Понятие свободы совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
1. Дать определение понятию «свобода совести».
2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ………………………………………6
1.1. Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах………………………………………………………………………………6
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации…………………………………………………………………………..12
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………18
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений…...........................................................................................................18
2.2. Гарантии свободы совести……………………………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………..……33

Вложенные файлы: 3 файла

БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Религия  и  право  являются  мощнейшими  регулятивными  системами,  взаимодействие  которых  проявляется  в  общественной жизни  людей весьма рельефно и многопланово. Аспекты религиозной и правовой  жизни часто пересекаются,  образуя особую  и сложную сферу интересов, вовлекая в нее множество людей.

На протяжении большей части человеческой истории  считалось, что истинная религия  требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры, культуры и права. Считалось, что общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служила связующим звеном и создавала главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Однако декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР  от 20 января 1918 г. Русская православная церковь была отделена от государства, а в п. 3 Декрета было закреплено право  на свободу совести. 1

Идеал религиозной  свободы завоевал чрезвычайно широкое  признание во всем мире и в Российской Федерации, в частности, и в настоящее время он признается не только всеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека, но и подавляющим большинством конституций стран мира и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. «Человек, его права и свободы являются  высшей  ценностью,  ― провозглашает статья 2 Конституции РФ ― Признание, соблюдение и защита  прав  и свобод  человека  и  гражданина – обязанность государства».2

В  свете данной конституционной нормы изучение всех аспектов реализации свободы совести представляется не только научно  актуальной,  но  и  важной  социальной, государственно-значимой задачей, так как защита права на свободу совести и свободу вероисповедания ведет к усилению стабильности и упрочению мира, а также отражает процесс взаимопроникновения религий и культур в условиях глобализации.

В отечественной  историографии проблемам свободы  совести посвящено  значительное количество работ; по данной проблематике защищены докторские и кандидатские диссертации, однако, нельзя не согласиться с тем, что  этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Актуальность  темы  определяется  прежде  всего  ролью религиозного  фактора  и  прав  человека  в  таких  важнейших  сферах человеческой  жизнедеятельности  как  политика,  экономика,  право, образование  и  культура  в  целом.  Всплеск  религиозной  активности, появление  многих  ранее  неизвестных  конфессий, политизация деятельности  многих  религиозных  объединений, активизация  межрелигиозных  контактов  обострили  интерес  к  таким реалиям и понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский  характер  образования», и так далее. Таким образом, проблемы свободы совести и вероисповедания теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе.

Объектом данной работы является конституционное право  на свободу совести в РФ.

Предметом исследования является реализация права на свободу  совести в Российской Федерации.

  С  учетом  актуальности  темы  в данной  работе  ставятся  следующие  цели: 

  1. Дать определение  понятию «свобода совести».
  2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.
  3. Выявить, опираясь на действующие нормативные акты, основные  аспекты взаимодействия государственных органов и религиозных объединений.
  4. Проанализировать  механизмы реализации  гарантии свободы совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

1.1. Анализ содержания понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах.

Совесть – категория  этики. Она характеризует способность  личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для  себя нравственные обязанности, требовать  от себя их выполнения и производить  самооценку совершаемых поступков.

В конституционном  праве свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению  к ней. Свобода совести означает свободу убеждений по отношению  к богу. Однако свободу совести  нельзя понимать примитивно, как свободу выбора между религией и атеизмом. Правовое, демократическое, светское государство, каким оно провозглашено в Конституции Российской Федерации, не может ставить своих граждан перед выбором о вере и неверии. В гражданском обществе не может не быть многообразия убеждений, правовых гарантий от проявлений нетерпимости и дискриминации на основе религиозных или других убеждений.3

Понятие "свобода" употребляется в двух значениях: одно употребляется  как возможность  человека и гражданина действовать по своему усмотрению. И другое – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право". 4 Субъективное право - комплексное понятие, охватывающее все виды прав. Их объединяет то, что они принадлежат субъектам позитивного права данного государства, зависят от их воли и сознания, предоставляют им определенные юридические возможности, гарантируемые государством. Конституции всех государств мирового сообщества, международные нормативно-правовые акты о правах человека именуют их именно правами и свободами.5

Философское понимание  свободы близко к ее конституционно-правовому  пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий «свобода» и «право» пишет B.C. Нерсесянц: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии  субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право – это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права».6

По времени  возникновения право на свободу  совести и вероисповедания относится  к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу».

 По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями, (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка.7

Выделение индивидуального  характера права на свободу совести  в качестве критерия, отличавшего  ее от остальных прав и свобод, нередко  приводило к автономному рассмотрению данного права.

