правовое положение каждого элемента в системе «человек – религия – религиозное объединение – государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида. 10
В субъективном смысле свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, эти термины употребляются как идентичные, определяющие право на существование всех религий и возможность каждой беспрепятственно проповедовать свое учение.
Раскрывая содержание и сущность понятия «свобода совести», следует иметь в виду основные элементы данной свободы. Их перечень до сих пор остается открытым, а правовая теория не получила однозначного ответа по поводу их количества и смысловой нагрузки.
Как полагает А.С. Ловинюков, составные части понятия свободы совести позволяют отчётливо определить степень юридического обеспечения свободы вероисповедания и свободы атеизма в отдельности, он предложил выделить следующие элементы свободы совести:
1) право исповедовать любую религию;
2) право совершения религиозных обрядов;
3) право менять религию;
4) право не исповедовать никакой религии;
5) право пропаганды религии;
6) право вести атеистическую пропаганду;
7) право на религиозную благотворительную деятельность;
8) право на религиозное образование;
9) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;
10) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии.11
По мнению Симорот С.Ю., юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:
1) Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это ёмкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.
2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отравлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.
3) Право на тайну своих религиозных или иных убеждений.
4) Право на
нейтральное отношение со
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания – неотъемлемое конституционное право каждого человека следовать своим морально-нравственным убеждениям по вопросам определения своего отношения к религиозным и иным духовным ценностям не нарушая права других индивидуумов, гарантированное и обеспечиваемое государством.
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской федерации
Государство должно одновременно охранять и ограничивать свободу вероисповедания. Любая религия неизбежно влияет на общественные взгляды и нравственность. Верующий человек оценивает право с точки зрения норм своей религии, а законопослушный гражданин может оценивать нормы той и или иной религии с точки зрения права. И не всегда эти оценки объективны. Между религией и правом в светском государстве складываются весьма сложные взаимоотношения: закон без религии превращается в казуистику, а религия без закона теряет свою эффективность.
Законодательство о свободе совести есть нормативно-правовое выражение того аспекта внутренней государственной политики в отношении гражданского общества, что связан с обеспечением плюрализма мировоззрений, идей и убеждений человека. Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система.
На федеральном уровне – это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) и другие Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина в сфере убеждений.
На региональном уровне – Конституции республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.