Необходимо отметить, что в ходе длительной истории развития человечества существенно изменялось не только смысловое содержание свободы совести, но и правовой механизм ее реализации. В зависимости от смены исторического этапа изменялся и объем понятия «свобода совести».

Первоначально свобода совести означала веротерпимость, т.е. право исповедовать любую другую религию наряду с господствующей. Затем, в результате демократизации общества после буржуазных революций  данный термин стал обозначать свободу  вероисповедания, т.е. право на свободный выбор религии. Далее в содержание понятия «свобода совести» на законодательном уровне был включен помимо свободы вероисповедания качественно новый элемент – свобода атеизма.8

Безусловно, сложный, комплексный характер свободы совести затруднял  попытки дать исчерпывающее определение данному институту. Так, предлагалось рассматривать свободу совести в «широком» (через общефилософские и общесоциальные категории) и «узком» (через совокупность демократических прав и свобод) смыслах. В ходе дискуссии «широкий» смысл трансформировался в предложение  понимать  свободу  совести  как  свободу  убеждений  в целом, «узкий»  же  смысл  предполагал  осмысление  ее  через отношение к религии и атеизму.9

 Объем  и  содержание  понятия «свобода  совести»  органически включают  в  себя  свободу  вероисповедания,  которая  трактуется  как право человека на выбор религиозного учения, отправление обрядов и культов в соответствии с ним. 

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы  совести  в  объективном  и  субъективном  смыслах. Право  на свободу  совести  в  объективном  смысле  можно  охарактеризовать  как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы,  регламентирующие  правовое  положение  каждого  элемента  в системе «человек – религия – религиозное объединение – государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида. 10

В  субъективном  смысле свобода вероисповедания  равнозначна свободе  религии, эти термины употребляются как идентичные, определяющие право на существование всех религий и возможность каждой беспрепятственно  проповедовать  свое  учение.

Раскрывая  содержание  и  сущность  понятия «свобода  совести», следует иметь в виду основные элементы данной свободы. Их перечень до  сих  пор  остается  открытым,  а  правовая  теория  не  получила однозначного  ответа  по  поводу  их  количества  и  смысловой  нагрузки.

Как полагает А.С. Ловинюков, составные части понятия  свободы совести позволяют отчётливо определить степень юридического обеспечения свободы вероисповедания и свободы атеизма в отдельности, он предложил выделить следующие элементы свободы совести:

1) право исповедовать  любую религию;

2) право совершения  религиозных обрядов;

3) право менять  религию;

4) право не  исповедовать никакой религии;

5) право пропаганды  религии;

6) право вести  атеистическую пропаганду;

7) право на  религиозную благотворительную  деятельность;

8) право на  религиозное образование;

9) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;

10) равенство  перед законом всех граждан,  независимо от их отношения  к религии.11

По  мнению Симорот С.Ю., юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1) Право на  определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это ёмкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое  или иное  мировоззрение,  индифферентное  отношение  к  религии  и свободомыслию.

2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отравлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако  обеспечиваются  данные  права  постольку,  поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

3) Право на  тайну своих религиозных или  иных убеждений. 

4) Право на  нейтральное отношение со стороны  государства к законным формам  проявления свободы совести.12 

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания – неотъемлемое конституционное право каждого человека следовать своим морально-нравственным убеждениям по вопросам определения своего отношения к религиозным и иным духовным ценностям не нарушая права других индивидуумов, гарантированное и обеспечиваемое государством.

 

1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской федерации

Государство должно одновременно охранять и ограничивать свободу вероисповедания. Любая религия неизбежно  влияет  на  общественные  взгляды  и  нравственность.  Верующий  человек  оценивает  право  с точки зрения норм своей религии, а законопослушный гражданин может оценивать нормы той и или иной религии с точки зрения права. И не всегда эти оценки объективны. Между религией и правом в светском государстве  складываются  весьма  сложные  взаимоотношения:  закон без религии превращается в казуистику, а религия без закона теряет свою эффективность.

Законодательство  о свободе совести есть нормативно-правовое выражение того аспекта внутренней государственной политики в отношении гражданского общества, что связан с обеспечением плюрализма мировоззрений, идей и убеждений человека. Данное законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система.

На  федеральном уровне – это: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) и другие Федеральные законы,  нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. В своей совокупности они призваны регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина в сфере убеждений.

На  региональном уровне – Конституции республик, входящих в состав РФ, Уставы и другие нормативные правовые акты  субъектов РФ.

Содержание.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Понятие свободы совести